Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел не только бесценное наследие. Это наше общенациональное достояние.
Президент России В.В. Путин. Из выступления на заседании Государственного Совета РФ 26.12.2006
ИСТОКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Школа Народного Искусства императрицы Александры Федоровны является уникальным учебным заведением, продолжающим дело отечественных педагогов и ученых второй половины XIX - начала XX веков: К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, С.И. Миропольского, Н.И. Ильминского, Д.И. Менделеева и многих других. Вслед за ними ныне действующая Школа Народного искусства своей главной задачей видит органичное соединение полноценного современного светского образования и традиционного национального духовно-нравственного воспитания. Причем такое соединение представляется нам возможным только на пути восприятия учащимися традиции, живой исторической памяти народа, хранящейся в формах народного искусства.
При всем разнообразии учений, концепций, идей в педагогике второй половины XIX - начала XX веков можно выделить два главных, магистральных направления - западно-ориентированное и национально-ориентированное.
К концу XIX века западно-ориентированное направление было вполне сформировано и именно оно определило широкое педагогическое сознание этого периода.
Национально ориентированное направление, его основы, его главные принципы по праву связывают с именем К.Д. Ушинского (ценность наследия которого сегодня пытаются поставить под сомнение, в чем мы видим глубокое заблуждение) и тех русских педагогов, кто стремился к реализации высказанных им идей во всей полноте и цельности, кто развивал и применял их в менявшихся исторических условиях.
В этом ряду особое место занимает уникальный опыт Школы Народного искусства Императрицы Александры Федоровны, опыт, получивший свое возрождение и развитие в наше время.
На рубеже XIX-XX веков, развивающийся мировоззренческий и духовный кризис привел к тому, что, лучшие люди обращаются к школьному делу; обеспокоенные судьбой России, они притекают к истокам национального миропонимания (традиционной культуре, народному искусству) с целью воспитания национального духовного характера у будущего поколения.
Именно поэтому русская педагогическая мысль, развившись в русле теории и практики, сделала закономерным появление в Петербурге в 1911 году Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны.
СОЗДАНИЕ ШКОЛЫ
Женская "Школа Народного Искусства" основана в С.-Петербурге 13 ноября 1911 года по мысли и воле Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Школа состояла в числе учреждений Императорского Женского патриотического общества и имела целью подготовить мастериц по избранному каждою из них ремеслу, которые, вместе с тем "обладали бы познаниями необходимыми для повышения художественной стороны соответствующих кустарных производств."
Государыня Императрица, постигая Россию, осознавая огромный народный талант, своеобразие русского искусства, искала возможность своего вклада в русскую культуру. И такой точкой приложения ее сил становится Школа Народного Искусства, открытая в 1911 году как форма "возвращения долга трудовому народу".
В силу определенных исторических условий на рубеже веков ощущался кризис русской традиционной культуры и народного искусства. Казалось, что далеко теперь до музейных образцов XVI-XVII вв., что все виды ремесел под городским и мануфактурным воздействием "мельчают и теряют печать исконного вкуса и гармонии". Хотелось обновления и возрождения прежнего мастерства. Именно этим и занялась Императрица Александра Федоровна. "Со времени прибытия своего в Россию Государыня Императрица близко ознакомилась, как с современными кустарными изделиями, так и с произведениями старорусского бытового искусства, хранящимися в музейных сокровищницах России, оценила по достоинству вложенное в них богатство русского народного творчества, но с прискорбием усмотрела, что наше современное кустарное производство, изменяя своему народному духу, поддается мало-по-малу влиянию образцов западно-фабричной промышленности и вследствие этого порывает связь с художественными традициями прошлого, становясь безличным и беспочвенным".
Тогда же возникает идея создания Школы, которая помогла бы установить новые связи - между славным прошлым и настоящим народного искусства, между столицей Российского государства и самыми отдаленными деревнями; между народным искусством и церковным; между народными мастерицами и профессиональными художниками...
И дело оказалось столь современным и емким, что сразу переросло себя, и Школа стала значительно большим явлением, чем узкое понятие "школа".
