Чем быстрее бежит время жизни и неузнаваемым становится окружаюший мир, тем более благодаришь Бога за ниспосланные Им встречи со святыми людьми, и память о них питает душу. Просматривая видео и аудио архив, нашла бесценные записи бесед с отцом Ермогеном (Муртазовым) – схиархимандритом Тихоном и сделала видеоролик. Включила в него и не публиковавшиеся аудио записи рассказов о приснопоминаемом старце пюхтицкой матушки Исидорой (Носовой). Предварить видео публикацию решила отрывками из воспоминаний, которые вошли в готовящуюся к печати книгу о схиархимандрите Тихоне.
Николай Данилович Матрусов, доктор экономических наук
Я был знаком с дорогим отцом Ермогеном 40 лет – он духовник и мой и всей нашей семьи. Он был великим служителем России, его любовь была немногословна, но беспредельно, особенно он любил и почитал святого страстотерпца царя Николая. Как и все наши старцы. Старцы разные у нас, но старчество отца Ермогена окутывало человека непередаваемой тишиной, думаю, что такая тишина была и вокруг царя -мученика. Но если царя по роду своему был аристократом высшего порядка, то отец Ермоген по роду своему был из простой крестьянской семьи – но он был аристократ с ног до головы в общении с людьми. Из всех священников, владык и старцев, которых я знал, я с ним в этом отношении поставил бы рядом митрополита Питирима (Нечаева). Они были невероятно близки духовно, владыка Питирим говорил о том, что давно стремился к отцу Ермогену, а потом я был свидетелем их общения – во взаимном уважении, смирении, тишине. Эта тишина обволакивала каждого человека, общавшегося с отцом Ермогеном – это дар духовного аристократизма, который стяжать очень трудно, это дано человеку от Бога. Рядом с ним отходила всякая суета, все ненужное, это была Божественная благодать…». У батюшки для самого себя была самая первая и самая главная заповедь – ни на йоту не нарушить промысел Божий, чтобы жить до последней капли крови себя посвятив, исполнению воли Божией. Знаю, что батюшка Ермоген неоднократно ездил к почитаемым старцам, чтобы с ними посоветоваться. Он сам был старцем, но старался. чтобы не было ни малейшего промаха и старался корректировать свой духовный путь в соответствии с советами духовных людей. Часто я сопровождал отца Ермогена в этих поездках, он мне звонил, и мы ехали… Отец Ермоген всю жизнь мечтал быть в мужском монастыре, а всю жизнь был в женских. И в последние годы жизни он просил владыку псковского митрополита Евсевия, чтобы его похоронили в мужском монастыре – Псково-Печерском, где подвизался один из самых близких духовных друзей – архимандрит Адриан (Кирсанов), они друг у друга исповедовались. А сейчас они лежат рядом в пещерах.
Свидетельствую о том, что отца Ермогена очень почитали современные ему блаженные - матушка Мария Самарская, Любушка Сусанинская, схиигумен Алексей, блаженный Ванечка (он в Ельце, когда батюшка ехал задолго кричал: «К нам едет батюшка Ермоген, какая радость!»), блаженный Петр (Левченко).
Прозорливый старец
Валерий Вайнер
…Едет Господь на ослике в Иерусалим. Ослик идет, а народ веточки ему под ноги постилает. Ослик-то думает, что эти веточки ему бросают! Народ восклицает: Благословен Грядущий во имя Господне! А ослик думает, что все это ему…
Старец Ермоген (Муртазов).
Милость Божия великая, что семье моей был дан для духовного окормления этот удивительный, благодатный старец. Удивительным было всё. От той встречи, когда Господь привел меня к отцу Ермогену в первый раз, и до встречи последней … Рассказать все, о чем хотелось бы, невозможно, но о том, какую важнейшую роль этот, ставший родным и дорогим, человек сыграл в жизни нашей семьи, и о Промысле Божием этот мой рассказ.
