О конкурсе «Современное архитектурное решение образа православного Храма» в московском Доме Архитектора

Галина Борсуковская 
0
23.12.2013 893
Союзом архитекторов России и Союзом благотворительных организаций России в декабре этого года в Москве был проведен открытый профессиональный конкурс «Современное архитектурное решение образа православного Храма». Конкурс завершен, а конкурсные проекты выставлены в Большом зале московского Дома Архитектора по адресу Гранатный переулок, дом 12. Пресс-конференция, объявление итогов конкурса, вскрытие девизных конвертов и обсуждение состоялось 19.12.2013 г. Были приглашены участники конкурса, члены экспертного совета, жюри, организаторы конкурса, архитекторы, общественность, представители Церкви и СМИ. Галина Борсуковская побывала на пресс-конференции, ознакомилась с конкурсными работами и хотела бы поделиться с РНЛ и ее читателями своими впечатлениями.

Работы, прошедшие конкурсный отбор оставили очень неплохое впечатление –многие из них, представляли собой различные варианты традиционного православного зодчества и радовали глаз. Правда были и такие проекты, как например «Четырехстолпный храм», который имел явные черты католической архитектуры, но тем не менее находился среди работ, победивших в конкурсе, что вызывало некоторое недоумение.Модернизм

Вызвали недоумение и некоторые другие работы из числа призеров и дипломантов конкурса.

Модернизм

Модернизм

Модернизм

Модернизм

У меня была возможность ознакомиться и с работами, не прошедшими по конкурсу.

Они отличаются большой оригинальностью и разнообразием, но к сожалению в своем подавляющем большинстве имеют мало общего с православной традицией. По своему стилю они ближе к протестантским храмам, а некоторые – так и вовсе похожи на современные торговые или зрелищные центры. Должно быть авторы этих работ - люди не православные и вообще не слишком уважающие русское храмовое зодчество. Возможно, они могли бы быть прекрасными архитекторами в области гражданского, но только не церковно-православного проектирования. Тот факт, что эти проекты не прошли строгий отбор, не мог не вызвать удовлетворения. Ничего не поделаешь, но при всем уважении к конкурсантам должна признаться, что мне не хотелось бы увидеть эти проекты реализованными. Практически в каждой работе просматривается желание автора выделиться среди других, его творческое «Я» выставлено на первый план. А ведь в православной традиции все должно быть наоборот - там автор смиряет себя почти до самоуничижения, потому что собственная индивидуальность – это отнюдь не главное в его работе. Иконописцы и вовсе не подписывают свои работы, так как не себя считают их настоящими авторами.

Чтобы работать над проектом православного храма, нужно для начала понять – что такое храм. Храм объединяет все виды творчества в единое живое целое. Сначала рождается образ храма, а потом, внутри него получают свое участие и все остальные творческие образы. Храм представляет собой синтез различных искусств, таких как зодчество, живопись, пение и другие, а основой и камертоном для них служит образ, созданный архитектором. Это накладывает большую ответственность на архитектора и поэтому он не должен в своем творчестве отрываться от традиции, ведь в нетрадиционное сооружение просто не смогут гармонично вписаться ни иконопись, ни богослужение. Создателю храма необходимо учитывать и тот факт, что Православная Церковь едина, несмотря на великое множество ее храмов и церквей. В какую бы церковь ни пришел верующий человек, он везде должен ощущать себя в своей, православной церкви. Это у протестантов любая церковь может представлять собой некое уникальное сооружение, главное, чтобы нравилось ее общине. Но Русская Православная Церковь дорожит своим единством и традициями, которые объединяют верующих не только на огромном пространстве, но также и во времени связывают нас с нашими благочестивыми предками. Поэтому в храмовом зодчестве необходимо руководствоваться церковными канонами, а архитекторам не следует надеяться лишь на свой талант и профессиональную подготовку, но нужно опираться на помощь священников. Без нее им не избежать ошибок и не построить храмов для православных верующих. Зодчие прошлых эпох все это знали и понимали, именно это позволяло им возводить строения, которые во все времена остаются современными. А в наши дни большинство архитекторов полагаются лишь на образование, считая, что для строительства храма этого вполне достаточно. Иллюстрацией тому стали многие проекты конкурса.