Мотивы создания Школы Народного Искусства в 1911 году формулирует её попечительница В.П. Шнейдер. Она отмечала, что если на западе принимаются меры для сохранения народного искусства, которое в большинстве случаев уже исчезло, то в России для этого не делается ничего. А между тем "Россия по богатству народного творчества, климатическим и бытовым условиям, создавшим кустарный труд, является единственной страной в мире."
В начале XX века Россия энергично выходит на международную арену, стремительно набирая темп своего экономического и промышленного разви¬тия. Интересно, что при этом именно народное искусство становится визитной карточкой нашей страны, и на таких известных выставках, как Всемирная выставка в Париже 1900 года, "Выставка Народного Искусства" в Берлине, в 1909 году, Россия заслужила пальму первенства среди 52-х стран мира. Успех Русского Кустарного отдела на Всемирной Выставке в Париже превзошел все ожидания.
"Высшую награду grand prix получили изделия, находящиеся под высочайшим Государыни Императрицы Александры Федоровны покровительством Домов трудолюбия и Работных домов, а также работы монастырей, собранные под личным наблюдением Августейшей представительницы Главного Комитета Государыни Великой Княгини Елизаветы Федоровны".
Всего золотых, серебряных и бронзовых медалей и почетных отзывов был удостоен 281 человек. Спрос на предметы народного искусства значи¬тельно превысил предложения. Именно через рукоделие, народное искусство, кустарные церковные художества тогда, век назад - в 1900 г. - мир открывал для себя Россию - всю глубину, мощь, целостность народной традиции; всю красоту, основательность, открытость, пасхальную радость русского бытия.
Попечительницей вновь созданной Школы Народного Искусства Государыня Императрица назначает Варвару Петровну Шнейдер (1860-1941 гг.) - художника и этнографа. Она назвала Школу "Царицыной светлицей" (по типу существовавшей при Московском дворе с XVII века) и представлявшей "целый мир художественной деятельности русской женщины".
В Школе, обучались крестьянские девушки из 29 губерний России (лучшие мастерицы); послушницы и монахини из разных монастырей. Современники называли Школу "деревней в столице" и "художественным монастырем", так как в Школе овладевали и церковными художествами (иконописью, шитьем, искусством фресок). А. И. Бенуа назвал Школу "женским университетом фольклора", увидев в ней "огромный улей, в котором с утра до ночи кипит работа. Куда ни откроешь двери, всюду во всем этом уютном светлом помещении сидят милые, совсем юные девушки и девочки, которые заняты разнообразным рукоделием. И вся эта молодежь неумолкаемо поет, не потому, разумеется, что так приказано, а потому, что ей радостно на душе". Императрица была желанной гостьей в Школе, была в курсе всех ее дел, не называла ее иначе, как "моя дорогая школа...".
Особенно высоко Государыня Императрица Александра Федоровна ценила новизну идеи Школы Народного Искусства, которая заключалась в том, чтобы максимально устранить разрыв между художником-творцом и мастером-исполнителем. В идеале Школа должна была стать таким учебным заведением, которое выпускало из своих стен людей, знающих то или иное ремесло и вместе с тем разбирающихся в художественных вопросах, относящихся к области соответствующего ремесла. Надо сказать, что Школа Народного Искусства, учрежденная в начале XX века, вполне отвечала вышеозначенной настоятельской потребности в мастерицах-художниках, и проект устава этой Школы был составлен в соответствии с требованиями, которые предъявляла сама жизнь.
Профессиональная готовность воспитанниц Школы формировалась и проверялась ежегодными командировками учениц по разным регионам России с целью проверки умения самостоятельно организовать работу в художественных мастерских, создать соответствующее кустарное производство и уметь воздействовать на своих будущих учеников.
Годовая практика в конце трехлетнего обучения еще раз закрепляла умения, навыки, полученные в процессе учебы.
По окончании Школы выпускницы должны были основать на местах мастерские по избранному ремеслу, с высокой степенью ответственности учить новое поколение секретам народной вышивке, ткачеству, крашению, искусству финифти, а также иконописи.
