В эфире оппозиционного проекта Украины «Голос Правды» на вопросы в ходе телемоста ответил Евгений Копатько — известный украинский политолог и социолог.
Основные цитаты:
Киев оказывает давление на Крым и крымчан?
«На сегодняшний день Украина активизировала действия и в информационном плане, и в политической повестке на крымском направлении. Создана „Крымская платформа“. Это создано для того, чтобы оказывать давление на представителей элиты Крыма, на граждан Крыма, всячески усложнять им жизнь. Это очевидные вещи, которые на сегодняшний день они хотят реализовать. Поэтому задача сейчас у украинских властей — максимально вывести в публичное пространство тему Крыма, нарушения прав человека, нерешаемости экономических вопросов и так далее… Я думаю, будет оказываться давление и на людей, которые живут в Украине… Будут создаваться условия для того, чтобы люди [на материковой Украине и полуострове] меньше контактировали, меньше общались, и сложности, прежде всего, были для людей. Я полагаю, что это ключевые задачи, которые сейчас ставит перед собой украинская власть».
Крым — это лакмусовая бумага?
«Крым — это лакмусовая бумага того, [как] складывается отношения России и Украины, отношения России и мира. Как живут люди [в Крыму]? Обмануть их очень сложно и проблематично. [С 2014-го года] население Крыма увеличилось на 13%. Это тоже о чём-то говорит. Я, как социолог, фиксировал: [за последние годы] произошли очень серьёзные внутренние изменения у людей. И если бы референдум проходил опять, то, опять-таки, подавляющее большинство граждан Крыма проголосовали бы таким же образом… Об этом говорят социологи. Даже пару лет назад к Сергею Валерьевичу [Аксёнову] приезжали депутаты Бундестага и как раз они ссылались на немецкое исследование. [В 2014-м году крымчане] сделали осознанный выбор».
Крым ждёт новый этап блокады?
«Риторика Украины стала более агрессивной. Мы должны на эти факты обращать внимание. Помимо того, что [украинские власти] устроили массу неприятностей для жителей Крыма, включая лояльных [для себя] и нелояльных; взорваны линии электропередач, [прекращена] подача воды, [введена] продовольственная блокада. Это отдельная история. [Но ещё] есть и сложности с пересечением границы… Я думаю, будут ещё какие-то шаги, направленные на то, чтобы между людьми было меньше контактов. И я думаю, что надо обращать внимание на проблематику, на нерешённые задачи. У людей [в России] на повестке тема Крыма должна быть более актуализирована».
Санкции позволят вернуть Крым в Украину?
«Позиция России сейчас — это глубокая оборона. Нравится это кому-то или нет… Очевидно, сейчас позиция меняется. Потому что во многом она связана с тем, что на Востоке Украины идёт обострение, потому что здесь будет, если не прямая, то косвенная привязка. Будет оказано усиление на Крым, и будет реакция России, пусть и запоздалая. И это тоже факт. Я не собираюсь кого-то оправдывать или обвинять… Думаю, что данный вопрос будет решаться. Главное — чтобы не было поздно».
В Украине уверены, что крымчане мечтают вернуться под власть Киева. Это правда?
«[В Крыму] очень высокий уровень оптимизма, беспрецедентно высокое доверие к президенту Российской Федерации, доверие к Сергею Аксёнову годами стабильно высокое».
Крымчане счастливы?
«Я не единожды проводил опросы в Крыму и Севастополе. Уровень социального оптимизма [там] несколько выше, чем в среднем по России. И эта инерция пока сохраняется. [Но] вопросов много, вопросы есть. И, кстати, люди не стесняются отвечать на вопросы. Это я вам говорю как социолог… В Крыму есть такое понятие, как внутреннее благородство. Люди умеют быть благодарными за то, что сделано. Плюс — они сами проявили волю и терпение. А [всякие] блэкауты солидализировали крымское общество».