В сети появилось исследование, которое определило количество жителей Европы, регулярно посещающих храмы.
Согласно опросу, в частности, в Белоруссии регулярно посещает храмы – 30%. В то время как в России – только 17%. В Польше – 61%, в Италии – 43%, в Испании – 23%, в Португалии – 36%, в Германии – 24%, во Франции – 22%, в атеистической Чехии – 11%, в Словакии – 31%, в Австрии – 30%, в Венгрии – 17%, в Румынии – 50%, в Великобритании – 20%, а в братской Сербии – 19% и в Болгарии – 19%. Почти, как в России.
Результаты исследования прокомментировал в интервью «Русской народной линии» бывший настоятель прихода свт. Николая Чудотворца в Вероне, заштатный клирик Тверской епархии, председатель Тверского областного центра русского языка и русской культуры протоиерей Сергий Дмитриев:
Люди, проживающие в малых городах и сельской местности, приближены к своим традициям, поэтому больше посещают свои церкви. А жители больших городов более оторваны от своих корней и национальных традиций, соответственно, чаще всего менее религиозны.
Говорят, что Европа достигла дна, но мы снизу постучались. Поэтому не стоит считать, что в Европе всё плохо. Всё зависит от образа жизни человека. Люди, оторванные от своих корней, менее религиозны. А те, кто придерживается своих родовых и религиозных традиций, более церковны.
И нужно говорить о разнообразии христианских деноминаций – европейцы ходят в православные, католические и протестантские церкви. Неопротестантские общины активны в основном в крупных городах, где не так сохранена традиция.
Есть монастыри, где подвизается всего один монах. В некоторых обителях и храмах проходят концерты, беседы, выставки, поэтому люди туда ходят. И как учитывать посещение храмов, ведь люди могут приходить не на Богослужение, а на беседу, различные культурно-духовные мероприятия или просто поставить свечу, увидеть древние святыни и фрески, высокохудожественную живопись и помолиться в тишине.
В Италии сетуют, что меньше молодёжи стало ходить в храмы. Костяк католических приходов в основном составляют люди в возрасте. Хотя есть приходы, в которых много молодёжи. В Римской католической церкви активно проводят уличные акции движение неокатехуменов, уличных миссионеров, собирающих достаточно много людей.
Мне трудно судить о количестве прихожан. На мой житейский взгляд, в праздники в храмах многолюдно, а в будние дни – малолюдно, ну, как и у нас. В России также есть храмы и общины, в которые ходит очень много людей. А есть малочисленные приходы. Всё зависит от активности религиозной жизни и общинной деятельности.
Несмотря на легализацию европейскими государствами однополых «браков», простые европейцы продолжают придерживаться своих традиций. А сколько в России таких извращенцев? Мне кажется, у нас достаточно большой процент таковых. Просто в Европе они ведут себя более открыто и навязчиво, а у нас более потаено. Надо понимать, что на Западе живут совсем не только содомиты, но и много традиционных семей, многодетных семей. В Италии и других странах действуют движения за сохранение семьи. Я был знаком с лидерами итальянских противоабортных движений и за сохранение традиционной семьи. Они проводили акции в городах, съезжались в Рим со всей Италии для активного и публичного выражения своей позиции.
Некоторые протестантские деноминации спокойно относятся к гомосексуалистам и даже венчают однополые «браки». А католики, хотя снисходительно относятся к носителям греха, но к самому греху относятся серьезно и его не приемлют, как и у нас.
Поэтому нельзя утверждать, что в Европе совсем всё плохо. Во всем мире идет движение в сторону отхода от религиозности. Люди уходят в виртуальный мир, который отводит их от реальности, от Бога и традиций. В Интернете появляется иллюзия лёгкости: зачем думать о духовном, о спасении? Создавай свою «метавселенную».
237. Ответ на 231, Сергей: Ну, конечно.
Я не о статистике или истории - это, хотя бы теоретически, доступно.
Я о претензиях на знание духовной реальности (кроме того, что определено догматами).
236. Ответ на 232, Валерий:
Подходит к концу пост, поэтому думаю заканчивать здешние беседы, если не возникнет больше вопросов ко мне. Нужно постараться использовать оставшееся время с пользой.
С наступающими праздниками и Рождеством Христовым. Желаю Вам всех истинных благ.
235. Ответ на 231, Сергей:
Я о претензиях на знание духовной реальности (кроме того, что определено догматами).Сергей, я не совсем Вас понимаю. Что конкретно вызывает у Вас сомнения?
Может быть, Вас смущает то, что я делаю вывод о том, что подавляющее большинство крещеных людей находятся в погибели?
Но этот вывод как раз и основывается именно на исторических фактах (порядок проведения массовых крещений в 90-е годы – без Оглашения, без покаяния) и на учении Церкви о том, что для достойного принятия Таинства необходимо Оглашение и покаяние, без чего такое принятие Таинства оборачивается человеку в осуждение.
То есть, знание данной духовной реальности доступно каждому, кто имеет глаза, уши и верит в то, что в учении Церкви содержится Истина. Чтобы узнать эту духовную реальность, не требуется никаких дополнительных рассуждений, основанных на своих личных догадках и предположениях.
Знание этой духовной реальности дополнительно подтверждается другими очевидными фактами – официальной статистикой посещения храмов современными крещеными людьми.
Данная духовная реальность влечет за собою другую духовную реальность – что наши пастыри и архипастыри не выполняют своих пастырских обязанностей (говорю об этом мягко, так как боюсь цензуры модератора, поэтому дальше распространяться об этом не буду).