Особенно меня смутил уже упомянутый здесь проект «Четырехстолпного храма», уж больно он странный – соединяет в себе откровенно католические черты с православными. Как могло случиться, что на православном конкурсе такая работа попала в число призеров? И кто является автором этого архитектурного гибрида? Оказалось, что совсем молодой еще человек, по имени Даниил Марков. В интернете нашлась информацию о нем: - Даниил Марков с Иваном Земляковым создали творческое объединение «Квадратура Круга», ведущее поиски архитектурно-художественных решений современной православной архитектуры. Вот они – слева Даниил, справа – Иван.

А вот работы Даниила.

Просто удивительно - как удалось столь молодому архитектору создать и даже реализовать так много проектов для РПЦ, особенно если учесть, что все его проекты являются абсолютно модернистскими? Как такие работы могут побеждать на православном конкурсе? Неужели Русская Православная Церковь меняет свою ориентацию в сторону протестантизма и обновленчества? Взгляните сами на архитектурное творчество Даниила Маркова:

Оказалось, что эту ересь лоббирует один из самых известных на сегодняшний день архитекторов, работающих для РПЦ - Андрей Альбертович Анисимов (есть "Мастерские Анисимова" с командой проектировщиков храмов, а "Квадратура Круга" создана на базе "Мастерских Анисимова").

Вот и получается, что собрал авторитетный человек под своим крылом молодых и способных, но несведущих в вопросах веры архитекторов и художников, да и поощряет их к созданию для РПЦ откровенно модернистских проектов. Интересно – зачем? Разве это то, что нужно Православной Церкви? Но еще интереснее, что сам-то Андрей Альбертович проектирует безобидные и даже вполне традиционные православные храмы! Так зачем же других он толкает на разрушение православной архитектурной традиции? Возможно, что надеется руками молодых и амбициозных людей расчистить себе дорогу, разрушить защитную стену традиции и порушить основы православия? Кажется невероятным, но вполне даже может быть. Опасность обновленчества из Церкви никуда не делась. Мы помним, как совсем еще недавно обновленцы пытались разрушить традиционное богослужение под предлогом необходимости замены церковно-славянского языка на современный. Якобы старое да ветхое отталкивает людей от Церкви. Но на деле оказалось, что люди были готовы в бой идти за старый, да намоленный церковный язык. Так же будет и с архитектурой – верующие не примут модернистских «церквей» и стоять им пустыми, кто бы не пытался протащить в жизнь антиправославные проекты.

Конкурс показал, что современное храмовое зодчество подвергается опасности отхода от церковного канона, проекты религиозных сооружений начинают пугать своей чужеродностью, неправославностью и поэтому необходимо срочно поставить их создание под строжайший экспертный контроль. Только так удастся сохранить православные архитектурные традиции. Создание храмов можно доверять только верующим и воцерковленным людям, потому что одной профессиональной подготовки в этом деле недостаточно даже и при наличии таланта. Здесь нужна любовь к Богу и умение своей работой служить Ему. Создание храма это - соборное творчество, это соработничество многих специалистов. Для такого творчества необходимо иметь особые, поистине христианские качества, такие, как личное смирение, отсутствие амбиций, умение подчиняться необходимым требованиям. Но современные молодые специалисты редко обладают подобными качествами, а зачастую и презирают их. Большинство из них воспитаны в духе либеральной идеологии и стремятся к самоутверждению, а каждый их проект буквально пропитан духом индивидуализма. Их так научили, им внушили, что они должны создать нечто уникальное, в чем проявилась бы их единственное и неповторимое «Я». В результате появляются революционные, абсолютно ни на что не похожие произведения, которые являются данью современной моде, но ведь мода меняется, а все оригинальное быстро приедается, скоро надоест и это. А старые, намоленные церкви всегда радовали как взор, так и душу, в них люди как ходили, так и будут ходить всегда.

В утешение хотелось бы отметить, что в жури конкурса, помимо архитекторов, поддержавших анти православную ересь, были и сторонники традиционных ценностей. Это были два православных священника, а также традиционалисты из числа архитекторов. Не смотря на то, что они были в меньшинстве, им, по всей видимости, удалось отстоять несколько достойных работ. Так, например - вполне традиционный шатровый храм Архангела Михаила на 570 человек, прообразом которого выступил разрушенный в годы безбожия храм архитектора Покровского, выполненный в неорусском стиле. Кстати, у «модернистов» он вызвал очень большое недовольство.

храм Архангела Михаила

Интересными оказались также, собор апостолов Петра и Павла, выполненный также в неорусском стиле, церковь во имя преподобного Амвросия Оптинского, шатровый храм в честь Святой Троицы и еще один храм в честь Михаила Архангела.

