Кто, как и зачем увеличил численность христианских храмов в Татарстане

0
540
Время на чтение 5 минут
Состоявшаяся накануне сессия Казанской городской Думы была посвящена теме межнационального и межрелигиозного мира в столице Татарстана. Сам факт обсуждения этой проблемы стоит рассматривать не как отдельный эпизод в жизни депутатов города, а как продолжение прошедшего с многочисленными скандалами Форума православной общественности Республики Татарстан. Организовывал его все тот же Департамент внутренней политики АП РТ под руководством Александра Терентьева, сам он принимал непосредственное участие и в заседании Казгордумы.

Нужно заметить, что одним из инструментов во внутренней политике Казанского кремля является откровенная дезинформация. Манипуляция с численностью православных храмов в Татарстане - из этого же ряда. Напомним, что в декабре 2013 года на организованном Правозащитным центром Всемирного русского народного собора «круглом столе» «Откуда исходит угроза православию в Татарстане» были озвучено количество храмов в Татарстанской митрополии: 216 в Казанской епархии (145 храмов, 35 часовен, 12 молитвенных домов, имеющих престол, 24 молитвенных помещения при больницах, тюрьмах и т.д.); 76 в Чистопольской епархии и 39 приходов в Альметьевской епархии. Всего 331.

Все эти данные опубликованы на сайте Московской Патриархии, датированы 2012-2013 годами, сама Патриархия информацию для своего сайта брала, понятное дело, скорее всего, из Татарстанской митрополии. И именно тогда прозвучали упреки в адрес многократного преувеличения численности мечетей над церквями. Увеличиться столь стремительно за такой короткий период времени (сейчас в департаменте Терентьева заявляют о 462 православных культовых объектах) количество храмов никак не может.

В ноябре 2013 года, открывая очередную мечеть в Набережных Челнах, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин торжественно озвучил цифру: в республике всего 1523 мечети. После была открыта еще одна мечеть, о чем писали СМИ, что позволило, соответственно, говорить о 1524 мечетях в республике. Мусульманам есть чему радоваться и гордиться: количество мечетей за последние два десятилетия выросло значительно, и даже, по некоторым оценкам, превысило число мусульманских храмов, бывших до революции на территории Казанской губернии. А вот ситуация в православной общине Татарстана все это время оставалась далекой от оптимизма. Именно об этом с тревогой и говорили на «круглом столе» во Всемирном русском народном соборе.

Сейчас, чтобы реабилитироваться, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий и его заботливый куратор Александр Терентьев начинают пересчитывать количество храмов, а также искать оправдания вопиющей разнице в цифрах. Вначале из запасников был извлечен изрядно запылившийся со времен Минтимера Шаймиева тезис, что строить церкви - дорого, там масса украшений, а вот мечеть - «это просто изба с коврами на полу». Поэтому и строятся по всей республике мечети.

На это очень легко возразить. Достаточно, например, поехать в село Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, посмотреть там на храм св. Николая - крайне скромное деревянное здание, практически никакого декора и украшений. Там служит обыкновенный кряшенский священник о. Димитрий Сизов. И такие церкви по бюджету строительства ничем не превышают расходы на возведение мечетей. Что мешало построить такие же скромные церкви за два десятилетия? Возможно также, что ни сам Терентьев, ни его подчиненные давно не бывали в некоторых райцентрах, где мечети больше напоминают Тадж-Махал, а в финансировании принимают участие совсем не пенсионеры.

Наконец, разница в количестве церквей и мечетей такова, что на одну церковь приходится почти пять мечетей. Если это так (а это так, арифметика), то общие затраты на строительство мечетей все равно выше общих затрат на строительство церквей. За мусульман можно, конечно, порадоваться, но что сказать о православных? А ведь их в республике столько же, сколько и мусульман.

