Поясняя журналистам суть предлагаемых нововведений, он сказал, что сейчас существует "льгота, отраженная в законодательстве, когда гражданин жертвует государственному учреждению или учреждению, которое частично финансируется государством". "Планируется распространить эту льготу на некоммерческие организации вне зависимости от того, получают они бюджетное финансирование или нет, если они оказывают услуги образования, здравоохранения или социальной поддержки граждан", - сказал Шадрин. Кроме того, по его словам, планируется распространить эту льготу "на пожертвования в целевой капитал, а также по пожертвованиям благотворительным организациям".
По словам руководителя комиссии, заместителя председателя правительства России Александра Жукова, проблемы стимулирования благотворительности особенно актуальны в условиях нестабильной экономической ситуации. "Эти вопросы многократно обсуждались. Во избежание злоупотреблений эти льготы, ранее действовавшие, были ликвидированы, и сейчас есть новые механизмы, позволяющие ввести эти льготы и проследить их целевое использование", - сказал Жуков.
По словам Шадрина, для обеспечения льгот на благотворительность планируется внести поправки в Налоговый кодекс. Что касается конкретных поправок, то, как отметил представитель Минэкономразвития, речь идет об освобождении от налогов средств, направляемых "на лечение и образование детей, оставшихся без попечения родителей или тех, кто воспитывается в семьях с доходом ниже прожиточного минимума". Кроме того, будут освобождены от налогов средства, направляемые на охрану памятников, а также средства, выделяемые на проживание и проезд волонтеров.
Мы попросили известного петербургского благотворителя, президента ООО НПФ "ВАПА", председателя совета предпринимателей Делового сообщества "ДелоРус" Бориса Борисовича Сергуненкова прокомментировать инициативы правительства России, направленные на стимулирование благотворительной деятельности.
Русская линия: Борис Борисович, поддерживаете ли Вы меры, озвученные 19 марта на заседании комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве России? Кажутся ли они Вам достаточными?
Борис Сергуненков: Да, хотя, к счастью, иллюзий нет. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Эти меры затронули лишь второстепенные стороны и проблемы ведения благотворительной деятельности в России. Складывается впечатление, что люди, которые готовили эти предложения, сами очень далеки от благотворительной деятельности. У них нет практического опыта оказания такой помощи. Впрочем, судя по всему, они и не управляли предприятиями ни в обычных условиях, ни, тем более, в условиях глобального экономического кризиса, т.к. неизбежно столкнулись бы с очевидными проблемами законодательства в этой сфере. Про абсурдные и аморальные налоги на благотворительную деятельность мы уже говорили на страницах "Русской линии" .
РЛ: Что на Ваш взгляд препятствует благотворительной деятельности в России? Каким образом следует стимулировать благотворительную деятельность в России?
БС: 1. Ростовщичество - самый гнусный и безнравственный налог, существующий у нас (инородное влияние). Налог на все в России, включая благотворительность. Чиновники (им вторят многие СМИ) почему-то стыдливо называют это безобразное явление банковским процентом или процентной ставкой, утаивая общую суть. Ростовщичество можно понимать в узком и широком смысле этого слова. Ростовщичество в первом смысле - извлечение чрезмерной выгоды из денежной ссуды путем эксплуатации затруднительного положения должника, во втором - вообще всякая договорная сделка, при которой происходит несоизмеримое оказываемой услуге обогащение вследствие нужды или стесненного положения другой стороны... Одним из характерных признаков ростовщичества является эксплуатация нужды и стесненного положения лица, ведущая к хозяйственному его упадку... (Энциклопедический словарь Ф.А. Брогауза и И.А. Ефрона.).
Эти средневековые поборы вызывают раздражение у всего населения России. Государственная власть обязана решить этот вопрос не в пользу кучки заинтересованных лиц, которые, вероятно, и вывозят все наше достояние заграницу, а в пользу общества, создав национальные кредитные учреждения (с минимальной процентной ставкой по кредитам). Необходимо ввести уголовную ответственность за ростовщичество. Власти, к сожалению, неведомо, что львиная доля частных благотворительных проектов в различных сферах нашей жизни осуществляется предпринимателями и работниками малого и среднего бизнеса или финансируемыми ими благотворительными организациями.
Можно требовать от предпринимателей среднего и малого бизнеса, что угодно: развития инноваций, социальной ответственности, государственно-частного партнерства и т.п., только прежде, необходимо создать нормальные условия для ведения предпринимательской деятельности, обратив, наконец, внимание на реальный сектор экономики (необходимо дать оборотные средства научным и производственным предприятиям).
