Среди событий последних дней не прошла незамеченной инициатива депутата от КПРФ в Госдуме России Сергея Гаврилова (на фото) по созданию «межфракционной группы в защиту христианских ценностей». Она выглядит вполне определённым заявлением о позиции КПРФ в общественной полемике о роли Православия в жизни современной России. Вместе с тем, это и показатель конкретных политических тенденций.
После известных событий в заявлениях ряда церковных и светских деятелей прозвучали сравнения современных оскорбителей православных святынь с большевиками 1920-х гг. Эти сравнения уже не раз за последние недели обостряли идеологическую борьбу в обществе. В частности - не только усилились голоса за перезахоронение вождя большевиков из мавзолея на кладбище, но и было высказано авторитетное в церковных кругах мнение о желательности признания трудов В.И. Ленина экстремистской литературой.
Наверное, даже противники не могут не отдать должное выдержке руководителя КПРФ в этих условиях. Он не ответил на прямой вызов «коммунистическим святыням», но в то же время чётко обозначил свою позицию по отношению к святыням национальным. Тем самым показав, чтó именно является для него приоритетной ценностью.
9 апреля с.г. на заседании фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов заявил буквально следующее: «Армия и православная вера - вот два столпа, которые после ликвидации завоеваний советской власти будут в первую очередь вырубаться под корень ненавистниками русского народа и России, главная задача которых - уничтожение нашей духовности и традиций... Сегодня мы наблюдаем скоординированную кампанию нападок на Русскую Православную Церковь со стороны представителей агрессивных либеральных сил».
Тем самым, Геннадий Андреевич определил позицию возглавляемой им партии в противостоянии, которое характеризуется во многих СМИ как конфликт между «агрессивным либерализмом» и Русской Православной Церковью. Коммунисты - с Церковью.
А уже 12 апреля депутат ГД от КПРФ из Воронежской области, председатель думского комитета по вопросам собственности (в прежней Думе он был заместителем председателя комитета по транспорту) Сергей Анатольевич Гаврилов заявил о создании в Думе межфракционной группы по защите христианских ценностей. Данную инициативу КПРФ тут же поддержала правящая партия. В организацию названной группы включился депутат от «Единой России» Сергей Александрович Попов (заместитель председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций).
По словам С.А. Гаврилова, проект создания такой группы был одобрен священноначалием Русской Православной Церкви. «Многие депутаты различных фракций Государственной Думы едины в оценке роли и значения Русской Православной Церкви для сохранения духовно-нравственной, культурной и общественно-политической самобытности Российской Федерации как уникальной христианской цивилизации», - заявил депутат в интервью «Интерфаксу».
Разъясняя свою инициативу на сайте КПРФ, С.А. Гаврилов подчеркнул:
«Руководство КПРФ никогда не занимало антихристианских позиций. Нельзя ставить нынешним коммунистам в вину грехи 20-х годов, деяния «воинствующих безбожников» Ярославского-Губельмана или последние масштабные «хрущевские» гонения на Церковь в начале 60-х...
Церковь дает нам основу для духовно-нравственного единения, поэтому пока жива христианская вера, есть надежда на спасение России и ее народа. Мы считаем, что граждане Российской Федерации должны иметь право быть защищены от насилия деструктивных сект, ничем не ограниченной проповеди гедонизма, разврата и убийств, потребления наркотиков и алкоголя, игромании, человеческих пороков и извращений и тому подобного...
Вне зависимости от партийных и идеологических различий, многие депутаты Государственной Думы осознают, что православное христианство сыграло определяющую роль в истории, культуре и традициях русского народа и других коренных народов Российской Федерации, в становлении страны как мировой державы, в ее неоценимом вкладе в мировую культуру... Мы способны совместно использовать все доступные возможности Федерального Собрания Российской Федерации для утверждения в нашем обществе ценностей долга, чести, ответственности, трудолюбия, творчества, нравственной целостности, силы духа, любви к Отечеству и всему Божьему творению».
По словам депутата, участники группы намерены придать своей инициативе широкий международный резонанс:
«В Европе, возникшей как христианская цивилизация, достаточно здравомыслящих политиков-традиционалистов. Мы намерены развивать международное сотрудничество для совместной защиты христианских ценностей, поскольку считаем, что будущее Европы, как и будущее возрожденной Российской Федерации, заключается не в насаждении вседозволенности, тотального потребительства, дегуманизации, попрании базовых норм человеческого общежительства, а в возврате к традиционным, православным христианским ценностям».
В принципе, в означенной позиции КПРФ нет ничего нового и удивительного. КПРФ всегда заявляла о своей приверженности традиционным русским ценностям.
Однако ситуация сегодняшнего дня позволяет предполагать, что на этот раз данное позиционирование может быть воспринято неоднозначно сторонниками коммунистов. Ведь не секрет, что левые взгляды в обществе в последнее время не убывают. А стандартными признаками левых всегда считались антиклерикализм и атеизм. В наше время эти настроения получают дополнительную подпитку в убеждении о том, что Церковь превратилась-де в часть аппарата «эксплуататорского государства». С этих позиций КПРФ, кстати, уже давно не является левой партией. Но похоже, что теперь и последние остатки левого (в привычном смысле этого слова) электората будут коммунистами потеряны.
Поскольку такое следствие нынешних заявлений и инициатив руководства КПРФ просчитывалось заранее, то очевидно, что Г.А. Зюганова и его партийных коллег это не смущает. Так как мы имеем дело со средой, где большую, если не решающую роль, играет политический прагматизм, позволительно думать, что КПРФ предполагает окупить потерю части левого электората более значительными (с её точки зрения) политическими выгодами. Как бы положительно ни оценивать предпринятую по инициативе КПРФ защиту христианских ценностей, мы вправе видеть в этом не только следование велениям сердца, но и определённый политический расчёт.
Руководство КПРФ уловило политический тренд текущего момента, заключающийся, на взгляд автора статьи, в «воцерковлении политики», то есть в ожидаемом появлении на политическом ландшафте России силы, последовательно выступающей с позиций традиционного христианства (то есть, для нашей страны, Православия).
Во многих западных странах (преимущественно католических) христианско-демократические партии являются неотъемлемой частью политического спектра. Более того, в некоторых странах (Италия, Германия) они находятся у власти десятилетиями. В России же ниша христианской партии до сих пор пустует.
Теоретически у КПРФ есть некоторые предпосылки, чтобы занять эту нишу. Христианско-демократические партии выступают с позиций социал-реформизма, а КПРФ является типичной социал-реформистской партией в западном понимании. Остаточный социализм и русский национал-патриотизм в идеологии и практике КПРФ могут в конечном итоге дать плод в виде русской версии христианского социализма. Нет сомнения, что такая партия имеет все шансы на дальнейшее политическое существование.
Но имеются и объективные препятствия к тому, чтобы именно КПРФ сыграла такую роль.
Вряд ли нишу христианско-демократической или христианско-социальной партии можно будет занять без явно выраженной поддержки Церкви. Ведь в западных странах соответствующие партии весьма тесно сотрудничают с клиром. Есть глубокие основания сомневаться в том, что РПЦ из всех партий предпочтёт именно КПРФ в качестве желательного субъекта «христианской политики». Кроме того, в современной России такая успешная переориентация идеологии оппозиционной партии невозможна без явной поддержки государственного аппарата и правящей партии. А сможет ли КПРФ приобрести такую поддержку в этом деле - тоже большой вопрос.http://www.stoletie.ru/vzglyad/prevratitsa_li_kprf_v_khds_954.htm