Кроме того, в Школе читались краткие обзорные курсы лекций. Например: счетоводство, гигиена, естествоведение (естествознание), народоведение (отечественная история). Существовали классы хорового пения (по желанию), большое внимание уделялось физическому развитию (гимнастика).
В немногочисленных "Отчетах" Школы мы находим свидетельства о домовой церкви во имя Покрова Божией Матери при Школе Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны. Уникальность идеи создания Школы состояла в том, что изначально предполагалось, что вся Школа, в том числе и храм, должны быть оборудованы руками воспитанниц.
В Архиве Государственного Русского Музея хранится замечательный документ. Это небольшая записка В. Н. Шнейдер от 1923 года, где она говорит о роли Музея в общеобразовательном процессе, о том, что музей должен быть не музеем - выставкой, а музеем - школой, создающей живое руководство через инструкторов, воспитанных на образцах Музея. Инструктор должен связать образец и рисунок с исполнителями на местах, содействовать возобновлению исчезающих старинных работ, продолжая местную традицию, следуя канону.
Таким образом, роль музея при первой и единственной в своем роде Школе состояла в поднятии интереса к национальной старине, в сохранении традиций народных ремесел. Крайне важным представлялось изучить канон в народном искусстве и свободно творить в его рамках.
Одно слово употребляется в "Отчетах" чаще других: "упадок". Упадок образования, упадок сельского хозяйства, упадок народного искусства, упадок нравственности, веры, национального самосознания... Нарастало понимание губительности для России этого процесса. Что же противопоставить упадку?
Возвращение к истокам, к азам, обретение духовного смысла любой крестьянской деятельности (будь то крестьянское хозяйство или народное искусство), воссоздание цельности православного миропонимания, непременное, скорое практическое приложение своих сил. Казалось, что создателям школ сроки были известны - они торопились.
Важно было хорошо и добротно учить детей, но еще важнее было их воспитать в той живительной среде, которая сама по себе являлась лучшей школой. Понятие среды, конечно, шире географического местоположения. Одной из важнейших задач школы было создание "духовного дома". Дома, хранящего национальные традиции, собирающего и изучающего предметы народного искусства и быта; дома, где воспитывают детей "во всяком благочестии и чистоте". Отчеты донесли до нас свидетельства о высоком умении, нравственной чистоте и духовной зрелости выпускников школ.
В Школе Народного Искусства ученицы, владеющие основами народного искусства, с легкостью могли овладеть и церковными художествами, возрастая духовно в трудах в храме во славу Божию. Все созидание Школы Народного Искусства как духовного дома являлось истинным всплеском соборности накануне страшной катастрофы.
Школа Народного Искусства была живым и притягательным центром для многих людей, "ростками будущей России", которым не суждено было вырасти, окрепнуть и дать плоды. Но наработанный опыт, программа действий и модель остались. Изучение этого опыта дает нам основание верить в жизнеспособность русской национальной школы.
Возникновение Школы Народного Искусства было явлением закономерным, обусловленным потребностями общества того времени. Императорская школа привнесла своё - более деятельное отношение к сохранению и развитию народного искусства, которое уже тогда воспринималось как национальное достояние.
Таким образом, Школа Народного Искусства к началу ХХ века представляла собой сложную систему образования, воспитания и духовного развития будущих граждан России, жизнеспособную и в современных условиях, что доказывает наш 14-летний опыт ее программного возрождения.
ЗДАНИЕ ШКОЛЫ
До 1915 года, до постройки родного дома на Екатерининском канале, 2, Школа сменила три адреса. Самим Императором Николаем II подбирается новое место для Школы Народного Искусства, на слиянии реки Мойки и Екатерининского канала, у дивной решетки Михайловского сада, под покровом храма Спаса (на Крови). Государь стремился вписать новую школу в духовный центр Петербурга. Из каждого окна школы были видны храмы - Казанский собор, церковь Конюшенного ведомства, Пантелеймоновская за Фонтанкой, кресты церкви Зимнего Дворца, а за Невой - Петропавловский собор.
Здание по адресу наб. Екатерининского канала 2 было построено в 1915 по проекту архитекторов Н.Е.Лансере, Л.Н.Бенуа и И.Ф.Безпалова, во внутренней отделке здание принимали участие П.И.Нерадовский, Н.И.Брягин и А.В.Щусев.