собор апостолов Петра и Павла

церковь во имя преподобного Амвросия Оптинского

храм в честь Святой Троицы

храм в честь Михаила Архангела

Среди прочих были представлены и вполне достойные работы, да и в целом конкурс можно считать удачным, т.к. в нем приняло участие 113 участников. Были также конкурсанты из зарубежных стран, представившие свое видение православного храма через призму католической веры.

Однако, если бы в жюри не присутствовали представители духовенства, то мы скорее всего не увидели бы в работах призеров ни одного традиционного образа православного храма. Конкурс выявил отсутствие механизмов контроля за соблюдением церковных канонов в современном храмовом зодчестве, а это может привести к разрушению и утрате традиционного образа русского православного Храма. Отсутствие такого механизма чревато тем, что победы на конкурсах неканоничных и чуждых русской культуре проектов начнут восприниматься обществом как должное, а это может способствовать их воплощению. Далее последует распространение по всей русской земле сооружений, которые будут сильно не похожи на православные храмы, хотя и будут ими считаться… Очень не хотелось бы этого… Известно, куда подобный путь привёл католиков – а именно к тому, что у людей хранящих в своих душах традиционную веру, неузнаваемые образы храмов вызвали шок и полное отторжение, спроецировавшееся как на Церковь, так и на собственную веру. Результат - пустые модернистские храмы, многие из которых давно проданы и перепрофилированы в жильё, склады или офисы… Не будет излишним напомнить, что любая революция, в отличии от эволюции, разъединяет людей на белых и красных, правых и левых, старообрядцев и новообрядцев. Но мы ведь не хотим, чтобы у нас опять возникла та же проблема, которая раздирала наш русский православный мир до революции, правда?

Из всего вышесказанного следует вопрос - не пора ли РПЦ, взять под свой контроль подобные конкурсы и нельзя ли привлечь к этой работе уже существующие экспертные советы по контролю за храмоздательством? В их составе присутствуют достойные архитекторы-практики, они имеют многолетний опыт работы и уж наверное сумеют защитить русскую православную традицию в храмовом зодчестве.

Выставка конкурсных работ будет проходить 23 и 24 декабря в Выставочном Комплексе «Гостиный двор», по адресу: Москва, ул. Ильинка, дом 4. Приглашаем всех, кто не равнодушен к русской храмовой традиции.

Галина Борсуковская, художник, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: О конкурсе «Современное архитектурное решение образа православного Храма» в московском Доме Архитектора

Задача наших церковных архитекторов выявить их зодчеством именно красоту православную, а не тащить опять в русское сознание чужой, извращенный дух Запада. Тщеславию, как правильно указал автор статьи, нет места в этом святом деле. Необходим Всероссийский Совет лучших умов и сердец России, чтобы централизованно воссоздать эстетический православный образ по всей стране. Нужно строить малоэтажные экологические города (особенно для многодетных семей) с храмами, приоритетно приспособленные для общинной жизни. У нас никто этим не занимается и даже не планирует это, но это жизненно необходимо! А извращенческому модернизму вечный красный свет!
Адриан Роум / 23.12.2013 18:32

1. Re: О конкурсе «Современное архитектурное решение образа православного Храма» в московском Доме Архитектора

Зашёл на сайт юных архитекторов: http://cc-qc.ru/index.php Все обнаруженные там проекты просто ужасны. Я, конечно, не специалист в области архитектуры и не могу строго описать причины своих негативных переживаний, но все эти "храмы" вызывают чувство внутреннего отторжения, чужеродности. Как какие-то генетические мутанты. Архитектура "из компьютерных игр", вызывает подсознательно чувство тревоги. В такой храм-мутант никогда бы не зашёл.
Арсений / 23.12.2013 09:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Галина Борсуковская
Все статьи Галина Борсуковская
Последние комментарии
К вопросу о Царской дороге: две существенные ошибки эксперта Л.А. Лыковой
Новый комментарий от Николай Г. Волынский
26.11.2021 19:55
«Общество наше почти безнадежно расколото»
Новый комментарий от Николай Г. Волынский
26.11.2021 19:51
«Екатеринбургские останки». Тени не гасят солнца
Новый комментарий от Николай Г. Волынский
26.11.2021 19:48
Борьба тупоконечников с остроконечниками
Новый комментарий от Николай Г. Волынский
26.11.2021 19:20
Не стоит слепо перенимать западный опыт
Новый комментарий от _Ольга_
26.11.2021 18:58