Фактически - это борьба с правами и свободами большинства наших сограждан. Раздувается искусственный миф о какой-то "клерикализации России". Заметьте - никто не предлагал вводить в школах религиозное образование. Предмет является светским и касается культуры.
Создается впечатление, что активные противники ОПК даже вскользь не знакомы с программой курса, против которого так непримиримо воюют. Или же (не хочется в это верить) сознательно выдумывают мифы, чтобы потом с ними спорить. Тогда по принципам демагогии оппоненты ОПК спорят "сами с собой", то есть рисуют ложный образ врага, придумывают от его имени тезисы и уже противостоят "обязательному религиозному обучению в школе", о котором ни один из авторов или сторонников курса никогда не высказывался. Но это, прямо скажем, - нечестный подход. Так действуют обычно те, кто любой ценой хочет добиться своих корыстных целей.
Намеренно игнорируется тот факт, что введение в школьную программу Основ Православной Культуры содействует единству граждан, построенному на веротерпимости и уважении к национальным корням. Именно в религиозных традициях формировалось великое искусство, образ мышления, становление науки и собственно государственность России. И ведущая роль здесь вне всякого обсуждения принадлежит Православию.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй еще в начале 2005-го года в своем выступлении на Рождественских чтениях отметил, что "предмет "Основы православной культуры" призван посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений". "Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину.... нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Выступая за введение школьного предмета "Основы православной культуры", который является... культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации".
Казалось бы, где найдутся противники этого доброго и необходимого начинания? Тем более что уже много лет наше Государство не является богоборческим. Напротив, представители власти то и дело заявляют о своей приверженности традиционным ценностям. Где на деле эта приверженность?
Итак, "Основы православной культуры в школе" - это не преподавание религии. Это предмет, который познакомит наше будущее поколение с тем культурным, нравственным, этическим и эстетическим наследием, которое стало основанием всего лучшего в нашей истории, в формировании национального характера, самобытности и самоидентификации народа.
Разве мыслима Россия без Андрея Рублева и Сергия Радонежского, без святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, без монастырей, давших начало образования, ставших оплотом патриотизма, без представлений о семейных православных традициях, воспитавших доброту, милосердие, сочувствие....
И отношение к предложенному школьному курсу - это, прежде всего, отношение к собственной культуре. Возникает впечатление, что те, кто выступает против введения ОПК, не желают, чтобы наши дети помнили о России, как таковой, чтобы они стали "гражданами мира" с размытыми (а может просто - чужими) ценностями в голове и в сердце.
На протяжении многих десятилетий большинство предметов школьной программы преподавались в духе атеистической религии. Именно религии, потому что вера в небытие Божие - это слепая, догматическая вера, не имеющая никаких эмпирических средств для подтверждения. И не важно, кто является провозвестником атеизма - коммунисты или капиталисты. Безбожие - не просто вера. Это, как правило, религиозная система со своими идолами (будь то Ленин, Сталин, Тито, Мао-Дзедун или американская мечта о карьере и пресыщении), со своими обрядами и символами (пионерская клятва, комсомольская свадьба, стояние кремлевских лидеров на мавзолее, архитектурные " шедевры" сталинского "барокко" или звездная дорожка Голливуда и американские небоскребы). Только вместо Бога, олицетворяющего любовь, справедливость, добро, обожествляются жестокие и лукавые люди, сомнительные ценности, власть, успех или просто деньги.
Сегодняшняя неверная трактовка принципов секулярности, светскости в образовании часто выглядит простым продолжением попытки материалистического подавления личности. И даже риторика борцов с преподаванием Основ православной культуры нам так знакома по "политпросу" недавних десятилетий.
