Тенденциозная политика властей Татарии в отношении кряшен наиболее ярко демонстрируется официальными мероприятиями, посвященными проблемам этого самобытного православного тюркского народа, численность которого в республике достигает 250 тысяч человек.
Даже научные конференции, которые казалось бы, должны стать местом обмена разных мнений, организуются так, что любому независимому наблюдателю со стороны становится очевидным, что в отношении кряшен существует четко установленная политика, далекая от их интересов. Давно известно, что в Татарстане этот народ пытаются признать «этнографической группой единого и неделимого татарского народа» вопреки желанию самих кряшен, которые столкнулись с подобным отношением к себе во время всероссийских переписей населения.
Наиболее ярко тенденциозность политического курса Казанского Кремля в отношении православного этноса демонстрирует состоявшийся в столице Татарии 1 февраля 2014 года круглый стол «Кряшены: социальный портрет и особенности восприятия», который был полностью провален из-за действий его организаторов. Программа круглого стола была вручена участникам только после начала мероприятия. Организаторами в программе значились: Приволжский центр Российского института стратегических исследований (РИСИ) во главе с его новым руководителем Фирдусом Девбашем, Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета (КФУ) и Институт социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ). Сотрудников КФУ и православных священников мобилизованных властями на данный круглый стол в качестве докладчиков и слушателей неприятно удивило само присутствие среди организаторов апологета тенгрианства (тюркского язычества) Фирдуса Девбаша, имеющего в Казани репутацию псевдонаучного фрика и фальсификатора истории в националистическом духе. Так, в своей книге «Татарские молитвы» (которую татарские националисты позиционируют как «исторический и этнографический труд») Девбаш утверждает (на стр. 10) что христианство и ислам произошли от тенгрианства (!). Девбаш также известен как человек который разделяет концепцию татарской этнократии о том что кряшены являются частью «единой и неделимой татарской нации».
Мероприятие прошло на территории ИСГЗ (местный частный ВУЗ). Информация о круглом столе хранилась в полной тайне: не было никакого анонса на сайтах организаторов. Некоторые участники так и не могли понять почему все делается в обстановке секретности. Многих удивило и то как был организован «секретный» круглый стол.
Пришедшие на мероприятие активисты независимого движения кряшен узнали о предстоящем круглом столе всего за день от одного из участников - председателя Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани Аркадия Фокина. Однако когда представители кряшенской общественности (среди них – руководитель Местной общественной организации кряшен г.Казани Мария Семенова, обратившаяся после массовых поджогов радикал-исламистами православных церквей с открытым письмом к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу с просьбой помочь и защитить кряшен от сторонников создания халифата. – прим.) вместе с журналистами ряда федеральных СМИ и активистами Общества русской культуры Татарии зашли в здание ИСГЗ – то были в резкой и грубой форме остановлены охраной частного ВУЗа, которая в категоричной форме отказалась пускать всех тех, «кого нет в списке». Охрана пригрозила даже устроить «украинский Беркут», если независимые кряшены будут продолжать настаивать на праве своего участия в круглом столе, посвященном кряшенам. Подобная откровенно хамская форма разговора с угрозами физического воздействия удивила всех, а на просьбу назвать свое имя и фамилию, раз уж обещает устроить «украинский Беркут» охранник крепкого телосложения ответил резким отказом. На резонный вопрос «Почему запрещено пройти на круглый стол? Почему он проходит по принципу «только для своих»?» – представители службы охраны ответили, что таково указание Фирдуса Девбаша и некоего «Алексея из «Единой России». Просьбы кряшенских активистов (среди них были в основном женщины-пенсионерки из Общественной организации кряшен г.Казани и кряшенского городского фольклорного ансамбля) позвать организаторов, чтобы все-таки их пустили, ведь идет обсуждение положение кряшен, т.е. их самих, не дали результата. Ни Девбаш, ни неизвестный «Алексей из «Единой России» так и не вышли. В итоге на проходной ИСГЗ так и стояли те, кто был нежелателен на этом круглом столе. Позже от сотрудников ИСГЗ удалось узнать, что обычно в дни проведения конференций охрана данного учебного заведения не удосуживается даже проверять документы у входящих в здание и пропускает всех желающих, если те твёрдо стоят на ногах – поскольку нацелена главным образом на то чтобы «не пущать» пьяных прохожих которые в утренние часы иногда по ошибке заходят в здание ВУЗа (в непосредственной близости от института расположено несколько ночных клубов). Сотрудники ИСГЗ припомнили, что подобным образом себя охрана вела (требуя документы от всех входящих и сверяя фамилии по спискам) только в ноябре 2013 года, когда мэрия Казани официально объявила об угрозе терактов (случилось это после того как Нижнекамский химзавод исламисты обстреляли самодельными «кассамами», а в Алексеевском районе Татарии были обнаружены самодельные взрывные устройства). Однако подобная строгость охранников в ноябре 2013 г. длилась всего несколько дней. Получается, что в день проведения круглого стола охрана получила инструкцию работать в «особом режиме», и по указанию Фирдуса Девбаша с представителями кряшенской общественности обошлись как с потенциальными террористами.