Центром школы становится церковь Покрова Пресвятой Богородицы, занимающая полтора этажа, а под ней располагался богатейший школьный музей, коллекция которого сейчас хранится в Русском музее.
"Городская" природа обступала школу: Михайловский парк, Летний сад, Марсово поле, Нева. И сам дом строится архитектором Е. Лансере в стиле Петровского барокко - как бы на два столетия укореняясь в нашем городе. Казалось, на века...
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
В Школе обучались крестьянские девушки из 29 губерний России (лучшие мастерицы), послушницы и монахини из разных монастырей. Современники называли Школу "деревней в столице", "Царицыной светлицей" и "художественным монастырем". Императрица была желанной гостьей в Школе, была в курсе всех ее дел, не называла ее иначе, как "моя дорогая школа...".
Преподавание в Школе велось по двум основным отделам: церковному и народному, которые не противопоставлялись, а органично дополняли друг друга.
Изучалось все богатство русской вышивки: вышивали шелком, золотом, бисером, мережками, плели кружева, точали кожу, вышивали иконы, используя прориси из иконописного класса. В ткацкой мастерской изучались все способы тканья (от простого до сложного), а в красильной мастерской ученицы сами окрашивали материалы.
Вся работа Школы была построена на началах творчества - поощрялось умение видеть, чувствовать и исполнять в соответствии со знанием образцов (раритетов) и следованием канонам, которые складывались веками.
ДОМОВЫЙ ХРАМ ВО ИМЯ ПОКРОВА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
При проектировании Школы центральное место в ней отводилось храму, который занимал полтора этажа (арх. А.В.Щусев). Храм был торжественно освящен 31 марта 1916 года. На торжественном освящении присутствовала Государыня Императрица с Царственными дочерьми Ольгой и Татьяной. Церковь была расписана самими ученицами, выполнившими копии новгородских фресок храма Спаса-на-Нередице, и отделана в новгородском стиле, ими же были написаны иконы для иконостаса под руководством П.И. Нерадовского и Н.И. Брягина. Ученицы также изготавливали облачения и хоругви, пели в церковном хоре.
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ОБРАЗЦОВ
Одновременно с образованием Школы стал формироваться музей, созданный П. И. Нерадовским. Музей Школы был создан в первое полугодие ее существования (с января по май 1912 г.). Рисование по различным образцам русских орнаментов в виде вышивок, платков, парчи, резных и расписных деревянных изделий уже велось по оригиналам своего музея. Музейные экспонаты использовались в учебном процессе изначально. Пополнялся музей работами лучших учениц, а также за счет покупок и многочисленных пожертвований.
Ученицы Школы ходили зарисовывать старинные оригиналы, снимать швы и разбирать ткани, хранящиеся в Русском Музее Александра III, в Императорском Эрмитаже, в Музее барона Штиглица и др. Но основной курс практических занятий, т.е. изучение старорусских швов, переборов и переплетений, способов шитья и тканей, ученицы проходили по образцам, хранящимся в Музее Школы.
Окончив Школу Народного Искусства, девочки при различных народных школах в разных губерниях должны были основывать мастерские по избранному ремеслу и суметь научить новичков всем секретам вышивки, ткачества, крашения и т.д.
Школа Народного Искусства стала принципиально новым учебным заведением в России, которое основывалось на самом духе народного творчества, исходило из потребностей самого народа. Уже в самом своем рождении Школа имела "твердую почву и опору" в национальном начале русского народа, с его "изумительным чутьем красоты", внутренним, интуитивным чувством гармонии, радостным пасхальным восприятием мира.
В 1919 году Школа Народного Искусства была реформирована в Техникум кустарной промышленности, который просуществовал в школьном здании до 1927 года. Потом следы Школы ведут в Лугу, где в помещения школьной дачи "Светелка" Варвара Петровна Шнейдер, попечительница Школы, продолжала учить детей вместе со своей сестрой, Александрой Петровной, до 1936 года, до их ссылки в Саратов.