Грубее всего в скандальном заявлении 10 академиков звучит противопоставление религии и науки. Это даже не смешно. Пусть вспомнят для примера слова одного из основателей астрономии нового времени, выдающегося ученого Иоганна Кеплера (1571-1630): "О, как счастлив тот, кому дано через науку возвышаться до небес. Там видит он превыше всего творчество Божие!.. Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты удостоил меня этой величайшей радости: изучать творение Твое... О, как велик наш Бог! Да воспевает непрестанно душа моя славу Его!"
Многие наиболее яркие ученые были людьми глубоко верующими, и в каждом своем открытии видели Бога. Упомянем лишь некоторые общеизвестные примеры. Монах Грегор Мендель явился основоположником генетики. Верующие ученые Макс Планк, Шредингер и Борн создавали квантовую физику. Профессор Д.Е. Мелехов - глубоко православный человек, один из основателей отечественной социальной психиатрии. Своей религиозности не скрывали Нильс Бор, Николай Коперник, Исаак Ньютон, Михайло Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Луи Пастер, Андрей Туполев, Николай Пирогов. А знаменитый ученый-физиолог академик Иван Павлов, соблюдавший православные традиции на глазах у большевиков?! Разве не вправе об этом знать российский школьник?
Но авторы протеста хотят, чтобы и сегодня, как в советский (не секулярный, а агрессивно антихристианский) период из всех учебников тщательно вымарывались ценности, мысли и факты, связанные с религиозностью и подлинной культурной традицией. Чтобы биологию, химию, физику пытались поставить в услужение материализму в духе банальных штампов - "в космосе Бога не видели".
А русская литература. Как можно отвернуться от христианских исканий, религиозно-нравственных переживаний наших классиков. Представьте Достоевского, Гоголя, Гончарова, Пушкина вне православного понимания большинства их произведений. А что было сделано в нашей "светской" школе? При помощи Белинского и авторов хрестоматий - из русских писателей и поэтов всеми неправдами делали революционеров - безбожников, вырывая из контекста, перетолковывая, уродуя тексты литераторов и умы детей.
Разве при подобном подходе есть место свободе выбора подрастающего поколения. Сегодня школьникам остается получить искаженные сведения о родной культуре, узнать полуправду о науке, познакомиться с подправленными атеистической цензурой писателями и после этого "свободно" выбирать?
Нет. Свобода наступает лишь тогда, когда говорят правду. А ребенок, живущий в стране, где само Государство обязано Православию своим происхождением и становлением имеет право знать правду об истории, культуре и традиции своего народа.
Наше время приучило нас смотреть на все события с позиции: "а кому это выгодно?" Кто заинтересован сегодня в запрещении преподавания предмета "Основы православной культуры"?
Многие регионы практически единогласно приняли необходимость введения в школьные программы ОПК. Многочисленные светские и религиозные (не только православные) общественные организации и их лидеры высказались в поддержку курса. Большинство родителей в России выступают за. Кто же против культурологического предмета "Основы Православной Культуры"? Кто против нашего права воспитывать российских детей в лучших традициях нашего народа, сохраняя свои корни и связь поколений?
Как ни парадоксально - это очень небольшая, но очень активная группа либеральных ораторов, известных прозападными суждениями и чиновники Министерства образования Российской Федерации. Получается, что те и другие - сознательно или нет - льют воду на мельницу организаторов концептуально-информационной войны против России, против будущего нашего народа.
Известно, что США за последние 15 лет в 4 раза увеличили расходы на разработку, изготовление и приобретение средств информационного оружия, которое позволяет ему заменить или превзойти "физическое" оружие массового поражения. Информационные войны позволяют уничтожать личность или народ целиком, не производя механических разрушений. Общество может потерять способность к политической, культурной, национальной самоидентификации.
Мы часто недооцениваем тот факт, что современная разновидность информационных войн решает не только "ближние" пропагандистские задачи, но и задачи снижения демографического потенциала страны, изменения психоэмоционального типа нации, направления культуры и самосознания народа по другому пути.