В 2012 году почил мой духовный отец – одесский старец схиархимандрит Иона. А уже в следующем году я по Промыслу Божию стал ездить из Украины, где тогда жил, в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, на послушания. Жил и трудился там по несколько месяцев кряду.
Матерь Божия собрала в стенах этой святой обители множество добрых, щедрых и трудолюбивых своих чад. Именно в Пюхтицы - этот форпост Православия в Прибалтике, святой праведный Иоанн Кронштадтский благословлял своих духовных чад со словами: «Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного».
Однажды, к концу своего пребывания в монастыре, я был приглашен в гости двумя благообразными старицами-монашками Ф. и И. Как у них это заведено, меня усадили за стол и стали угощать «чем Бог послал». Были расспросы о жизни моей в Украине, чудесные рассказы о монашеской жизни.
Уже перед самым моим уходом мать И. сказала6 Кстати, ты завтра в Киев возвращаться через Псков будешь? Да? Мы с матерью Ф. полагаем, что тебе во Пскове стоит посетить одного священника. Он служит в Снетогорском монастыре. Это на краю города». Я подумал: «Мне посчастливилось много лет окормляться у недавно почившего старца Ионы; сейчас наша семья окормляется у крепкого пастыря – отца Иоанна. Зачем же мне надо заезжать к какому-то священнику во Пскове? Тем более, что и времени-то на пересадку в другой автобус будет совсем немного». Пока я так размышлял, монашки продолжали: «Зовут его – отец Ермоген. Попасть к нему не так просто, но мы тебе дадим пароль. Он примет и обязательно тебе скажет что-то очень важное…» После этого я сдался и сказал, что попытаюсь…Добравшись до Пскова, я уже через 40 минут был на краю города, у подножия Снятной горы. На ней, образующей излучину действительно величественной реки Великой, и расположился древний монастырь. Двор монастырский был пуст, а объяснение тому нашлось, когда я вошел в храм. Храм был полон: шла служба.
Выяснилось, что отец Ермоген в алтаре и должен скоро выйти. Я решил пробраться в самую середину храма и, обеспокоенный лимитом времени до отправления киевского автобуса, стал усердно молиться Матери Божией и святым о помощи.
Время шло, а священник, к которому меня послали, все не выходил… Священник так из алтаря и не вышел, и мне ничего не оставалось другого, как вызвать к монастырю такси, чтобы попытаться успеть на автобус. Выйдя через монастырский корпус на улицу, я было направился к вратам, но тут из второго - алтарного – входа в храм появился пожилой священник с благородным лицом, и я сразу понял, что это он – тот, к кому меня посылали монахини! Я остановился как вкопанный. Бежать на такси? Времени на священника совсем не остается! Священник был занят сопровождавшими его и направлялся к своему домику. Взять что ли благословение? Тут он обернулся и впервые наши взгляды встретились. Он задал мне всего один вопрос: «Что, … … …?» Я не могу его здесь привести, т.к. этот важнейший вопрос был глубоко интимного характера. Сам вопрос говорил о том, что этот человек знает не только все о моей жизни, но даже мои тайные мысли! Мало того, сам вопрос заключал в себе уже и ответ, тот верный ответ, которого я не мог никак найти. О. Ермоген перекрестил меня и продолжил свой путь, а я побежал к машине, будучи уверенным, что обязательно сюда еще вернусь.
