Является ли попадание церковных тем в центр общественной дискуссии достижением?

Отклик на выступление Владимира Легойды

0
139
Время на чтение 5 минут

Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда заявил, что для российских медиа главным результатом пяти лет служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви стало перемещение церковных тем обсуждения с периферии в центр общественной дискуссии.

«Сегодня в начале XXI века на острие общественной дискуссии находится вопрос: "Что значит быть христианином в современном мире, что означает евангельский поступок?"», – заявил Владимир Легойда в ходе своего выступления на круглом столе, посвященном 5-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, в московском храме святой мученицы Татианы,

По его словам, все то, что некоторое время назад обсуждалось исключительно в церковных кругах, сегодня обсуждается в том числе на страницах федеральных изданий и в программах федеральных телеканалов.

«За пять лет активность русскоязычных СМИ в отношении Русской Православной Церкви увеличилась примерно в 4 раза: с 5,5 тыс. сообщений в январе 2009 года до 20 тыс. сообщений в январе 2014 год. По данным сервиса "Яндекс.Блоги", активность блогосферы возросла еще сильнее: с 60-70 тысяч упоминаний Церкви в январе 2008 и 2009 годов, до 240 тысяч — в январе 2013 года и 500 тысяч — в январе 2014 года», — отметил В. Легойда.

Представитель Церкви объяснил рост интереса со стороны общества и СМИ к церковной деятельности двумя факторами: ростом количества пользователей Интернета и социальных медиа, а также актуальностью тем церковно-общественной повестки дня.

Итак, мы получили ситуацию, когда Русская Православная Церковь находится в центре общественного внимания. Новости, связанные с жизнью Церкви, попадают в топ, официальные лица и священнослужители становятся ньюсмейкерами, а в блогах активно обсуждаются как проблемы церковной жизни, так и вопросы, ранее находящиеся исключительно в ведении богословов.

Хорошо это или плохо? Выступая на XXII Рождественских чтениях в рамках круглого стола «Этика в СМИ», Владимир Легойда сказал: «Вхождение Церкви в информационное пространство — неизбежная вещь. Основные потребители этого пространства — молодежь. У нас нет выбора, входить туда, или не входить. У нас есть возможность заявить о том, что Церковь уже здесь». Но прошло несколько дней, и мы видим, что сам факт «смещения церковных тем в центр общественной дискуссии», оценивается им всё же положительно, ведь это названо главным медийным результатом последнего пятилетия церковной жизни.

Плюсы подобного информационного прорыва, конечно же, есть. Попробуем их сформулировать.

Церковь обнаружена в самом центре общественной жизни. Оказалось, что существование Церкви нельзя игнорировать. Она существует, и этот факт нельзя замолчать. Её значение существенно. По некоторым вопросам  (а это всегда очень важные вопросы – вопросы о смысле, нравственности, духовной жизни) позиция Церкви столь важна, что её ждут, подхватывают, комментируют. Ну и критикуют, конечно; критика – это одна из разновидностей комментария.

Активность реакции на происходящее в Церкви, с Церковью и вокруг Церкви показывает, что Русская Православная Церковь – не просто глыба, занимающее место в российской истории (или в современных реалиях). Не просто повествование (как сейчас модно говорить – нарратив) на религиозную тему. Она – то, что заставляет эмоционировать, чувствовать, думать, переживать. Это кипящее внешнее отражение нашей Церкви показывает, что Церковь внутри себя жива. Она будоражит сердца и умы, она не стала прошлым, она обращается к каждому человеку сегодняшнего дня и затрагивает в его сердце живую и подчас болезненную струну. Это – важно. Поскольку такая реакция возможна лишь  в одном случае: если мы, находящиеся в Церкви, сами еще не полностью омертвели. Не выродились в этнографическое явление. Мы сами продолжаем мыслить, чувствовать, жить духовно, отвечая на Слово, звучащее в вечности, а значит и сегодня, получая в Таинствах силу, не дающую нам забыть о том, что есть подлинная духовная жизнь.

Еще один плюс публичной заметности Церкви можно определить как свидетельство отсутствия её изоляции. Церковь не отделена от общества полосой отчуждения или стеной неприятия. Церковь не есть что-то чуждое. Она – здесь и сейчас. Общество ощущает Церковь как инкорпорированный элемент социальной ткани, неизбежную (или неотрывную) часть сегодняшней социальной реальности. Любые проблемы общества, так или иначе, пересекаются с Церковью – получают богословскую оценку, находят отражение в реакции церковного сообщества, а порою и приводят в Церковь людей, желающих их разрешить.