Для манипуляции и управления, для экономического и политического порабощения народа, против которого ведется информационная война, необходимо деморализовать его, заставить забыть о своем великом прошлом, утратить религиозные, нравственные и культурные ориентиры. Тогда народ перестанет быть народом. И самое простое - оторвать население страны с самого детства от его корней. Тогда дальнейшие манипуляции общественным сознанием и "промывка мозгов" станет тривиальной задачей.
Заметим, что не только ликвидация предмета "Основы православной культуры", но и другие аспекты этой информационной войны осуществлялись различными зарубежными силами при содействии или попустительстве Министерства образования Российской Федерации.
Я думаю, все мы помним агрессивное внедрение в российские школы мунитского сектантского курса "Мой мир и я", начавшееся в 1992 г. при поддержке чиновников Министерства образования РФ. В тысячах школ - почти повсеместно - перешли систему так называемого "нравственного воспитания" по этому идеологическому сборнику, разработанному тоталитарной, социально-опасной, деструктивной сектой Муна, известной, кстати, своими плотными связями с американскими разведывательными структурами.
Фактическая цель курса - подготовить сознание преподавателей, учащихся и их родителей принятию учения Муна, провозгласившего себя "солнцеподобным" "царем человечества". В 90-е годы по приглашению Министерства образования России в санаториях Крыма побывала 21 группа из представителей руководства региональных органов образования. Идеологические семинары и лекции "Мир во всем мире" и "Мой мир и я", организованы и оплачены сектой Муна, но под эгидой министерства образования. Затем ректоры вузов, школьники и студенты (всего - свыше 60 тысяч человек) с той же целью съездили на берег Черного моря. Ряды адептов антинациональной и преступной секты резко пополнились.
Упомянутый учебный курс "Мой мир и я", толкующий личность и общество в извращенной и пошлой форме сопровождался рекомендациями и восторженными отзывами некоторых академиков, членов-корреспондентов, профессоров от образования. А В РЕЗУЛЬТАТЕ - искалеченные судьбы и семьи. Может некоторым академикам надо подумать о своем образовании - не о совокупности информации в голове и научных трудов в активе, а о формировании духовно, нравственно и интеллектуально здорового образа, о выборе ценностных ориентиров. А то, как-то не по себе становится, когда зеленый свет дается деструктивным силам корейского происхождения американского разлива, а непреступная преграда возводится элементарному экскурсу по родным ценностям, знакомству с наследием своего народа...
А уроки по сексуальному воспитанию российских школьников, подготовленные Международной Федерацией планирования семьи и её российскими филиалами?! Уничтожение романтики, нормального чувства стыдливости, подмена представлений о любви информацией о физиологических деталях с малого детства, фактически фашистская программа, направленная на сокращение численности населения (не будем углубляться - об этом много писалось). Разве все эти срамные учебники (которые и взрослому человеку стыдно в руки взять), курсы с ролевыми играми, распределение противозачаточных средств среди шестиклассников - это все случилось без ведома Министерства образования?
Какие ценности предлагали учебники по половому воспитанию? Сексуальное насилие, например, представлено как всего лишь отклоняющаяся (практически безобидная) форма половых отношений. Школьникам предложен лживый термин - "постыдная девственность". Не разврат, не пошлость, не распутство, оказывается постыдны, а девственность... Один из разделов предлагает "Пути выхода из состояния беременности" восьмиклассницам, а девятиклассницам объясняют, что такое сексуальная свобода личности, какие существуют разновидности и варианты проституции. Своего рода - введение в профессию.
И где была забота Министерства образования о секуляризации, когда в российские школы вводился курс валеологии, пропагандирующий учение сектантского движения "Нью-Эйдж". Курс продвигался представителями секты и не встретил сопротивления со стороны бдительных чиновников от образования, без которых и "муха" в школьную программу не залетит.
Тогда на лицо - пресловутые двойные стандарты, подмена понятий. К чему это может привести?
