С армянами лицом к лицу

Новости Москвы 
0
1020
Время на чтение 5 минут

До Октябрьского переворота эта Церковь имела в Москве три храма. В послевоенный период на Ваганьковском кладбище действовала небольшая Воскресенская церковь. В 70-80 гг. долгое время в ней служил архимандрит, а затем епископ Тиран. И вот теперь на Олимпийском проспекте взвился ввысь огромный Преображенский собор – самый высокий (56 метров с крестом) из всех армянских храмов в мире. На его освящение 17 сентября прибыл президент Армении и другие высокие гости, многие из которых были награждены Патриархом Гарегином II. Из нашей элиты высокой награды удостоился глава РЖД В.Якунин. Два десятка архиереев в высоких тиарах сослужили Патриарху. По правую руку от Патриарха стоял его брат, глава Российской епархии, улыбчивый епископ Ерзас. Среди присутствующих были верховный муфтий мусульман, буддийский лама, католические прелаты. Патриарх Кирилл, приехавший несколько позднее, произнес вдохновенную речь, в которой акцентировал на значении молитвы. Смешанный хор под звуки органа исполнял песнопения. Патриарх Гарегин возлил миро на престол и жертвенник, возложил крест и лампаду на престол.

Армянский храм

Просмотрев в интернете сюжет об освящении собора, захотелось лично осмотреть собор и пообщаться с представителями армянского духовенства. Когда-то у меня был большой материал об истории, особенностях вероучения и обрядовой практике Армянской Церкви, но, к сожалению, он где-то затерялся. Пришлось опять засесть за книги, нырнуть в мировую паутину за поиском материалов. Эта Церковь именуется апостольской, потому что была основана апостолами – Фаддеем и Варфоломеем. В 301-м году христианство стало государственной религией в Армении (после того, как свт. Григорий, просветитель Армении, исцелил царя Тридата). Эта древняя страна стала первой в этом плане. Наряду со свт. Григорием весьма почитаемы в Армении мученицы Рипсиме, Гаяне и др. Христология этой Церкви базируется на известной формуле св. Кирилла Александрийского: «Одна воплотившаяся природа Бога Слова». Центром Армянской Апостольской Церкви является Эчмиадзин – сюда, согласно видению свт. Григория, с молотом «сошел Единородный» - отсюда название города. Изображение этого события возвышается над алтарем новоосвященного собора. Вообще, обилие изображений внутри собора не является характерным для армянских храмов.

Наш гид так выразился: «Армянская Церковь придерживается иконоборческой позиции. Эти изображения для нас не объект для поклонения, а только картины, иллюстрации». Тогда не совсем было понятно, почему перед каждым из этих изображений стоял столик с песком, куда устанавливали свечи. К тому же каждая картина, по словам гида, окроплялась св. водой и помазывалась миром. Обратили на себя внимание изображения свт. Николы Чудотворца и св. евангелиста Луки с Владимирской иконой Богородицы в руках. В куполе собора изображение Христа с надписью – «Жизнь и Воскресение». Кстати, в домах армян икон практически нет, только крест. Немало армянских крестов установлено в России в последнее десятилетие. Я помню его установку в Даниловом монастыре, у храма Христа Спасителя и даже в ограде православного храма в одном из райцентров Тверской области. Бывал в армянских храмах в Ростове на Дону, Тбилиси. В столице Грузии группа армян убеждала меня в необходимости союзнических отношений России и Армении. В Московских духовных школах в бытность мою там студентом Академии учился диакон из Армении. Помню, как он весьма озадачил планами женитьбы (у нас этот вопрос решался только до принятия сана).