Но вместе с плюсами переход Церкви в центр информационного пространства, естественно, имеет и минусы. Для Церкви подобное положение оборачивается рядом серьёзных угроз. Вот наиболее очевидные из них.

Во-первых, обсуждение жизни Церкви в светских СМИ неизбежно ведется на секулярном, профанном языке. В понятиях, не имеющих отношения к богословию. Участники обсуждения со стороны Церкви тоже вынуждены прибегать к этому же языку  (хотя бы в отдельных случаях). В  результате профанные выражения, категории, оценки, произнесенные несколько раз, налипают на процесс мышления, и таким образом, в виде своеобразной отдачи, попадают во внутрицерковное употребление. С течением времени это профанирование языка и семантики становится всё более заметным. Мы навыкаем разговаривать о церковном так, как говорим в секулярной среде. Давление профанного возрастает, искушение пойти на какие-то уступки – только чтобы не потерять положение в центре информационного или публичного пространства – также.

Во-вторых, обсуждение типично церковных вопросов депрофессионализируется. Блогосфера позволяет высказаться каждому. Все статусы равнозначны, авторитеты – нивелированы. Каждый может иметь своё, особое мнение по любому вопросу, чувствовать себя экспертом и позиционировать себя в этом качестве. Эти особенности современной информационной среды дезориентируют. Производится безумное количество информационного шума. В результате эффективность дискуссии падает, качество обсуждения действительно важных вопросов теряется.

В-третьих, обсуждение неизбежно скандализируется. Производство светских новостей построено на принципе шоковой подачи материала. Этот же принцип используется и при обращении к новостям Церкви. Выпячивается то, что выходит за рамки нормы, поражает воображение, бросается в глаза. Как правило, подобные новости имеют негативный оттенок. В результате в новостях о Церкви появился устойчивый негативный фон. Обыденная же  реальность Церкви по-прежнему остаётся, как правило, вне внимания, поскольку формату новости не соответствует.

В-четвертых, переход к активному обсуждению церковных вопросов отлично укладывается в современные технологии работы с общественным мнением, позволяющими формировать заданную реакцию. Например, введение вопроса в область активной публичной дискуссии предусмотрено технологией «окна Овертона», с помощью которого можно добиться изменения полярности оценки (с плюса на минус или с минуса плюс). Мы можем предположить, что есть достаточно много желающих изменить  общественное восприятие православной традиции; это бы позволило удалить из Церкви то, что им мешает, и ввести изменения, которые до сих пор были невозможны или даже немыслимы. Положение Церкви в центре информационного пространства облегчает им эту задачу. А вот противостоять указанным угрозам, находясь в центре обсуждения, гораздо сложнее.

В итоге, вовлечение Церкви в бурные воды современных СМИ сделало нас более уязвимыми.  Радоваться тут особо нечему, наоборот, необходимо выработать механизмы информационной обороны, которые по-прежнему практически отсутствуют.

Что же касается стратегии, то правильно, на мой взгляд, было бы не идти за интересом светской аудитории, а ориентироваться на рост аудитории внутрицерковной. То есть обсуждать церковные вопросы всё же в рамках церковных изданий (СМИ), на соответствующем языке, с соблюдением привычных для Православия норм ведения дискуссии. Например, если кто-либо хочет понять, что думает по конкретному поводу тот или иной священник, он должен прийти на православный канал, в программу православного журналиста, и только в подобной обстановке должна совершаться информационная встреча Церкви и общества, а не наоборот, - когда священника помещают в компанию светских лиц, ничего не понимающих в Православии и часто агрессивно настроенных. Желающие действительно услышать голос Церкви должны приходить в неё. Тогда наша сила будет возрастать, а принимая правила светской, профанной публичности, мы только теряем силу. Там, где нет духовного источника, мы ничего не можем приобрести. А потерять можем многое.

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Re: Является ли попадание церковных тем в центр общественной дискуссии достижением?

Не потому ли, что считаете собственную оценку "экспертной"? (с) Именно потому, что я не считаю ее таковой. Я просто предлагаю не бояться дилетантов, не смущаться из-за громкости их голосов и тем более не закрываться и не отгораживаться от них. В том-то и беда, что экспертов ныне море, а качество их экспертизы сомнительно. (с) Отличать реальные экспертизы от сомнительных нетрудно. Вон почитаешь в ЖЖ - каждый второй историк, а если не историк, то экономист, а если не экономист, то политолог. Но 95% написанного просто не имеет значения, и осознать это весьма просто. Это касается и богословских вопросов... (с) Здесь я лишь могу с благоговейным трепетом внимать тому, что вещают духоносные отцы. Но это не означает, что у меня не может быть своей позиции по тому или иному вопросу. Например, я категорически за сохранение цся, против однополых браков, против уголовного преследования за аборты, против автономии каких-то "новомодных" украинских православных церквей и пр.
рудовский / 05.02.2014, 12:19

8. Ответ на 6., рудовский:

(например, второй довод не выглядит сильным и убедительным).

