1. Иерархии Русской Церкви посещение России папой Римским ни к чему. Внутри Церкви оно породит сильные шатания, даже если ничем не кончится (а так оно, скорее всего, и будет). Снаружи, с точки зрения PR, которому, к сожалению, отдала дань весомая часть наших администраторов, оно уронит «престиж» Патриархии, поскольку, в силу любопытства и религиозной неразборчивости народа в его нынешнем состоянии, папу будут сопровождать толпы, состоящие больше из зевак, чем из русских католиков, что непременно произведёт эффект. Если же специальные службы примут специальные меры для отвращения этой угрозы, т.е. изолируют папу от жителей России, то данные о таких мерах обязательно просочатся и произведут эффект пусть менее громкий, но не менее нежелательный.
Иерархии Русской Церкви посещение России папой Римским ни к чему. Внутри Церкви оно породит сильные шатания.
2. Однако поддержка Ватикана является одной из фигур на шахматной доске, которую держит про запас нынешняя российская власть в своих играх с Западом. А других каналов для демонстрации этой поддержки, кроме церковных, у неё нет. Или иначе: действия в церковном русле представляют собой цену этой поддержки, которую называет Ватикан. Операция ВС РФ в Сирии с защитой там оставшихся христиан, очевидно, по тем или иным причинам не считается здесь достаточной ценой, хотя и может быть признана поводом для выражения поддержки. Для нашей власти контакты с Ватиканом - одна из немногих точек разрыва (пусть мнимого) международной изоляции России на западном направлении. Здесь нельзя забывать, на всякий случай, и о наличии у Ватикана собственных банковских инструментов.
3. Таким образом, Церковь оказывается заложницей внешнеполитического положения. К тому же, ставя себя регулярно в зависимость от власти светской, секулярной и только в отдельных случаях демонстрирующей приверженность к православию (ситуация с фильмом «Матильда» наглядно показала, чего стоит эта приверженность), иерархия Русской Церкви делает «неудобным» свой отказ в таких «невинных» просьбах, как протокольные встречи с папой Римским.
4. Однако можно думать, что мир внутри Церкви всё же остаётся приоритетным для иерархии. Поэтому от позиции священнослужителей, монашествующих и мирян многое будет зависеть. Важно, чтобы она была выражена без истерии, - которой не замедлят воспользоваться враги Церкви, как показателем слабости, коим всегда является истерия, - но твёрдо: нам встречаться с папой не нужно, и мы таких инициатив не поддерживаем. На худой конец, если визит папы состоится, нужно предпринять усилия, чтобы он пошёл по болгарскому сценарию.
Мир внутри Церкви всё же остаётся приоритетным для иерархии. Поэтому от позиции священнослужителей, монашествующих и мирян многое будет зависеть. Важно, чтобы она была выражена без истерии.
5. Следует помнить о роли УГКЦ в последних событиях на Украине и неустанно напоминать о ней. Незажившие раны, нанесённые Русской Церкви там, делают визит папы не просто ненужным, но прямо двусмысленным.
На фото - анонсы молодёжного клуба католического университета в Милане (2014 г.). Молодые католики искренне считают Россию «другом христианской цивилизации». Но приглашение папы в Москву будет просто расходыванием этого исторического ресурса на сиюминутные цели.