Несостоявшийся ХХ век: Черносотенная альтернатива российской модернизации

Доклад на конференции "Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа". Москва, 28 октября 2005 года

Конференция "100-летие Союза Русского Народа" 
0
457
Время на чтение 5 минут
Часто любят повторять, что у истории нет сослагательного наклонения, забывая при этом мудрые слова В.О.Ключевского: "Явления человеческого общежития регулируются законом достаточного основания, допускающим ход дел и так, и этак, и по-третьему, то есть случайно".

Выступление Я.А.БутаковаПравому движению столетней давности по-прежнему навешивают ярлык "реакционности", подразумевая под этим термином то, что оно стремилось повести Россию "вспять по пути прогресса". Между тем оценки такого рода могут даваться только с точки зрения того, к какому результату Россия пришла в итоге революционного процесса. Необходимо здесь учесть и тенденции общемирового развития. И, подойдя к оценке черносотенства с этих объективных исторических позиций, мы увидим, что оно не только не заслуживает обвинений в "ретроградности", но, напротив, воплощало в себе единственную реалистичную альтернативу тому, что в действительности случилось с нашей страной в ХХ веке.

В последние десятилетия установка рассматривать все явления российской истории через призму "модернизации" стала чуть ли не официальной. Основанием же для возникновения данной концепции послужил тот несомненный факт, что история России в течение довольно длительных периодов протекала в русле некой "подражательной парадигмы". Западнические реформы Петра I были не первым ее выражением, ибо еще раньше был великий державный Ренессанс Ивана III, а на заре Руси - принятие Христианства. Но объективным содержанием всех этих преобразовательных, "модернизационных" эпох всегда было не "догоняющее развитие" по западному пути, а необходимость сохранения русской великодержавности в меняющемся мире. В этом ключе сподручнее рассматривать и революцию ХХ века.

Революция 1905 года была только бурным эпизодом в процессе слома старой и нарождения новой социально-политической системы. Начало этого процесса следует отнести ко времени, последовавшему сразу за отменой крепостного права, а завершился он вовсе не в 1917 году, а много позже. Пожалуй, российскую революцию можно считать в основных чертах закончившейся к середине 30-х гг. прошлого века, с полным разрушением старой социально-сословной структуры, экономической системы и стабилизацией политических институтов. Эта новая система во многих своих существенных чертах походила на старую, хотя в таком виде, в каком плохо поставленный фильм походит на книгу, по которой был написан сценарий.

Большевики - в этом их заслуга - плохо или хорошо, но выполнили историческую миссию: на несколько десятилетий превратили Россию в могучую военно-индустриальную державу. Эта технократическая квази-империя, опиравшаяся на новейшие достижения цивилизации, в том числе и в области технологий воздействия на массовое сознание и подавления всякой оппозиции, во-многом основывалась на традиционных ценностных установках в отношении власти, но "очищенных" от христианского человеколюбия. Культ личности вождя был ничем иным, как культом монарха, но в такой степени, в какой он никогда не осуществлялся в России, напоминая черты восточного деспотизма. В аграрной сфере большевики, разрушив общину, заново создали нечто подобное, хотя и худшее - колхоз, и возродили в новой форме "крепость земле" (месту работы).

Тем не менее, большевикам удалось восстановить и ценностную этику государственного служения, и пафос доверия к главе государства, т.е. все те компоненты, которые Иван Ильин, например, считал неотъемлемыми для монархического сознания. Сам культ личности был не столько прославлением самого Сталина, сколько восхвалением идеальных качеств правителя.

Объективный результат революции 1905-33 гг. не планировался никем из её устроителей и вождей. На него нельзя найти никаких указаний ни у Ленина, ни у Троцкого, ни у Сталина. Даже белогвардейские эмигранты, типа "сменовеховцев" (Н.В.Устрялов и др.), внимательно следя из-за границы за эволюцией советской власти, всё равно не смогли в полной мере предсказать грядущие трансформации. Жизнь распорядилась так, как не ожидал, видимо, никто из деятелей, союзников и противников революции. Только Константин Леонтьев ещё в 80-е годы XIX столетия смутно провидел нечто подобное.

Итак, унитарная сверхдержава с автократическим правлением, отсутствием гражданских свобод и политических прав в западном понимании, но победившая в самой тяжёлой войне ХХ столетия - таков итог революции 1861-1938 гг. Этот итог никак нельзя однозначно назвать антироссийским. Мыслил ли кто в 1905 году, особенно среди либералов, что поднявшееся революционное движение придёт именно к такому финалу?