ВОССОЗДАНИЕ ШКОЛЫ
Школа Народного Искусства императрицы Александры Федоровны была воссоздана в 1992 году усилиями Фонда возрождения традиционной культуры памяти кн. М.К. Тенишевой. Свою деятельность Школа начинала с одного подготовительного класса (10 человек) и одного небольшого помещения в ДК. В 1994 году Школа переехала на улицу Витебскую,6 (неподалеку от Никольского собора). Фабрика Одежды Санкт-Петербурга, попечители Школы, предоставили ей свое четырехэтажное здание. Но уже несколько лет это здание, казавшееся первоначально таким просторным, не может вместить всех желающих здесь учиться. В 2001 году Школа осуществила свой первый выпуск. В 2006/2007 учебном году в 10 классах Школы обучается более 100 учащихся. Особенностью Школы является большое количество детей из многодетных семей - более 25%.
Важнейший момент в выстраивании жизнедеятельности любой школы - определение главных принципов ее функционирования.
Назовем основные принципы нашей Школы:
I. ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ.
В основе этого принципа - собирание, изучение и программное продолжение опыта исторической Школы.
Знаменательно то, что, являясь правопреемниками только одной Санкт-Петербургской Школы, впитывая в себя ее историю, мы ощущаем неразрывную связь и с другими дореволюционными школами, в которых жила духовная и народная традиция, например, со школой С. А. Рачинского в Татево, с сельскохозяйственной школой М. К. Тенишевой в Талашкине и др. Этот живой процесс преемственности позволяет Школе твердо становиться на свою традиционную национальную почву.
Преемственность - это открытость ПРОШЛОМУ во имя БУДУЩЕГО. Дети, освоившие в Школе подлинные основы традиционной культуры, будут способны воспринять духовную традицию своего народа, жить ею, передавать ее своим детям. "Так Русь святая возродится..."
II. ДУХОВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ - это второй важнейший принцип Школы, заключающийся в последовательном воспитании национального духовного характера в наших детях.
В исторической Школе, в ее здании (как, впрочем, и во всех дореволюционных Школах Санкт-Петербурга) располагался храм.
Именно потребность духовного воспитания, "духовная жажда" стала основной причиной возрождения Школы в 1992 году.
Жизнь воспитателей, воспитанников и их семей в православной вере постепенно созидает соборное единство, являющееся мощной движущей силой; научает детей осознать отечественную историю как цепь подвигов русских святых, сделавших Русь Святою, осознать всю духовную глубину нашей культуры; приучает детей любить и уважать других людей, бежать от греха, иметь активную подвижническую позицию. Дети должны иметь перед собой духовный пример родителей и учителей, с которых спрос очень велик. И, наконец, только духовное воспитание дает возможность ощутить силу соборности - коллективного возрастания Школы во Славу Божию; создает плодотворную атмосферу любви. "А где любовь, там и Бог", - гласит народная пословица.
Учителя нашей Школы, задумываясь над будущей жизнью наших дорогих детей, непременно оглянутся назад и подумают: "А какие воспитательные требования были у наших учителей-предшественников в дореволюционной Школе Народного Искусства? Вот они:
1. Воспитание в православной вере.
("Никто, якоже Бог")
2. Воспитание сыновней, деятельной любви к России.
("Какое счастье, что ты русский!")
3. Воспитание любви к ближнему.
("Ты не один на белом свете").
И как бы ни пытались мы изобрести какие-то новые требования, более современные, более необходимые для духовной жизни детей в XXI веке, мы вынуждены будем признать, что, думая о созидании России, о русском пути, о национальном духовном характере, более верных требований воспитания детей и юношества нам не найти. Мы можем их уточнить, расширить, но суть их изменить нельзя.
Удивительно, что наша Школа-предшественница с момента своего основания (1911 год), еще не пережившая послереволюционного истребления национальной культуры, интуитивно (а, может быть, имея в виду нас как будущего адресата) создала в центре Петербурга Дом, как место обитания носителей традиционной культуры. Петербург чутко воспринял эту большую школьную семью учениц со всей России, находившихся под августейшим покровительством последней русской императрицы.