При этом мимо них проходили журналисты местных официальных телеканалов «Казань», «Татарстан – новый век», газеты «Ватаным Татарстан» («Моя родина – Татарстан») и других татарских газет, которые официально были приглашены на мероприятие. На просьбы кряшенских общественников показать этот беспредел, обратить внимание на происходящее, со стороны официозных журналистов было полное безразличие и равнодушие. А ведь эти телеканалы и газеты любят изображать себя независимыми и объективными. При этом корреспондентов «Русской народной линии», информационного агентства «Регнум», «Агентства политических новостей» и других федеральных СМИ категорически отказались пропускать, что является лишним доказательством ангажированности этого мероприятия: ведь журналисты независимых от Казанского Кремля средств массовой информации могут задать неудобные вопросы.
Единственный, кого из участников независимого кряшенского движения организаторы включили в программу круглого стола, был Аркадий Фокин. Стало известно, что Фирдус Девбаш заранее указал тому тему его доклада, тем самым попытавшись ограничить рамки его выступления. Однако на проходной ИСГЗ Аркадий Фокин сказал, что «если не пускают всех, кто хочет просто присутствовать на мероприятии – речь ведь не идёт о выступлениях с докладами, просто люди хотят послушать заявленных докладчиков, принять участие в обсуждении – то я не пойду и не буду участвовать в этом цирке».
Выбежавший к проходной заместитель начальника Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Аппарата Президента Татарстана Владимир Козлов (его присутствие стало еще одним подтверждением активного участия Казанского Кремля в организации этого мероприятия) пытался затащить на круглый стол Фокина. По всей видимости, по задумке организаторов, идеолог независимого кряшенского национального движения был нужен для придания легитимности круглому столу и принимаемым на нем резолюциям, что позволило бы Девбашу и другим отчитаться «о решении кряшенского вопроса». «Аркадий Васильевич (Фокин. – прим.), Аркадий Васильевич, Вам можно, проходите, проходите», - судорожно зазывал чиновник кряшенского общественника. «Если Вы не пропустите всех кряшен на мероприятие, где обсуждается их настоящее и будущее, то я не пойду», - твердо ответил Фокин, возмутившись таким странным отношением организаторов к тем, о ком они собираются говорить на круглом столе.
Не пустили на круглый стол даже научного сотрудника РИСИ, известного кряшеноведа и религиоведа Раиса Сулейманова, узнавшего о мероприятии от Фокина и решившего посетить его. То что учёного не пустили на круглый стол – тем более удивительно, что Раис Сулейманов до Фирдуса Девбаша в течение трех лет возглавлял Приволжский центр РИСИ, до того как был переведен на работу в московский офис РИСИ в Сектор исследований межнациональных и религиозных проблем. Сулейманова не пустили на организованный Девбашем круглый стол даже при наличии удостоверения сотрудника РИСИ.
«Бессовестный Фирдус! Ведь Раис пускал его на все свои конференции!» – не скрывала эмоций стоявшая на проходной ИСГЗ одна из участниц кряшенского фольклорного ансамбля. Кряшенские активисты вспомнили, что в то время, когда Девбаш не был сотрудником РИСИ (он возглавлял тогда общество татарско-турецкой дружбы «Татарстан-Турция»), его сторонились практически все учёные-гуманитарии Казани, относясь к нему как к шарлатану-псевдоучёному. Однако Сулейманов позволял ему приходить на организуемые Приволжским филиалом РИСИ круглые столы и терпеливо выслушивал монологи Девбаша на тему «истории древней татарской цивилизации, которая научила всех жителей планеты читать и писать».
«Я сейчас нахожусь в научной командировке в Казани, и я, честно говоря, очень потрясен подобной практикой и культурой организации и проведения мероприятия филиалом нашего института в Казани», - старался эксперт максимально корректно комментировать поведение своего преемника на посту. «Когда я организовывал мероприятия в Казани от имени института в рамках постоянно действующего Казанского экспертного клуба РИСИ, то я информацию о предстоящем мероприятии в тайне не держал, обязательно делал анонс о запланированных конференции или круглом столе в Интернете, вход был всегда свободен, любой мог придти и послушать выступающих, задать вопросы», – делился с журналистами Сулейманов. По его словам, «это всегда приветствовалось, потому что я считаю, что не должны быть научные конференции «только для своих», следует выслушать разные мнения, это нормальная практика для действительно научных круглых столов». Журналисты попросили Сулейманова прокомментировать некоторые перлы из «научной» книги Девбаша «Татарские молитвы» – о происхождении ислама и христианства от тенгрианства, о роли тенгрианской богини Умай в воспитании татарских детей и о роли «духов-хозяев» автотрасс в спасении уснувших за рулём водителей. Однако Сулейманов отказался от комментариев по данному поводу. А вот стоявшие на проходной активисты Общества русской культуры Татарии от комментариев не стали воздерживаться, заявив что «вся книга Девбаша – бред, и нам непонятно почему этого человека взяли на работу в такое серьёзное учреждение как РИСИ». Стоявшие рядом с ними кряшенские женщины признались, что опасаются следующего: пользуясь своим положением руководителя местного филиала РИСИ Девбаш может заняться пропагандой тенгрианства среди кряшенской молодёжи.