Как известно, эксперименты с истреблением из жизни народа традиционной религиозности приводят к тому, что наступает разновидность примитивного язычества, обожествляется что-то из земного, здешнего, создаются псевдорелигии и псевдокульты. Внутренняя религиозность, которой наделен каждый человек от рождения, находит тогда реализацию в суррогатах. Как это бывает - мы все знаем по нашему недавнему прошлому.
Помните, как Маяковский "молитвенно" общался с фотографией Ленина, или как один из советских авторов писал о Сталине:
"Он с нами в борьбе и работе,
Он с Громовым в воздухе был,
Он вел стратостаты в полете,
Рукой пианистов водил".
Разве этим "вечно-живым", которые "всегда и везде со мной" покланялись меньше, чем древним языческим идолам?
А что этому предшествовало? Герои поэмы Александра Блока, двенадцать апостолов "нового евангелия", кричат: "Пальнем-ка пулей в святую Русь".
Мы что хотим повторить подобное?
Сегодня помимо тоталитарных систем и деструктивных сект, появилась еще и уродливая псевдорелигиозность корпоративных восточных и западных бизнес-сообществ. Да мало ли претендентов, желающих незаконно занять "свято место", которое, как известно, пустым не останется.
Немало появилось желающих спекулятивно, ложно истолковать принцип отделения Церкви от Государства. Этот принцип, прежде всего, предполагает невмешательство Церкви в дела государственных органов управления, а Государства во внутренние дела Церкви. После долгих десятилетий тотального и грубого давления и вторжения атеистической власти в жизнь каждого монастыря, каждого храма - православные первыми "голосуют" за отделение, то есть за возможность осуществлять свободное исповедание. Но важно понимать, что отделение Церкви от Государства не означает её отделение от общества, от народа, от права на созидательную роль, которая не раз служила спасению России в тяжелые времена. Церковь не претендует ни на какие государственные функции. Сфера религии - это, прежде всего, отношения человека с Богом. Для действительно верующего человека - это существеннее всех его остальных задач. Другое дело, что религиозный, нравственный, культурный (а слово культура имеет своим происхождением культ) закономерно является наиболее добропорядочным, законопослушным и честным гражданином.
К сожалению, Церковь в настоящий момент не имеет возможности влиять на общественную жизнь в той мере, которая соответствует ее созидательной исторической роли. И уж тем более нет никакой "клерикализации". Всё это - преднамеренный вымысел. Напротив, есть чья-то попытка вычеркнуть Церковь из социальной жизни, вновь очернить православие, заставить его представителей оправдываться...
Справедливости ради замечу, что в целом ряде западных, как принято говорить, цивилизованных стран (например - в Италии и в Германии) в светских учебных заведениях допускается преподавание не только культурологических (как ОПК) дисциплин, но и богословских. И никто не говорит, что пострадали принципы секулярности.
Наш народ и так претерпел значительный разрыв с духовной культурой прошлого, и это привело к весьма плачевным результатам. Пора прекратить заниматься идолотворчеством и позаботиться о сопричастности подрастающего поколения лучшим образцам и традициям. Лучшие образцы нашей родной отечественной культуры - будь то живопись, музыка, литература или архитектура - творили люди, воспитанные в православной традиции. И истоки этой традиции заслуживают и требуют бережного, внимательного и уважительного изучения.
Православие, хотят этого или не хотят противники ОПК, явилось основанием российской культуры и важной составляющей культуры общемировой. И сегодня как воздух необходимо возвращение духовно-нравственных основ в систему школьного образования ради сохранения исторического наследия нашего Отечества, ради воспитания представлений о свободе совести, уважения к религиозным взглядам живущих здесь народов. Именно такой подход содержит предмет "Основы православной культуры". Нельзя научить человека уважать чужую культуру, не научив любить и понимать собственную.
Настоятель Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен ИОАНН (ЕРМАКОВ)