К сожалению, наметилась сложная и опасная для России тенденция, когда даже патриотически настроенная часть предпринимательства выталкивается ростовщичеством за пределы нашей Родины. Складывается невыносимая враждебная финансовая ситуация, которая и раньше-то не была идеальной. Оговорка, что якобы процентные ставки у нас высокие, т.к. высокая инфляция в стране, выглядит сомнительной, но мы-то знаем, что здесь всё ровно наоборот (не может быть низкой инфляции, если высокие запросы у ростовщика и спекулянта). Мы пожинаем, в какой-то мере, плоды ростовщически-спекулятивной экономики. Окунувшись в этот мир с головой, не хочется ли Вам чего-нибудь более теплого и родного, например, Русского православного духовно-нравственного миропорядка?
2. Мешают благотворительному делу нечестные и бессовестные люди, в т.ч. во властных структурах. Примитивное и узко-материальное понимание благотворительности и потеря таких важных для любого русского человека понятий, как служение Богу, Родине и Отечеству, призвания, поприща и т.п. Как Русская страна и как Русский мир могут обойтись без Православия, без одухотворенного отношения к Родине? Ведь это скрепляющий фундамент, в противном случае - мертвечина.
3. Азам благотворительности и милосердия необходимо учить с детства. А у нас в стране, к сожалению, русской молодежи в образовательных учреждениях отказывается на деле, во многих регионах России, в изучении жизненно необходимого - основ православной культуры и традиций наших предков (в том числе, и базовых основ милосердия и "общественного призрения"). Ведется вялое обсуждение относительно того, нужно ли это русским, нужно ли государственной власти в этом участвовать?
4. Благотворительность - "удел сирых и убогих". Можно услышать, что власть на местах дистанцируется от социального партнерства - благотворительности, от запросов общественных организаций и движений, делает вид, что таких организаций вообще нет, что представители власти перегружены работой другой, более важной, забывая о том, что благотворительность - одна из основных обязанностей власти.
5. Недостаточная координация между благотворительными организациями, этими организациями и властными структурами. Отсутствие доверия общества к власти и к различным благотворительным фондам. Необходимо упростить процедуру регистрации общественных организаций, не создавать благотворительных монополий, искать новые формы и способствовать обмену опытом в сфере благотворительности. Прохиндеи и ловкачи в любом случае зарегистрируют любое псевдоблаготворительное общество и структуру, а честные люди отвернутся. И отвернутся они не от благотворительной деятельности, а от представителей органов власти. К сожалению, коррупция и в этой области, как отмечалось неоднократно первыми лицами нашей страны, очень высокая.
6. Отсутствие внятной национальной политики. Титульный - русский этнос болеет, он разделен (сестра - в Белоруссии, брат - в Украине, дядя - в Казахстане и т.д.). Я думаю, нет более несчастного в этом плане народа в 20-21 веке. Практически все силы уходят на борьбу с чуждой инородной средой и на помощь друг другу.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: русским православным людям не стоит ждать милости, сидеть сложа руки и уповать только на действия властей. Многое зависит и от нас самих. Необходимо вспомнить опыт наших предков в деле благотворительности и милосердия. Необходимо объединяться. Отметим фундаментальные православные благотворительные, истинно народные объединения: православные братства и благотворительные организации православных монастырей и приходов. Их деятельность заметна и сейчас, но особенно была важна в годы гонений и смуты. Вспомним Александро-Невское братство, которое было создано в 1918 году по благословению священномученика митрополита Вениамина Петроградского (Казанского). Следует сказать, что случайно или нет, судить Вам, в самом начале этого глобального кризиса - 18 ноября 2008 года Епархиальный совет одобрил ходатайство наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Назария (Лавриненко) о возрождении деятельности Александро-Невского братства. В этот же день Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил воссоздание Александро-Невского братства.
Молитвы и подвиги наших отцов и дедов, их не только материальная, но и кровная жертва на благо Господа и Родины нашей. Вот что придает нам уверенность в нашей "победе на сопротивныя". И это не какие-то высокопарные слова и абстракция, мой род знает от этом не понаслышке, так один мой предок на 78-ом году жизни, будучи церковным сторожем, был арестован, осужден тройкой и расстрелян. Он принял мученическую кончину в 1937 году за благотворительную деятельность (согласно выданной справке: "за сбор средств на восстановление церкви..."). Конечно, хорошо бы вернуться к дореволюционной практике освобождения от налогов средств на благотворительность, при этом необходимо помнить, для кого все это делается. Все чаще мы слышим: "Россия - для всех!", но это уже не Россия, а "проходной двор". Нужно не забывать и уточнить это положение: "Россия для русских и для всех народов, населяющих Россию, которые испокон веков жили бок о бок с русским народом, которые любят и верой и правдой служат России!"