Другими принципами деятельности Школы являются:
III. ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
Школа Народного Искусства, работая по государственным базовым программам, строго следит за соответствием уровня знаний учащихся Петербургскому образовательному стандарту, что, на наш взгляд, является основной задачей любого образовательного учреждения.
В учебном процессе используются передовые педагогические технологии, плодотворные идеи представителей педагогической мысли прошлого (наследие К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского и др.), альтернативные современные учебники, содержание которых соответствует основным национальным ценностям.
IV. УКОРЕНЕННОСТЬ В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ.
Народная традиция, практически разрушенная в трех поколениях, будет воссоздаваться в сознании ребенка через родное слово К.Д. Ушинского, русскую народную песню, народные обычаи, традиционные ремесла, через постижение стройного лада крестьянской жизни, через духовный свет церковной жизни в ее буднях и праздниках.
V ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО.
Школа должна созидаться, как родной Дом, где сама атмосфера, согретая любовью, начинает помогать нам внутренний духовный дом каждого - так желанный нами духовный лад. Дети, воспитанные в таком доме, с легкостью начнут строить свой собственный дом, свою семью со многими детьми, как малую церковь. И уже во взрослой семейной жизни им легче будет войти в общину церковную или монастырскую, а там уже сделать свой шаг и к Дому Отца нашего Небесного.
Школой разработана программа "Дом" по изучению народного и церковного искусства, этнографии, ремесел. Созидание школьного дома как духовного, целостного, родного, - основная задача Школы.
VI НЕРАЗРЫВНОСТЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И ЦЕРКОВНЫХ ХУДОЖЕСТВ
Теоретическое и практическое изучение народного искусства, постижение его канонов, понимание его неповторимой красоты и целесообразности, выстраивание традиционных отношений мастера и ученика - все это дает детям верное представление о национальном душевном ладе, когда "руки в работе, а сердце в молитве".
Нашему поколению довелось увидеть уничтожение русской деревни, а, следовательно, и народных мастеров, но само умение неистребимо и наше поколение стало свидетелями приложения народного умения в деле восстановления храмов. Народные резчики резали иконостасы, ткачихи - ткали пелены, вышивальщицы овладевали искусством золотого церковного шитья.... Веру убивали - не убили, деревню добивали - не добили, крестьянин (хрестьянин) - он же носитель народной традиции, как птица Феникс, должен воскреснуть из пепла. Народное искусство несокрушимо: глубокая живая вера народа у его истоков.
VII ПРИНЦИП СОБОРНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ
Любые тяготы на Руси преодолевали соборно - всем миром. Так дерзновенно наша Школа пытается воспитывать в равной мере учащих и учащихся. Где, в каких традиционных условиях осуществлялась искони эта многотрудная задача совместного возрастания? В патриархальной многочадной семье, в крестьянском добром доме, (открытом для странников), в церковной общине.
Соборность - один из основополагающих принципов Школы, лежащий в истоках национального характера - он труднее всего достижим сегодня из-за семидесятилетнего злоумышленного повреждения личности русского человека. Школа стремится к со-работничеству, совместному сотрудничеству, коллективному возрастанию, состарательному содействию друг другу, совету и соратничеству во всех областях школьной жизни, таких как: формирование педагогического коллектива, создание церковной общины, собирание артели мастеров, в изучении прошлого нашей Школы ради соборной целостности его с ее настоящим и будущим; стремлением жить большой патриархальной крестьянской семьей в нашей школьной усадьбе "Воскресенское" и, наконец, соборное объединение единомышленников на традиционных ежегодных школьных педагогических конференциях для соборного обсуждения актуальных проблем современного образования.
С другой стороны, принцип открытости и соборности подразумевает и широкие всероссийские и международные контакты на основе веры и "всемирной отзывчивости" (Ф. М. Достоевский). Любые плодотворные международные контакты показывают нам единство народных корней - лишний раз доказывают и подтверждают человеческое братство - единство Божьего творения.