Присутствующие выразили возмущение тем, что в своей книге Девбаш не стесняется демонстрировать негативное отношение к христианству, заявляя, что принятая в христианских конфессиях практика отпущения грехов священником «абсолютно бесполезна», поскольку, мол, всемогущему богу Тенгри это совсем не нужно, а православных монахов обвиняет в «стальном догматизме».
«Мы знаем Леонида Петровича (Решетникова, директора РИСИ. – прим.) как человека, который всегда защищал православных и понимал проблемы православных народов Поволжья, настоящего ученого, он организовывал в Москве конференции, туда нас приглашали, пускали всех желающих послушать выступления ученых, задать вопросы», – отметил Аркадий Фокин. По его словам, он привык к тому что на научных мероприятиях которые проводил РИСИ «был нормальный диалог, обмен мнениями, который существует между людьми науки и общественностью». «А то, что сейчас здесь в Казани происходит от имени РИСИ иначе как беспределом не назовешь, это же откровенная дискредитация этого серьезного и уважаемого федерального научного учреждения», - заявил Аркадий Фокин, добавив, что любые принятые документы (резолюции) на этом мероприятии будут заведомо нелегитимными.
«Мы в шоке от происходящего: зачем проводить конференцию о православном народе, запрещая на ней присутствовать самим православным», - сокрушался председатель Общества русской культуры г.Казани Михаил Щеглов, который планировал послушать докладчиков на организованном Девбашем круглом столе. «Получается как-то странно: на презентацию книги директора РИСИ Леонида Решетникова в Казанском федеральном университете, прошедшую в октябре 2013 года, приглашается толпа татарских национал-сепаратистов, а на круглый стол, посвященной кряшенам и организованный местным филиалом РИСИ, кряшен и тех, кто, как я, интересуется их проблемами, не пускают», – отметил русский общественник, фактически намекая на то, что в обоих случаях в организации мероприятия активно участвовал Казанский Кремль. «Как же это понимать?» – задал Щеглов риторический вопрос. Председатель Общества русской культуры г. Казани предложил после произошедшего не ходить на мероприятия, организуемые Фирдусом Девбашем. «Мы уважительно относимся к РИСИ, православные люди в Татарстане хорошо знают этот институт, его руководство и других сотрудников как серьезных ученых, которые исследуют и доносят до Администрации Президента России объективную информацию о происходящем в Татарстане», – подчеркнул Щеглов. «Но то, что сегодня организовано под эгидой института в республике, является выполнением угодной Казанскому Кремлю политической линии», - заметил русский общественный деятель. Щеглов отметил, что многие филиалы и отделения федеральных структур и органов власти в Татарстане начинают со временем «регионализироваться», т.е. выполнять указания местной этнократии, дезинформируя Москву о происходящем в республике, отправляя в федеральный центр только «правильную» информацию.
К недопущенным к участию в круглом столе гостям вышел настоятель Храма святителя Николая села Кряш-Серда Пестречинского района Татарии о.Димитрий Сизов, которого, как выяснилось, пропустили случайно, спутав с другим православным священником. Настоятель кряшенского прихода рассказал, что на круглом столе помимо Фирдуса Девбаша выступают члены Общественной организации кряшен Республики Татарстан, созданной в 2007 году при активном участии Аппарата президента Татарстана и активисты Форума кряшенской молодежи, руководитель которого принял ислам. Этих людей в среде кряшенских и русских активистов Татарии принято называть «ручными кряшенами». Как рассказал о.Димитрий, на круглом столе выступают также сотрудники Института истории Академии наук Республики Татарстан, идейно обосновывающие «единство и неделимость татарской нации». За день до мероприятия кряшенский священник назвал этот круглый стол, затеянный Казанским Кремлем из-за желания отчитаться о «решении кряшенского вопроса», фарсом, но теперь он, судя по его словам, лишь убедился в этом. «Совершенно не понимаю, чего же так боятся организаторы пригласить кряшен, которые считают себя отдельным православным этносом, выступают за свое национальное самоопределение и за воцерковление своего народа», - прокомментировал ситуацию о.Димитрий Сизов.
В итоге, прошедший круглый стол, организованный Казанским Кремлем в союзе с Приволжским центром РИСИ, завершился полным крахом. Сама организация мероприятия и форма её проведения показали окончательный провал Департамента внутренней политики Аппарата Президента Татарстана в решении кряшенского вопроса, а также ярко продемонстрировали превращение Приволжского центра РИСИ за последние несколько месяцев в инструмент политики татарской этнократии. Это окончательно подорвало доверие со стороны православной общественности к филиалу этого независимого федерального аналитического учреждения, который по идее должен был быть каналом поставки объективной информации о происходящем в Татарстане для Администрации Президента России.
Сергей Николаев, политолог