Армянские приходы, на территории России, Украины, Грузии, в Иерусалиме использует юлианский календарь, в других местах – григорианский. В Богослужении используется древнеармянский язык – как и церковнославянский, он не совсем понятен молящимся, однако, голосов за переход на современный армянский язык не слышно. В лоне Армянской Церкви имеется четыре Патриархата: Эчмиадзинский, Киликийский, Иерусалимский, и Константинопольский (точнее, первые два – Католикосаты, а остальные два – Патриархаты). Я полагал, что Эчмиадзинский, по аналогии с Константинопольским, в семье Православных Поместных Церквей является первым среди равных, но нет – Патриарх в Эчмиадзине именуется верховным Патриархом, он Католикос. Его рукополагают 12 епископов, помазывая при этом миром. Его митра и посох (он с четырьмя змеями – символ власти над четырьмя сторонами света) – отличаются от митр и посохов других Патриархов. Только он может освящать миро и рукополагать епископов. Во время интронизации на лице Патриарха вуаль – символ чистоты и не порочности. Приходилось слышать и о другой трактовке – таинственность – не известно, что можно ожидать от нового предстоятеля.

Как известно, Армянская Церковь признает только три Вселенских Собора. Четвертый Халкидонский Собор с его четырьмя «не» - неслитно, неизменно, неслиянно, неразлучно – по подозрению в реанимации несторианства был отвергнут. Как утверждают специалисты, на восприятие армянской стороной решений Собора повлиял их некачественный перевод, а также жестокое поражение, которое потерпели армяне от греков накануне проведения Собора. В начале 6-го века Армянская Церковь на Двинском Соборе отвергла решения Халкидона. В 12-м веке была попытка объединения армян с Православной Церковью. Собор в Ромкле, однако, отверг учение о двух естествах и двух волях во Христе и подчеркнул приверженность формулировке св. Кирилла Александрийского о единой природе Христа (по оценкам современных православных богословов–традиционалистов трактовка этой формулировки ААЦ может быть квалифицирована как умеренное монофизитство). В 1828-м году Армения вошла в состав Российской Империи. Чиновники стали именовать Армянскую Апостольскую Церковь Армяно-Григорианской. Для совершения Литургии эта Церковь использует пресный хлеб. Горячая вода в конце Литургии в чашу не вливается. Крещение, как правило, совершается над младенцами до 40 дней. К сожалению, баптистерий для крещения взрослых не был заложен в проект собора (в главном соборе Эчмиадзина баптистерий имеется). На вопрос, как у вас крестят взрослого, если таковой появляется, был ответ: «Его тело полностью омывают». В воскресный день с девяти утра в соборе совершается утреня, а затем после перерыва до двух часов служат Литургию. Накануне совершается вечерня. На каждой Литургии причащаются только те, кто прошел исповедь. У армян имеются три поста (те же, что и у нас, кроме Петрова). Каждый пост продолжается по 49 дней. Постными днями, как и у нас, являются среда и пятница. Рыбу в постные дни не едят вовсе. В этом году Пасха по армянскому календарю совпала с нашей. Алтарь, находящийся на возвышенности, отделяется от основной части храма завесой (в период Великого поста ее не отдергивают). Антиминсов, как у нас, у армян нет. Под престол, однако, закладывают мощи. Главные святыни Армянской Церкви – святое копие, пронзившее ребро Христа, десница св. Григория Просветителя, частица древа Ноева ковчега.

Рядом с Преображенским собором, построенным из красного туфа, находится малый собор из белого туфа. В этом храме совершаются отпевания. Под храмом располагается парковка машин на 250 единиц. Для того, чтобы появление гробов не шокировало новобрачных, в солее храма имеется отверстие, через которое поступает гроб с покойником.

Особые поминальные дни у армян – это 24 апреля – по жертвам турецкого геноцида 1915 года и 7 декабря - по жертвам землетрясения в Спитаке. Кстати, жертвоприношения животных у армян имеет благотворительный характер (в храм их мясо, как и у грузин, они не вносят). Надо сказать, что территория нынешней Армении – это 1/10 или даже 1/12 территории исторической Армении. Западная Армения ныне входит в состав Турции. В одном из городов здесь было около тысячи храмов. При входе на территорию собора в прошлом году был установлен хачкар в память о 20-й годовщине трагической депортации армян из 11 сел Шаумяновского района.