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА
Школа Народного Искусства императрицы Александры Федоровны - негосударственное образовательное учреждение, аттестованное и аккредитованное по всем ступеням среднего общего образования; имеет лицензии на преподавание по программам с углубленным изучением народных ремесел. С первых дней возрождения Школы ее особенностью стало углубленное изучение народных традиций и ремесел. Обучаются дети в небольших группах (по 3-7 человек) у лучших мастеров-педагогов следующим ремеслам:
•Народной вышивке
•Золотому шитью
•Ковроткачеству
•Ткачеству на рамах и ручных станках
•Народному орнаменту
•Росписи по дереву
•Народной игрушке: северной деревянной и тряпичной кукле
•Плотницкому делу
•Иконописи
•Лоскутному шитью
•Народной и церковной музыкальной культуре
•Теснению по коже
Школа не ставит целью подготовить из своих учеников мастеров, профессионально владеющих всеми названными ремеслами. Каждый учащийся, помимо обязательных уроков ремесла, выбирает по своему желанию факультативные курсы и специализируется уже в избранной области народного искусства.
Наряду с овладением народными ремеслами, ученики осваивают и церковные художества, благоукрашают школьный Храм во имя Покрова Божьей Матери. Он расположен внутри нашего школьного здания. Именно общинная жизнь возрожденного школьного Храма позволяет формировать в Школе единую духовно-нравственную среду.
В возрожденной школе Храм играет ведущую роль в духовно-нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Школьная община включает учащих, учащихся и их родителей. Дети поют в церковном хоре, шьют облачения, учатся писать иконы - постигают все многообразие церковных художеств. Каждый день начинается с общей молитвы в Храме, ученики читают Евангелие, по праздникам служится Божественная Литургия.
ПАЛОМНИЧЕСТВА
Каждый год в начале лета учащиеся всех классов Школы (девятиклассники - после экзаменов) отправляются в паломнические поездки по святым местам и монастырям России, в фольклорно-этнографические экспедиции, на сельскохозяйственную практику. За годы существования возрожденной Школы наши ученики побывали в Карелии, в Смоленске и Талашкино (усадьба Тенишевых), в селе Татево (родина и место трудов С.А. Рачинского), повторили школьный поход в Нилову Пустынь по следам С.А. Рачинского и его учеников. Ученики ведут поисковую работу по истории школы в Луге. Школа возрождает всероссийские связи исторической школы с 29 губерниями и монастырями, откуда до революции посылали учениц в Петербург, в Школу Народного Искусства императрицы Александры Федоровны, а также с центрами традиционных народных промыслов. Наши экспедиции побывали в Москве, Севастополе, Калуге, Осташкове, Пушкинских горах, в деревнях Псковской, Тверской, Смоленской, Ленинградской и Новгородской областях, в Полховском Майдане и Крутце. Особое место занимают паломничества в Шамординский и Оптинский, Тихвинский и Александро-Свирский, Введено-Оятский и Нило-Столобенский, Троице-Сергиев и Валаамский монастыри. "Душой постигаем Россию", - отозвались об одной из поездок учащиеся Школы. За 15 лет восстановлены дореволюционные связи Школы со всей Россией.
Каждая практика, паломничество и экспедиция тщательно готовятся в течении всего учебного года, каждый ученик имеет свое индивидуальное задание, результатом выполнения которого является фотовыставка, общешкольная конференция, подробный иллюстрированный письменный отчет, написанный в свободной творческой форме.
В своих поездках вглубь России дети знакомятся с традиционным укладом народной жизни, с народными мастерами, владеющими всеми тонкостями ремесла, глубже постигают историю Отечества. И, главное, притекают сердцем к духовным святыням нашей Родины.
СЕЛЬСКОЕ ИМЕНИЕ ШКОЛЫ ВОСКРЕСЕНСКОЕ
Существует у Школы и постоянная база для проведения летних практик - это школьная усадьба в селе Воскресенское (50 км. от Тихвина).