Это, скорее, риторический вопрос. На «Форуме православной общественности Татарстана» участникам раздавали каталог православных храмов в республике. Эта хорошо иллюстрированная книга представляет собой живое доказательство того, в каком состоянии находится православие в регионе. Видимо, организаторы этого мероприятия просто недоглядели и опубликовали в каталоге фотографии разрушенных православных церквей, которые со времен 1920-1930-х находятся в запущенном состоянии. При этом составители каталога постарались представить эти храмы как действующие религиозные объекты...

На сессии Казанской городской Думы выступила замруководителя исполкома по социальным вопросам Лейла Фазлеева, которая заявила: в столице Татарстана 52 мечети, 54 христианских храма, 1 синагога, по 1 молельному дому Бахаи и Кришны. Отчего же количество «христианских храмов» в Казани вдруг выросло, да так, что стало превышать число мечетей «северной столицы исламского мира» (именно так муфтият Татарстана называет Казань и даже запатентовал это название как бренд)?

Ответ прост: в понятие «христианский храм» местные чиновники записали не только православные и старообрядческие церкви, но и католический собор, лютеранскую кирху, различные неопротестантские приходы от церкви «Краеугольный камень» до неопятидесятников. Таким образом, реальная численность православных религиозных объектов в Казани остается неизвестной, но внешний эффект достигнут: «христианских храмов» даже больше мечетей! Мы видим обычную подтасовку фактов, в которой невозможно напрямую обвинить чиновника (и католический собор, и неопротестанские церкви - это христианские храмы). Но подобная «официальная информация», криво или косо, но снова работает на имидж межконфессионального благополучия в Татарстане и свидетельствует о «вдумчивой, непрерывной работе департамента внутренней политики АП РТ».

А ведь до сих пор по всему Татарстану не восстановлены более 100 православных церквей, чудом сохранившихся с дореволюционных времен. В центре Казани православные храмы по-прежнему используются в качестве музеев (Дворцовая церковь в Казанском кремле, колокольня Богоявленского собора), не возвращены верующим (церковь Василия Анкирского на ул. Лево-Булачная, 48; церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы при Окружном женском духовном училище на ул. Карла Фукса, 11/6; церковь Александры Римской на ул. Гоголя, 2; церковь Александра Невского на ул. Бутлерова, 41А), некоторые не используются для постоянного богослужения (например, храм-памятник павшим русским воинам) или откровенно разрушаются (церковь Косьмы и Дамиана).

Эксперты, отслеживающие ситуацию в Татарстане, отмечают новую тактику политтехнологов из Казанского кремля: немного занизить численность мечетей (от цифры 1524 мечети уже и в ДУМ Татарстана отказываются, заявляя о 1428 мечетях и 12 молитвенных комнатах) и максимально завысить численность церквей (сейчас заявляют о 462 православных культовых объектах), записав в их число как действующие, так и недействующие храмы.

Делается это с одной целью - путем манипуляций создать иллюзию межрелигиозного рая под брендом «у нас в Татарстане все хорошо». Все чаще и чаще о Татарстанской митрополии РПЦ говорят, что она стала превращаться при нынешнем митрополите Анастасии в аналог Сарайской епархии, когда в столице Золотой Орды городе Сарае православный архиерей возносил сугубые ектении за здравие монгольских ханов и благославлял на походы против русских княжеств. Но даже в Золотой Орде, в ее столице Сарае звучал колокольный звон, а в Казани, столице Татарстана, в центре города стоит колокольня Богоявленского собора, которая последний раз звонила в 1917 году и с этого времени безмолвствует.

Православная общественность всё это видит и знает, но тоже молчит. Правда, упомянул об этом недавно посетивший Казань представитель МП РПЦ Всеволод Чаплин, что мол, именно Казань - один из исторических центров Русской Церкви, место явления самой почитаемой в России иконы, место, где подвязались великие святые... Но никаких последствий эти речи не вызвали - упомянул и все. Значит, и дальше в митрополии и республике все будет чинно-благородно. По-старому.

Сергей Николаев, религиовед

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Николаев
Все статьи Сергей Николаев
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48