В Москве, кроме четырех существующих армянских храмов, планируется построить еще и пятый – на Поклонной горе. Завершается строительство армянских храмов во Владимире и Твери. Всего в мире проживает 12 млн. армян, в т.ч. 3 млн. 300 тысяч в самой Армении, 1 млн. в Москве и Подмосковье, 1,5 млн. – на остальной территории России. Кроме храмов на территории комплекса располагается резиденции Патриарха и правящего епископа, гимназия, гостиница и пр. В одном из залов мы осмотрели выставку «Армяне в Москве».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Армяне - еретики, как были, так ими и остаются.

Как утверждают специалисты, на восприятие армянской стороной решений Собора повлиял их некачественный перевод, а также жестокое поражение, которое потерпели армяне от греков накануне проведения Собора.

"Если, как говоришь, ты отделился от Церкви невольно, то можешь доказать это возвращением в Церковь по своей воле. Лучше было бы тебе все вытерпеть, лишь бы не рассечь Церкви Божией. Не менее славы доставило бы тебе мученичество за целость ее, как и мученичество за отречение от идолов; а по-моему, и еще более, потому что в последнем случае всякий принимает мучения за одну собственную душу, а в первом – за всю Церковь. Если бы ты даже и теперь убедил и заставил братьев возвратиться к единению, то твоя доблесть была бы сильнее твоего зла. Последнее тогда не вменилось бы тебе, а первая заслужила бы похвалу. Но когда уже ты не в состоянии положиться на послушание братьев, то по крайней мере всячески спасай собственную душу." (сщмч.Дионисий Александрийский).
М.Яблоков / 16.06.2014, 16:06

4. Ответ на 1., oleg_b:

Догматические различия между ААЦ и РПЦ тонки и эфемерны.

Вы догматику просто не знаете. Самые главные различия Православной Церкви с ААЦ - догматические.
М.Яблоков / 16.06.2014, 15:51

3. 1. oleg_b : Армянская Церковь.

"Догматические различия между ААЦ и РПЦ тонки и эфемерны." Очевидны,озвучены, и просты для понимания.
электрик / 16.06.2014, 15:24

2. Re: С армянами лицом к лицу

С некоторых пор читаю материалы с большим интересом,иногда даже жду. Спаси Бог,о.Кирилл.
электрик / 16.06.2014, 15:23

1. Армянская Церковь.

Догматические различия между ААЦ и РПЦ тонки и эфемерны. Реальная причина разделения заключается в скрытом наионализме армян. Армяне очень не любят скрещиваться с другими народами (аппелируя к малочисленности и древности своего народа) и потому ААЦ - фактически стоит на страже "чистоты армянского этноса". Армяне это такие "как бы евреи" но без доктрины талмудического иудаизма и сионизма. При этом они обладают огромной иностранной диаспорой и вторым после еврейского международным лобби. Услуги которого предоставляют на продажу (разумеется не в ущерб своим национальным интересам), за счет чего во многом и существуют.
oleg_b / 16.06.2014, 12:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Слово о победоносном Суворове
О важности почитания подвигов генералиссимуса
19.07.2024
Сократить их присутствие до крайнего минимума
Несколько слов о миграционной проблеме
15.07.2024
О гонениях на первых христиан
В мученичестве христиан более всего поражали истязания, которым они подвергались
10.07.2024
Почему гибнет деревня
Как будто какое-то страшное проклятие довлеет над глубинкой
09.07.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go.
Новый комментарий от В.Р.
20.07.2024 20:37
100 лет Татьяне Лиозновой
Новый комментарий от С. Югов
20.07.2024 20:21
Еще раз о Цареубийстве и о сокрытии его «проведения»
Новый комментарий от Vladislav
20.07.2024 19:19
Куда мы идём?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
20.07.2024 18:45
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
20.07.2024 15:44
Когда вернётся царская власть?
Новый комментарий от Константин В.
20.07.2024 14:53