На фоне очередного «отречения» от концепции «Москва — третий Рим», проскользнувшего недавно в нашей церковной среде, на видеоканале «Русский в хорошем смысле» вышло интереснейшее интервью на тему идеи «Москва — третий Рим».
Гостем студии стал Илья Сергеевич Вевюрко — религиовед, кандидат философских наук, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова:
Учёный предлагает глубокий взгляд на идею «Москва — третий Рим», не делая пресловутого сведения к исключительно «политической концепции», но показывая духовный смысл и культурно-исторический контекст, предлагая поразмышлять о прошлом и будущем России с точки зрения того, осуществляет или нет наша страна свою миссию по сохранению христианства в мире. И. С. Вевюрко говорит: «Отказаться от идеи «третьего Рима» — это не значит дезавуировать какое-то учение. Это значит отказаться от своей миссии, которая объективно есть до сих пор. Можно просто объективно сравнить возможности России с возможностями других православных государств. Не только как государств — как стран, демографического потенциала и так далее. И если мы эту миссию с себя слагаем — думаю, мы на шаг или несколько шагов становимся ближе к той «обуявшей соли». Мы хотим жить без служения?»
И. С. Вевюрко отмечает: «Третий Рим — идея о наиболее адекватном государстве. Государстве, на которое возложена миссия по покровительству Православию во всё более становящейся враждебной среде». Это и составляет суть «третьего Рима», и это отнюдь не утопия идеального государства или рая на земле.
Очень советуем послушать предлагаемую передачу.
* * *
Если мы обратимся к первоисточникам (посланиям старца Филофея), то в первую очередь увидим именно духовное, а не политическое содержание идеи третьего Рима. Увидим переживание о сохранении православной веры в мире, о том, чтобы грех (в том числе содомский) не становился общественной нормой; увидим заботу, выражаясь по-современному, о семейных ценностях и христианской социальной политике. Похоть власти, ницшевская «воля к могуществу» — это то, что начисто отсутствует в посланиях старца. Но именно эту волю к могуществу пытаются приписать нам наши критики. И вместо того, чтобы свидетельствовать миру о подлинном значении идеи «Москва — третий Рим», связанном в том числе с жертвенным служением миру («А кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом», Мк. 10:43-44), многие предпочитают отказаться от неё как банальной «политической концепции» — потому что так якобы проще противостоять нашим внешним оппонентам. Которые, судя по англо- и грекоязычным информационным лентам, про идею «Москва – третий Рим» не забывают (там такого рода публикации, реплики постоянны).
Парадоксальным образом наши оппоненты напоминают нам, что «Москва – третий Рим». Так стоит ли отрекаться от этого? – Нет, не стоит. Но при этом и нельзя лишь казаться «третьим Римом» – им надо действительно быть…