Летом 2014 года пюхтицкая игумения Ф. благословила меня приехать в монастырь на сенокос. В очередной раз оказавшись проездом во Пскове, я конечно же не преминул заехать в Снетогорский монастырь. Отец Ермоген, лишь увидев меня, неожиданно благословил: «Останься в монастыре до праздника. На праздник поговорим, причастишься и поедешь в свои Пюхтицы. Да напиши свои вопросы – обсудим». Я было подумал, что вопросов не так много, чтобы их записывать, но тут батюшка прибавил: «Появятся еще». До праздника Рождества Иоанна Предтечи оставалось 3 дня. На следующий день пришла весть, что почил Предстоятель УПЦ блаженнейший Владимир. Вопросы у меня появились…
Приготовившись излагать свои вопросы к батюшке в письменном виде, первым хотел написать вопрос, связанный с перевыборами мэра в своем украинском городе… Наступил день праздника. Придя в Никольский храм на уже начавшуюся службу, я попросил дежурную монахиню передать отцу Ермогену в алтарь перечень своих вопросов, чтобы батюшка смог ознакомиться с ними до нашей встречи. Началась литургия. Монахиня все мешкала, держа письмо при себе, что меня сильно расстраивало. И тут отец Ермоген вышел из алтаря. Он направился к обычному месту исповеди – за икону святителя Николая. Я выхватил свое письмо у монахини, однако передать его старцу не успел. Батюшка поманил меня пальцем и, приблизившись, энергично шепнул на ухо: «Ты с ними лучше не связывайся! У них руки по локти в крови. Плохо закончится это! Идем на исповедь». После исповеди батюшка ответил на все-все мои вопросы. Касались они, в первую очередь, тяжелых событий в Украине и Украинской православной церкви. Затем добавил: «они» придумали страшное: хотят устроить авиакатастрофу и обвинить во всем Россию. После разговора о. Ермоген вынес чашу и причастил меня: «А теперь можешь ехать на свой сенокос».
Спустя всего 10 дней я услышал об авиакатастрофе на востоке Донецкой области, в результате которой погибло около трехсот человек. Весь «цивилизованный запад» через свои СМИ сначала заподозрил, а затем обвинил в уничтожении авиалайнера Россию.
Сокровенный старец
Монахиня N.Снетогроский монастырь
Проповеди Батюшки были простыми. Любил он пословицу: «где просто, там ангелов со сто, где мудрено — там ни одного». Любил вспоминать о том, как святителя Филарета Дроздова спросили однажды, как тот при такой своей учености, достиг духовной высоты, святитель ответил: «Я жил в Церкви и жизнью Церкви». Батюшка всегда призывал жить жизнью Церкви, постоянно напоминал, что она, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины», в нее апостолы положили все для нашего спасения. Ничего своего Батюшка не выдумывал, всегда предлагал церковное учение. Во множестве к нему стекались болящие телесно и духовно, Батюшка советовал им пользоваться благодатными средствами исцеления, которые есть в Церкви: Таинства, святые места, часто советовал ездить к святым источникам… О последних временах частенько говорил Батюшка, что скоро уже, не за горами Второе Пришествие. Но сроков конкретных не называл никаких, нет! Войну все ждал, многим советовал иметь-свой дом, свой участок земли — так легче будет выжить в случае голода. Говорил, что война будет краткой, но страшной и много очень народу погибнет — третья мировая. А потом соберутся правительства уцелевшие и будут думать, ну как же так допустили войну, — это правители виноваты, надо, чтобы один был правитель и одно государство, выберут его — и это и будет антихрист. Часто говорил Батюшка о конце мира, но духовно-нравственный вывод делал не политический — призывал больше молиться, укрепляться духовно, очищать себя от страстей.
Другая сестра
О прозорливости Батюшки сестры шутили: «Глаз — алмаз», «рентген». Глядя на человека, он мог сказать из какого он рода, какие у его родители, а главное — какое у человека сердце. Мог утешить, успокоить. Рядом с ним отпадали все, казавшиеся такими важными, вопросы, на сердце становилось спокойно, и какая-то тихая радость разливалась в душе.
Многие, видевшие батюшку, боялись к нему пойти, потому что вид его был очень строгий. Но строгость эта была только внешней, а на самом деле он лучился теплом и любовью ко всем.
И сам батюшка всегда напоминал, что лучше согрешить в любви, чем в строгости.
Батюшка неустанно молился: и днем, и ночью. Идёшь с ночной псалтири, а у батюшки всё горит свет в окнах, — это он молится за сестер, духовных чад и за весь мир. Батюшка нам говорил: «Схимник — это молитвенник за весь мир».