Только исходя из этого конечного результата всего революционного процесса и нужно оценивать альтернативы 1905 года. Тот путь, на который хотела свернуть Россию антимонархическая оппозиция, был тупиковым. 1-я половина ХХ века в большинстве европейских стран ознаменовалась триумфом не либеральной демократии, а жёсткого авторитаризма. Российская интеллигенция поднимала и донашивала обноски 1789 года, когда Европа их уже сбрасывала с себя. Политические основы автократии всегда гораздо лучше подходили для осуществления задач, которые история постоянно ставила перед Россией.

В 1905 году отчетливо проклюнулся росток будущего, не отвечавшего ни либерально-революционным, ни кондово-реакционным представлениям о путях России. Но он был тут же заглушен терниями с обеих сторон. Я имею ввиду как раз то мощное правое движение, которое в ответ на бесчинства революционеров поднялось из толщи народных масс и, в условиях повсеместной растерянности властей, во-многом способствовало погашению той первой вспышки революции.

Представим себе такую картину. Во главе государства - неограниченный монарх, он же и глава единственной легальной политической партии (скажем, "Союза русского народа"). Эта партия, при своей массовости, представляет собой кузницу кадров для государственного аппарата. Законодательный орган, избираемый под контролем партии, штампует законы, выработанные той же партией и вносимые в него Государем. Это похоже на советско-партийную автократию, но почему такая система была бы несовместима с автократией монархической? Либеральный вариант развития России, как показала история, был утопией.

Только такая эволюционная "модернизация" политического строя России, а вовсе не его демократизация в духе кадетских программ, имела альтернативное будущее в ХХ веке. При сохранении монархии для преобразования России в современную технократическую державу не потребовались бы ни революции, ни раскулачивание, ни многое из того, что кровью отметило путь нашей страны в минувшем столетии.

Конечно, такое государственное устройство неизбежно стало бы по-своему демократичным. Никто иной, как Ленин, писал о "мужицком демократизме", свойственном черносотенным организациям. Для своего выживания монархический строй должен был последовательно провести принцип "каждому - по способностям, а не по происхождению, не по богатству и не по связям". Ещё Пётр I произвёл грандиозную перетряску и ротацию правящего класса, пополнив его талантливыми выходцами из низов. Россия нуждалась в "революции сверху", но не в сторону либерализации, а по типу революции петровской - в сторону усиления государственно-распределительного начала.

Разумеется, что такая монархия по своему социальному устройству была бы уже не той, что прежде. Следовало отменить необоснованные сословные привилегии, оставив лишь те, которые даруются за службу, обуздать алчные аппетиты буржуазии, а может быть и провести национализацию, открыть всем равный доступ к образованию и государственной карьере - то есть сделать то, что сделала впоследствии советская власть, ибо подобные изменения давно требовались жизнью. Для них вовсе не нужно было разрешать антигосударственные партии, созывать парламент и т.п. Требовавших подобное следовало подавлять в зародыше, и ресурс для такого подавления заключался в демократическом по составу, но не по целям, национальном черносотенном движении. Только самодержавие могло провести назревшие изменения без потрясений, без разрушения русского национального сознания и русской духовности, не разрывая ткань органического развития России. Короче, исторический шанс России заключался в превращении из сословно-авторитарной монархии в монархию всесословно-тоталитарную.

Но столетие назад никто не мог предугадать, какие социальные и политические формы "выбродят" в России через несколько десятков лет. Торжество "общечеловеческих ценностей" казалось близким, всеобщим и долгим не только либералам. Нужно было поистине сверхчеловеческое предвидение, чтобы верно усмотреть единственно спасительную гавань для русского государственного корабля, и сверхчеловеческое напряжение всей воли (не только одного главы государства), чтобы его туда привести.

Ярослав Александрович Бутаков, кандидат исторических наук, сотрудник "Агентства политических новостей"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Александрович Бутаков
Венский конгресс: сто лет мира
С 1812 по 1914 год неприятель не переходил западную границу России
05.09.2014
Нужны ли России русские?
У Федеральной миграционной службы РФ своя «государственная» политика
25.05.2012
Превратится ли КПРФ в ХДС?
Думские коммунисты выступили в защиту христианских ценностей
19.04.2012
В России появится партия «славянофилов»?
Альтернативой западничеству может стать только самобытная русская политическая доктрина
24.03.2012
Все статьи Ярослав Александрович Бутаков
Конференция "100-летие Союза Русского Народа"
«Двуглавый Орёл» расправляет крылья
После освобождения от балласта, видимо, появились силы взлететь
30.10.2020
Правые организации г. Харькова (1902-1917 гг.). Краткий очерк истории
Доклад на конференции "Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа". Москва, 28 октября 2005 года
08.11.2005
О проблемах в идеологии правых партий
Выступление на конференции "Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа". Москва, 28 октября 2005 года
07.11.2005
Право-монархические салоны Петербурга-Петрограда в конце XIX-начале ХХ века
Доклад на конференции "Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа". Москва, 28 октября 2005 года
05.11.2005
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07