О проблемах в идеологии правых партий

Выступление на конференции "Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа". Москва, 28 октября 2005 года

Конференция "100-летие Союза Русского Народа" 
0
437
Время на чтение 3 минуты
Одна из проблем правых партий состояла в парадоксе, прослеживавшемся еще в деятельности М.Н.Каткова: критикуя власть, хотя и справа, они объективно способствовали падению авторитета этой власти, что, в свою очередь, подрывало авторитет самодержавия, которое эту власть назначало и должно было контролировать. На конференции был приведен сюжет о том, как думские "правые" обвиняли "Прогрессивный блок" в критике правительства в совершенно неподходящий для этого момент. Но до Первой мировой войны правые сами позволяли себе быть в оппозиции правительству. Показательна реакция правых на созыв законодательной Государственной Думы. Многие черносотенцы не хотели принимать этот акт Монаршей воли, ставший законом. Чего стоят призывы Илиодора (Труфанова) "еженедельно драть министров "розгами, а Столыпина, как самого опасного, пороть по средам и пятницам, дабы помнил постные дни".

Один из членов "Прогрессивного блока" националист В.В.Шульгин уже тогда осознавал всю проблематичность ситуации. Он полагал, что не критиковать власть нельзя, считая эту критику с думской трибуны "выпусканием пара", но при этом им подспудно осознавалось, что выражение недоверия правительству оборачивается усилением недоверия к самодержавной власти.

Еще одним "пробным камнем" для правых в отношении к законности стало "дело Бейлиса". "Почему вы думаете, - писал в ответ на обвинения в измене правому делу Шульгин, - что мы должны быть солидарными с теми людьми, которые хотя мыслят с нами почти одинаково и, в общем, стремятся к одной с нами цели, но употребляют для этой цели недопустимые и неумные средства?". Шульгина больше всего волновала именно проблема сохранения в обществе доверия к российской юстиции и репутации России на международном уровне: "Изменяйте законы, делайте их строже или мягче, но достоинство народа требует, чтобы это были законы, а не беззаконие"

Показательна и реакция националистов на участие одного из лидеров правых В.М.Пуришкевича в убийстве Григория Распутина. Их возмущала как бравада содеянным уголовным преступлением, так и то, что устранение Распутина объективно переводило недовольство народа со "старца" на самого монарха. Даже люди, далекие от публичной политики, подобно Друцкому-Соколинскому, были в ужасе, что Государь не в состоянии привлечь граждан своего государства к уголовной ответственности за убийство подданного. Тем самым наглядно проявлялось бессилие самодержца, что не добавляло ему авторитета.

Вот эта борьба за установление законности и порядка не совсем, а подчас и совсем незаконными средствами и являлась слабой стороной правого движения. Появившись как реакция на беззаконие революционеров, правое движение зачастую позволяло себе действия, схожие по форме с леворадикальными. Показательно, что стоящие следом за черносотенцами в партийно-политическом спектре России начала XX века националисты и умеренно-правые, входили в возникшую после обнародования октябрьского манифеста Партию правового порядка" (с отделами в Киеве, Минске, Саратове и Петербурге). Сущность своей тактики эта партия определяла как "борьбу на два фланга": с одной стороны, против революции, с другой - против реакции.

Еще одна проблема правого движения связана со знаменитой триадой "Православие, самодержавие, народность". Несмотря на позицию ряда современных авторов, полагающих, что эту триаду следует относить лишь к эпохе Николая I, на мой взгляд, все консервативные мыслители вплоть до 1917 г. в той или иной степени явно или подспудно обращались к лозунгу "Православие, самодержавие, народность", давая ему трактовки в духе своего времени. Однако, хотя православие формально и ставилось в этой триаде на первое место и, несмотря на глубокую личную веру многих правых деятелей, на первый план выходил всегда самодержавно-государственный интерес. Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн, характеризуя русское самосознание XIX в. с православных позиций, отмечает: "Мощная централизованная государственность, рассматриваемая Церковью лишь как условие удобнейшего и скорейшего спасения душ человеческих, как "ограда церковная", обеспечивающая надежную защиту народным святыням, - эта государственность приобретала в глазах русских империалистов самостоятельное, самодовлеющее значение". И его основной задачей стало самосохранение. Церковь рассматривалась на уровне государственной идеологии. Но даже в этом случае ей зачастую отводилась непростительно неполноценная роль.

Здесь есть своя логика. На первый взгляд, сохранение сильного самодержавного государства объективно способствует и сохранению церкви. Однако на деле подобная доминанта государства над церковью пагубным образом сказалась на обоих началах. И кризис государства, проявлением которого стали события 1917 г. развивался параллельно с кризисом Церкви. Обеспокоенные церковным упадком, консервативные слои общества сходились в необходимости церковных преобразований, но единого взгляда на то, какими они должны быть, не было. В начале века, особенно после революционных событий 1905 г., все больше сторонников набирала идея созыва церковного Собора и избрания Патриарха. Правительство же, не заинтересованное в подобных переменах, старалось отложить эту идею на неопределенный срок. В результате правые силы оказались в двойственном положении, вынужденные искать компромисс между поддержкой самодержавной власти и идеей величия Православной Церкви.
Светлана Михайловна Санькова, кандидат исторических наук (Орел)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Михайловна Санькова
Все статьи Светлана Михайловна Санькова
Конференция "100-летие Союза Русского Народа"
«Двуглавый Орёл» расправляет крылья
После освобождения от балласта, видимо, появились силы взлететь
30.10.2020
Несостоявшийся ХХ век: Черносотенная альтернатива российской модернизации
Доклад на конференции "Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа". Москва, 28 октября 2005 года
10.11.2005
Правые организации г. Харькова (1902-1917 гг.). Краткий очерк истории
Доклад на конференции "Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа". Москва, 28 октября 2005 года
08.11.2005
Право-монархические салоны Петербурга-Петрограда в конце XIX-начале ХХ века
Доклад на конференции "Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа". Москва, 28 октября 2005 года
05.11.2005
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06