Конституционные перспективы интеграции славянских республик

От редакции: 20 ноября в рамках Санкт-Петербургского патриотического форума Русская линия организует Круглый стол на тему: «В днепровской купели родился единый народ… Станет ли он снова единым? К формулированию интеграционной идеологии». В связи с этим один из наших авторов, петербургский юрист Павел Иванович Дмитриев проанализировал правовые основы интеграции наших государств.

Юридические проблемы интеграции Российской Федерации, Украины и Белоруссии носят, прежде всего, конституционный характер.

Конституции всех трех государств характеризуют их как суверенных субъектов международного права.

Гипотетические способы взаимодействия этих государств могут быть в виде договоров, союзов, федераций.

Представления об интеграционных процессах в большинстве базируются на недавней истории взаимоотношений в рамках СССР, где все три республики были практически едины территориально, финансово, экономически и политически, формально представляя собой союз равноправных субъектов, таковыми, по сути, не являясь.

СССР, несмотря на присутствие в основных государство образующих документах механизма федерации, существовал по имперскому принципу подчинения воле единого центра, что обеспечивалось идеологическим влиянием КПСС, как единственной политической силы в стране. Это же обстоятельство, то есть влияние КПСС, исключало какие-либо существенные противоречия между союзными республиками.

После ослабления этого политического влияния, федеративные тенденции приобрели характер распада, так как альтернативной идеологической и политической скрепы союз республик не имел. Интеграционные процессы, которые у родственных славянских народов присутствуют всегда на уровне мощных горизонтальных тенденций, не получили своего выражения в соответствующем государственном строительстве, которое приняло характер размежевания и определения субъектной сущности каждой республики в отдельности.

Суверенное право России, Украины и Белоруссии выражено в соответствующих Конституционных актах.

Не останавливаясь на многочисленных правовых особенностях каждого из этих юридически сложных документов, хотелось бы акцентировать внимание на имеющихся в них правовых интеграционных механизмах.

Итак, какие интеграционные возможности имеют Конституции славянских республик?

Так конституция РФ в статье 65 определяет, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Между тем равноправными субъектами Российской Федерации, в статье 5 Конституции, указаны республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

Не углубляясь в процедуру образования нового субъекта Российской Федерации нетрудно понять, что вновь принятый субъект, например, масштаба Украины, при таком регулировании, будет в правах приравнен, например, к Чукотскому национальному округу. Что изначально обессмысливает все усилия в этом направлении.

При таком числе субъектов РФ теоретически исключается их укрупнение в обозримом будущем. Интеграционные процессы внутри самой Российской Федерации, не могут привести к созданию субъектов федерации по размерам и другим признакам, аналогичных славянским республикам. То есть, федерация, как государство образующий способ интеграции славянских народов не имеет очевидных перспектив.

В то же время принятие в состав РФ славянских и православных народов и территорий какими-либо частями несовместимо с действующими конституциями республик Украины и Белоруссии.

Так ст. 2 Конституции Украины определяет, что «Украина является унитарным государством». То же предусмотрено и Белорусской конституцией. Ее статья 1 устанавливает, что Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Поскольку конституция Украины действует, постольку юридически неприемлемо рассматривать правовые возможности присоединение к Российской Федерации Крымской автономии или Севастополя, хотя отдельные юридические действия в этом направлении предпринимаются. Но это больше похоже на пиар-компанию, чем перспективное начинание.

Существуют также перспективы Союза славянских республик. Их следует рассматривать с точки зрения реального опыта, полученного в ходе интеграционного процесса России и Белоруссии, длящегося уже десятилетие.

Юридической базой этого процесса на сегодня является Договор о создании союзного государства от 8 декабря 1999 года.

В соответствии со ст. 2 Договора целями Союзного государства являются:
обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств - участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств - участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
формирование единой правовой системы демократического государства;
проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

Из указанных целей, актуальными усматриваются создание единого экономического пространства, согласованная внешняя политика и политика в области обороны, согласованная социальная политика, обеспечение безопасности и борьба с преступностью.

В части экономических целей существенна конкретизация в статье 13 Договора... следующих положений:
Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.
До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств - участников продолжают хождение их национальные денежные единицы...

Статья 17 Договора... определяет предметы ведения Союза и его участников.
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств - участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
объединенные транспортная и энергетическая системы;
разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств - участников;
единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
единое законодательство об иностранных инвестициях;
разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
управление собственностью Союзного государства;
международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
функционирование региональной группировки войск;
пограничная политика Союзного государства;
стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.

К совместному ведению Союзного государства и государств - участников относятся:
принятие в состав Союзного государства других государств;
координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением настоящего Договора;
проведение согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств;
совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств - участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства;
взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами - участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;
взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;
гармонизация и унификация законодательства государств - участников;
осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;
охрана окружающей среды;
совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;
формирование общего научного, технологического и информационного пространства;
согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.

Реализация всех этих задач, пока малозаметна и существенно не проявляется в жизни народов. Вместе с тем их реализация может привести к преобладанию интересов и возможностей союза, над интересами и возможностями участников. Сдерживанию развития Союза, в его современной редакции способствует не имперская, а именно договорная роль России, которая, в отличие от исторической традиции Российской империи и СССР, избегает роли донора других участников Договора.

В стадии разработки и принятия находится Конституция союза, которая самим фактом ее принятия создаст новый уровень правосознания государств участников и их граждан.

Таким образом, интеграционные процессы России, Украины и Белоруссии более выражены в традиционной уже с 1922 года, форме союза. Однако, реальные процессы совмещения интересов существенно отличаются от тех, что имели место в прошлом Соответственно, такой союз нельзя воспринимать аналогом бывшего СССР, в свое время объединенного мощной скрепой коммунистической идеологии.

Напротив, в настоящее время в славянских республиках идут мощные дезинтеграционные политические процессы, зачастую принимающие национальную окраску. Существенно и западное влияние, совпадающее с интересами части населения. Это, в основном касается, Украины.

Союз России и Белоруссии, с возможно интегрированной в него в будущем Украиной, нельзя рассматривать и как аналог Евросоюза. Хотя, юридические конструкции этих союзов во многом схожи. Но Евросоюз никогда не имел истории объединенной Европы. В то время как Россия, Украина и Белоруссия, имеют общую, многовековую великую историю. Узы кровного родства значительной части их граждан и сегодня являются важнейшим фактором политики, и осмысления интеграции народов на конституционном уровне.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Павел Дмитриев:
Сомнительный эффект сдерживания
Если государства не гарантируют предотвращение ядерного апокалипсиса, то за решение проблемы придётся браться самим народам
23.10.2020
Упускать возможности – наше обыкновение
На фоне пандемии можно было бы инициировать меры по снижению военных бюджетов ведущих стран в пользу бюджетов здравоохранения
21.10.2020
Коронавирус может сыграть спасительную роль
Не стоит идеализировать ни самих себя, ни человечество в целом
16.10.2020
Нужны ли России окраины Империи?
Стратегическая необходимость в буферных территориях ушла в прошлое
01.10.2020
Как умирают государства
Размышления в связи с порочной практикой работы службы судебных приставов во время короновируса
24.08.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-27 20:47
Коммунизм, социализм и Церковь
Новый комментарий от Полтораки
2020-10-27 20:33
COVID-19 был создан искусственно?
Новый комментарий от Наталья Васильевна
2020-10-27 20:24
Реабилитация идеологии
Новый комментарий от Георгий
2020-10-27 19:56
От масок до вакцинации
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-10-27 18:55
Раскол в ЛДНР. Куда идти и что будет дальше?
Новый комментарий от Vladimir
2020-10-27 18:47