Этот дом постройки 1917 года был подарен Школе Народного Искусства в 1996 году. На базе этой усадьбы ежегодно Школа осуществляет этнографические, фольклорные, ремесленные и земледельческие практики, совершает паломничества в Тихвин, Зеленецкий монастырь, Старую Ладогу и т.д. Жизнь детей подчиняется православному укладу благочестия. В селе будет восстанавливаться храм Воскресения Христова (арх. Тон) и планируется строительство деревянной часовни, возродятся ремесла и, надеемся, будет создан научно-методический центр "Сельская школа" для сохранения малокомплектных сельских школ Ленинградской области (Школа Народного Искусства является экспериментальной площадкой Института социальных проблем сельской школы РАО).
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Предметы ремесленного цикла преподаются в Школе в рамках основного образования, так же как и народная музыкальная культура. Однако для учащихся, желающих углубленно специализироваться в области музыки или художественной культуры, при Школе существует музыкальная и художественная школа. В ее программе основной акцент сделан на народное и церковное пение, фольклор; искусство народной росписи и орнамента.
Для более углубленного профессионального обучения в этих школах заключены договора о сотрудничестве и привлечены преподаватели Государственной консерватории и Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
Уже не первый год функционирует школьный хор - победитель и участник многих вокальных конкурсов, фестивалей, участник художественной программы Всероссийских выставок.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Важнейшим условием эффективного функционирования Школы является подбор, а в перспективе и воспитание, педагогических кадров, несущих в себе не только знания русской культуры и понимание духовного смысла народного искусства, но и лучшие духовные качества русского человека. Для подготовки таких кадров в 2001 году был заключен договор о сотрудничестве с психолого-педагогическим факультетом Российского Государственного педагогического университета им. Герцена, с Российской Академией образования. В рамках этих договоров осуществляется профессиональный контроль над педагогической практикой старшеклассников и их подготовка в Педагогический Университет, приезд специалистов из РАО в Петербург для оказания методической помощи Школе, осуществляются совместные издания. Вопреки тенденции последнего времени, среди старшеклассников Школы служение педагога многими рассматривается в качестве осознанного выбора жизненного пути. Неслучайно для учеников старших классов Школы введена педагогическая практика медицинская и земледельческая, а все выпускники поступают (кроме престижных ВУЗов СПб) на различные факультеты РГПУ им. А.И. Герцена.
Необходимо отметить, что такой опыт вызывает интерес и понимание у педагогов как Петербурга, так и России в целом. С 1997 в Школе проводятся ежегодные Всероссийские научно-практические конференции; материалы конференций публикуются.
В ноябре 2006 года возрожденной школе исполнилось 14 лет. Наши выпускники уже работают в Школе. За эти годы много изменилось внутри Школы и вне ее. Жизнь диктует новые цели: создание дошкольного, начавшего действовать в 2006/07 учебном году и среднего педагогического учебного заведения на базе Школы. Потребность в православных учителях, знающих традиционную культуру своего Отечества, ценность народного искусства, сегодня особенно велика.
Во всей полноте должны восстановиться дореволюционные связи Школы со всей Россией, чтобы как прежде в ней могли обучаться дети (потом и студенты) со всех ее регионов.
Будущая Школа Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны может стать методическим центром для других школ подобного типа, желающих возродить ее жизнеспособную модель: непрерывное образование от дошкольного к высшему, соединение светского образования и духовного воспитания, основанных на глубоком практическом изучении традиций духовной, материальной культуры и искусства нашего народа, - как основы национального образовательного проэкта.
"ОТСТОИМ ШКОЛУ - ОТСТОИМ РОССИЮ", - пишут дети в своих школьных сочинениях.
Наталья Ивановна Пономарева, кандидат педагогических наук, директор Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны
P.S. Эта статья была написана 26 декабря 2006 года - в этот же день прозвучало выступление Президента России В.В. Путина на заседании Государственного совета о необходимости сохранения, поддержки и развития традиционной культуры и народного искусства народов, населяющих нашу страну.
Смею предположить, что это были те самые слова, которых так долго ждали все мы - учителя Школы, ее научные руководители М.А. Некрасова (РАХ), проф. М.М. Громыко (РАН), проф. М.Л. Гурьянова (РАО). Отрадно сознавать, что опыт, наработанный Школой Народного Искусства императрицы Александры Федоровны, сможет реально помочь решению задач, поставленных Президентом России.