234. Ответ на 231, Сергей:
Об этом учит нас Господь в Евангелии: «СВЕТИЛЬНИК ДЛЯ ТЕЛА ЕСТЬ ОКО. ИТАК, ЕСЛИ ОКО ТВОЕ БУДЕТ ЧИСТО, ТО ВСЕ ТЕЛО ТВОЕ БУДЕТ СВЕТЛО, ЕСЛИ ЖЕ ОКО ТВОЕ БУДЕТ ХУДО, ТО ВСЕ ТЕЛО ТВОЕ БУДЕТ ТЕМНО» (Мф.6,22-23).
По толкованию святых отцов, око – это ум человека. Нужно прежде всего очистить свой ум – от ложных понятий о Вере, от ересей и суеверий и дать ему правильные понятия о Православии. Это и есть – правильное Оглашение, первый этап покаяния. Если ум будет очищен принятием правильных понятий о Вере, то постепенно в результате правильной борьбы со страстями и жительства по евангельским заповедям будет очищаться и сердце человека от страстей, а в результате этого и весь человек будет очищаться и исцеляться от греха. Постепенно человек превращается из плотского в духовного, и ему открывается духовное ведение.
Все очень просто, нужно только начать все это делать.
Если же человек не перейдет уже в этой земной жизни из состояния плотского в духовное, то спасение для него очень сомнительно. Об этом учат святые отцы. Так что нужно успевать спасаться, тем более, что времени уже, видимо, осталось совсем мало.
233.
Сергей:
«…почему люди отвращаются от своих "родных" заблуждений и обращаются к истинной вере? Это как раз удивительно. Стоять в своих убеждениях (в т.ч. заблуждениях) для человека свойственно - а вот когда человек оставил то, во что всю жизнь верил (или атеизм), и обратился ко Христу, как это происходит?»
Виктор:
«Процесс обращения человека к Вере из плена злым духам – таинственен и сложен для нашего понимания. Это результат действия многих факторов – Промысла Божия, степени произволения самого человека, того, что получил человек по наследству от своих предков – степени развития их страстей и добродетелей, различных жизненных обстоятельств и др. Поэтому нам трудно рассуждать об этом, не боясь погрешить. Бог знает, кого Он предуставил к спасению.»
/////////////////////////////////
Вообщем, получается так что ли: - родился-появился грешник, «складывай» «лапки» и… не «дергайся» - жди участи «предустановления»?
Но, насколько помнится, имеется и иное мнение по данному вопросу человека, нередко, кстати, апеллирующего к тем же самым трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) – Алексея Ильича Осипова, профессора МДА…
И звучит оно «примерно» так: возможности сегодня таковы, что человек путем умовых рассуждений, «в принципе», способен прийти к пониманию, скажем так - «наличия» Творца… А это уже для начала немало!
232. Ответ на 230, С. Югов:
Священномученик Киприан Карфагенский. Совершенно верно, уважаемый брат во Христе!
Святые отцы говорили, что к концу времен мы будем спасаться советами друг друга, опираясь на учения (священно - нравственные предания) духоносных старцев, которых к этому времени Господь скроет от нас. Поэтому я, многогрешный, советую еще раз прочитать все посты р.Б. Виктора, который раскрыл некоторые болезни как мирян, так и пастырей. А по - простому, еще раз пройти оглашение. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
231. Ответ на 224, Виктор :
Я не о статистике или истории - это, хотя бы теоретически, доступно.
Я о претензиях на знание духовной реальности (кроме того, что определено догматами).
230.
Священномученик Киприан Карфагенский.
229. Ответ на 228, Сергей:
Другое дело – когда уже крещеный и вроде бы верующий (как ему кажется) во Христа человек упорно стоит на своих еретических и иных заблуждениях. Здесь уже совсем другая степень пленения. Об этом я уже писал в п.130 – здесь к обычному плену добавляется плен СЕМЬЮ ЗЛЕЙШИМИ ДУХАМИ, которому подвергся человек за надругание над Таинством Крещения и который делает для человека ПОСЛЕДНЕЕ ХУЖЕ ПЕРВОГО, по словам Господа (Мф.12,43-45).
Отсюда и невозможность для другого человека переубедить его, как бы он ни был красноречив и настойчив, какие бы весомые доводы из Священного Писания и творений святых отцов он ему ни приводил – все будет разбиваться о каменную стену, которую воздвигли в его уме эти СЕМЬ ЗЛЕЙШИХ духов. Бесы будут приводить ему на каждый справедливый довод множество оправданий, и его искривленный ложью ум будет верить этим бесовским мыслям, которые он будет считать своими и правильными. А его сердце, в котором живут непознанные им страсти, будет реагировать на это соответствующими чувствами, подтверждающими «правоту» своих оправданий.
Поэтому, если человек крестился без Оглашения или с недостаточным, поверхностным обучением вере, и живет в этом состоянии достаточно долго, то для него обращение к Истине становится во много раз сложнее, чем для простого язычника или атеиста.
Как пишет прп. Симеон Новый Богослов, такому человеку, чтобы обратиться, нужно пролить столько слез в деле своего покаяния, сколько было воды в купели при его крещении.
Иначе говоря, человеку, который вошел через ШИРОКИЕ ВРАТА и уже достаточно долго идет ПРОСТРАННЫМ ПУТЕМ, чрезвычайно тяжело поверить в то, что он идет В ПОГИБЕЛЬ, заставить себя развернуться и пойти в противоположном направлении, чтобы снова начать свой путь, но уже войдя через ТЕСНЫЕ ВРАТА и пойти УЗКИМ ПУТЕМ В ЖИЗНЬ вечную, как заповедал Господь (см. Мф.7,13-14).
Но Богу все возможно.
228. Ответ на 216, Виктор :
По той же причине, по которой это делают и все еретики – это пленение ума злыми духами. А многие тысячи людей, которые в апостольские и последующие времена обратились от язычества и другого иноверия ко Христу - они что, разве были свободны от вражьего пленения?