1999 год. В районной картинной галерее начинается мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Ведущая обращается к школьникам, сидящим в зале: "Ребята, о ком мы чаще всего говорим в этом году?" - "О зайцах!" - хором отвечают дети. Взрослые в смятении. Потом до них доходит: год зайца!
Конечно, повальное увлечение восточными и западными гороскопами осталось в прошлом веке, и теперь имеет маргинальный оттенок. Перекушали заморских пряных деликатесов, переболели как детской болезнью, и теперь только в шутку можно представиться: "Овен, голубой бык", или "Рак, красная обезьяна".
Но вот еду на днях в маршрутном такси. На "торпеде", как положено, иконы. Рядом с Николаем-Чудотворцем пристроился керамический бычара с кружкой пива. Спрашиваю водителя, не смущает ли его такое соседство. "Не, а чё такого?"
Впрочем, на иронию или осуждение права не имею, потому как лет двадцать назад сама основательно вляпалась в астрологию, предварительно приняв крещение и начав профессионально заниматься психологией... Но могу поделиться своим опытом с теми, кто предпочитает учиться на чужих ошибках.
В мутные 90-е альянс психологии и астрологии был очень популярен: таблицы рекомендуемых в соответствии со знаками зодиака профессиями висели даже в школах и центрах занятости. Книги по астрологии, наводнившие книжные магазины и развалы, отвечали как изысканным "интеллектуальным" и "духовным" запросам, так и самым непритязательным ("балаганная" астрология, от которой "серьезные специалисты" вроде меня воротили носы). Население православной страны, томимое духовной жаждою, расхватывало их как горячие пирожки. "Учителя" подкидывали весомые для неофитов аргументы типа того, что благодаря астрологии волхвы узнали о дате и месте рождении Христа, говорили о символической связи евангелистов Луки, Марка, Иоанна и Матфея с астрологическими символами четырех знаков Зодиака - Тельца, Льва, Орла (Скорпиона), Водолея...
Астрология интересовала меня в первую очередь как возможный метод диагностики черт характера. Я с энтузиазмом строила натальные карты на знакомых и незнакомых людей, выискивала "корелляции" с психологическими типами личности, оттачивала формулировки. Построив и проанализировав несколько сотен гороскопов, убедилась, что "узнавание" человеком себя при мало-мальски внятной интерпретации происходит только благодаря искусству интерпретатора. Более того, несколько раз при построении гороскопа я ошибалась в дате или годе рождения, но, к радости обеих сторон, "все совпадало".
Объективно процент совпадений не превышал вероятность выпадения "орла" или "решки", но разве это важно! Человек, который хочет быть обманутым, не задумывается, почему так разнятся судьбы близнецов, рожденных в одно время и в одном месте (при том, что 99,9% людей не знает точного времени своего рождения). Не удивляется, почему один и тот же аспект трактуется "в зависимости от ситуации", то есть "подгоняется" под информацию, полученную из других источников. Не берет в расчет бесконечное число разнообразных и неизмеримо более весомых факторов, влияющих на жизнь человека...
Удивительно, как легко порадовать человека - достаточно услышать от другого все, что ты и так знаешь - какой у тебя характер (это обычно видно невооруженным глазом), что ты любишь или не любишь (как правило, то же, что и все люди). А уж если названы некоторые факты биографии, очевидные и без гороскопов, восторгам нет конца. Возможно, причина обращения к психологу или астрологу в том, что каждому льстит внимание, приятно слышать рассказ о себе самом, быть в центре интересов хотя бы одного человека хотя бы короткое время.
Прогностическая несостоятельность астрологии сомнений не вызывала - если взять на себя наглость прогнозировать события жизни одного человека, то необходимо учесть бесконечное множество ежесекундно меняющихся фактов жизни всех людей, обладающих свободной волей, в том числе и когда-то живших, в их взаимосвязи. Кому это под силу?
Но ее духовный смысл оставался смутен. Зачем это нужно людям? Что дает знание о будущих событиях? Успокоение или отчаяние? Неизвестно, что хуже... Зачем мне нужно тупо выискивать странные числа в таблицах эфемерид и строить по ним фигуры, якобы способные что-то прояснить в жизни чужих людей? Неужели для меня так притягательно ощущение причастности к тайному знанию, своей исключительности, власти над другими? Похоже, так оно и было... Нужны были годы, чтобы осознать, что астрология плоха не потому, что "не работает", а потому, что работает на разрушение личности как самого астролога, так и его клиента, потому что провоцирует развитие духовно опасных личностных качеств.
Безусловно, влияние этого опасного увлечения было значительно нейтрализовано моим крещением, принятым как раз в то время, хотя бесследно для меня и моих близких не прошло. Сейчас я понимают, что легко отделалась.
Православными в России по разным подсчетам считает себя от 60 до 80% населения. При этом только доли процента россиян воцерковлены, то есть посещают храм по воскресениям и в церковные праздники, соблюдают посты, причащаются, читают дома молитвы и Евангелие и вообще стараются жить по Христовым заповедям, которые, на первый взгляд, не содержат ничего трудновыполнимого для нормального законопослушного гражданина.
"И почему вы все время говорите о какой-то особой духовности русских людей?", - недоумевает знакомая из Германии. Действительно, не напоминаем ли мы бандерлогов из истории про Маугли, которые хором кричат на все джунгли, что они самые красивые и самые умные? Позитивная самооценка!
Большинство населения имеет оккультно-языческое сознание, которое выражается не только в вере в гороскопы и приметы, обращении к гадалкам и экстрасенсам, но и в искаженном понимании учения Церкви, к которой принадлежат. Особенно это заметно в дни больших церковных праздников, когда люди ругаются в очереди за Крещенской водой или скидывают со стола чужие куличи, чтобы освободить место для своего, когда воспринимают церковные таинства как услугу, когда прибегают к ним не по вере, а "на всякий случай" - хуже не будет!
А вот это не факт. Предателей никто не любит. Если православный человек, пусть даже в угоду моде или стереотипам, обращается за помощью к враждебной стороне (а дьявольская природа оккультизма и язычества неясна сейчас только тем, кто по наивности, душевной лени или невежеству не признает очевидное), то он не только добровольно лишает себя благодатной защиты, но и отрекается от Бога. Тогда честнее и логичнее снять с груди православный крестик, убрать из машины иконы и обходить стороной православные храмы, особенно в дни больших праздников.
Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления (Москва), преподаватель Института практической психологии личности при МГУ