Не потому ли, что считаете собственную оценку "экспертной"? В том-то и беда, что экспертов ныне море, а качество их экспертизы сомнительно.. Это касается и богословских вопросов...
Андрей Карпов / 05.02.2014, 09:02

7. Ответ на 5., Андрей Карпов:

Я прочитала всю статью. И еще раз скажу - рост запросов по этой теме вызван скандалами. А скандалы имеют реальные причины.Вы ошибаетесь. Скандалы вторичны. Сначала Церковь стала более активно вести себя в светском публичном пространстве. Но, попав туда, церковные темы начали обрабатываться по законам этого пространства. Один из которых - поиск скандальных тем и концентрация на них. Как заработать дополнительный интерес (клики, переходы) на уже существующей теме? Скандализировать её. Это даёт увеличение потока. Качество при этом падает (появляется негатив). Но тех, кто заботится о росте показателей это не смущает, а тех, кто работает против Церкви, радует. Но это всё последствия того, что Церковь начала разговаривать с обществом в зоне секулярности.

Впрочем, Господь и зло может обратить ко благу.
Lucia / 05.02.2014, 08:19

6. Re: Является ли попадание церковных тем в центр общественной дискуссии достижением?

Андрей Карпов, я просто дал свой ответ на поставленный вопрос. А часть ваших доводов "против" я вообще всерьез не воспринимаю (например, второй довод не выглядит сильным и убедительным).
рудовский / 05.02.2014, 07:43

5. Ответ на 4., Метафора:

Я прочитала всю статью. И еще раз скажу - рост запросов по этой теме вызван скандалами. А скандалы имеют реальные причины.

Вы ошибаетесь. Скандалы вторичны. Сначала Церковь стала более активно вести себя в светском публичном пространстве. Но, попав туда, церковные темы начали обрабатываться по законам этого пространства. Один из которых - поиск скандальных тем и концентрация на них. Как заработать дополнительный интерес (клики, переходы) на уже существующей теме? Скандализировать её. Это даёт увеличение потока. Качество при этом падает (появляется негатив). Но тех, кто заботится о росте показателей это не смущает, а тех, кто работает против Церкви, радует. Но это всё последствия того, что Церковь начала разговаривать с обществом в зоне секулярности.
Андрей Карпов / 05.02.2014, 05:57

4. Re: Является ли попадание церковных тем в центр общественной дискуссии достижением?

Я прочитала всю статью. И еще раз скажу - рост запросов по этой теме вызван скандалами. А скандалы имеют реальные причины.
Lucia / 05.02.2014, 04:05

3. Ответ на 2., рудовский:

Является ли попадание церковных тем в центр общественной дискуссии достижением? (с)в общем случае да.

Рудовский, Вы статью-то дальше заголовка читали? Там четыре довода против. У Вас есть, что возразить на них?
Андрей Карпов / 04.02.2014, 16:37

2. Re: Является ли попадание церковных тем в центр общественной дискуссии достижением?

Является ли попадание церковных тем в центр общественной дискуссии достижением? (с) в общем случае да. В каких-то отдельных эпизодах (вроде пусь), конечно, нет. В связи с этим еще раз выражу недоумение по поводу позиции тех консервативно-патриотичных деятелей, которые как будто специально делали им пиар.
рудовский / 04.02.2014, 16:23

1. Re: Является ли попадание церковных тем в центр общественной дискуссии достижением?

Чем больше скандалов. тем больше интереса общества. Одних только запросов по теме пусек, часов патриарха и голубого лобби добавили немало. а теперь давайте подумаем - хорошо это или плохо?
Lucia / 04.02.2014, 13:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Анатолий Степанов
29.09.2024 22:47
Кому Русь – кабак, а русское горе – веселье?
Новый комментарий от учитель
29.09.2024 20:15
Спасти язык отчич и дедич!
Новый комментарий от Советский недобиток
29.09.2024 17:50
Судилище над Владыкой Лонгином
Новый комментарий от Vladislav
29.09.2024 17:01
Надежды на командира спецназа «Ахмат» обнулились
Новый комментарий от Vladislav
29.09.2024 16:57
Облечься во Христа
Новый комментарий от Владимир С.М.
29.09.2024 16:16