Движение флэшмоб в России как продукт социального творчества молодежи

Новости Москвы 
0
272
Время на чтение 3 минуты
Тезисы доклада на конференцию «Русский вопрос в ХХI веке: сохранение народонаселения», Санкт-Петербург, 22 февраля 2014 года.

В начале ХХІ века понятие «виртуальная реальность» прочно вошло в повседневную жизнь российского общества. Ускорение процесса обмена информацией, формирование личного социального пространства, анонимность виртуального мира существенно изменили стратегию социального поведения человека в современном обществе.

В 2003 г. в США в свет вышла книга американского социолога Говарда Рейнгольда «Smart Mob: The Next Social Revolution». В ней автор описывал появление «умной толпы», которая, используя возможности интернета и мобильной связи, будет воздействовать на все области человеческой деятельности. Это издание послужило толчком к возникновению в обществе нового движения, получившего название «flashmob».

В общепринятом понимании флэшмоб – это группа незнакомых людей, организованных с помощью электронных средств коммуникации, которые собираются в публичном месте и действуют в установленное время, в соответствии с определенным сценарием, после чего быстро расходятся.

В большинстве своем флэшмоб-акции направлены на борьбу с замкнутостью, закомплексованностью, стереотипностью поведения в современном мегаполисе, излишней рациональностью мышления, мешающей ежедневно испытывать яркие эмоции и без стеснения их проявлять.

Первый российский флэшмоб, проведенный 15 августа 2003 года в Москве, оказался малозамеченным. Более широкий резонанс имела флэшмоб-акция, проходившая на следующий день, 16 августа, одновременно в Москве и Санкт-Петербурге, и освещенная многими российскими СМИ. Эта акция положила начало традиции российского флэшмоба.

Сообщения об «умных толпах» всё чаще появлялись в СМИ. Это послужило причиной массового притока в сообщество людей, систематически нарушающих правила поведения при участии во флэшмоб-акции и оспаривающих устоявшиеся традиции.

Помимо журналистов и простой общественности на флэшмоб обратили внимание маркетологи и политтехнологи, организуя акции в целях коммерческой рекламы или политических манифестаций. Это привело к разочарованию во флэшмобе многих опытных мобберов, т.к. утратилась часть первоначального смысла акций – борьба с серостью и унылостью общества.

Сейчас сообщество имеет выработанную в процессе своего существования идеологию, сформировавшиеся традиции, обладает способностью к воспроизводству, тем самым осуществляя периодически проходящую смену поколений в сообществе.

Большинство участников российского флэшмоб-движения являются либо студентами вузов, либо молодыми специалистами (как правило, в области ІТ), еще не обремененными семейной жизнью. Это люди с доходом выше среднего или средним; они имеют свободный доступ в интернет и хотя бы минимум свободного времени; ведут активный образ жизни (занятие спортом, туризмом, искусством) и проявляют минимум интереса к политике. В мобах они видят новый способ развлечения в обыденной жизни и получают порцию здорового адреналина.

На сегодняшний день существует множество вариаций флэшмоба, включающее помимо классических social-акций, следующие виды:

- «Long-моб», подразумевающий заранее оговоренные в интернете действия, которые каждый моббер может совершать практически в любое удобное для него время и в любом удобном месте.

- «Экстрим-моб» - акции с ярко выраженной экстремальной направленностью (например, передвижение ползком вдоль подземного перехода).

- «Нонспектулярный моб» - акции флэшмоба, в которых действия участников настолько приближены к повседневности, что становится непонятным, видишь ли ты действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего (например, синхронное чтение книг на станции метро).

- І-моб – проведение флэшмоб-акций непосредственно в интернете.

- Моб-арт – аналог флэшмоба, нацеленный на зрелищность. Предполагает под собой репетиции; есть команда, состоящая из режиссеров, сценаристов, людей, помогающих с организацией.

Феномен флэшмоба многолик, и дать ему единое объяснение и обоснование невозможно. Каждый находит во флэшмобе что-то свое. Для кого-то это эксперименты и творчество, для кого-то протест и эпатаж, для кого-то игра и развлечение, для кого-то возможность для знакомств и общения. Видимо, флэшмоб и приобрел такую популярность вследствие своей многогранности и вариативности функций. Гибкость идеологии, простор для полета фантазии дают возможность каждому выразить через флэшмоб свои личные ощущения и переживания при этом, сохранив индивидуальность, стать частью единого целого.

Анастасия Алексеевна Натарова, старший преподаватель кафедры общей гигиены ВГМА им. Н.Н.Бурденко, г. Воронеж, Россия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.09.2024 13:38
Не «Россия» – «Азиопа»?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.09.2024 13:20
Франциск – это вор и разбойник, по слову Христа
Новый комментарий от Константин В.
18.09.2024 11:40
«Нам нужно "изобретать" новую модель русской семьи»
Новый комментарий от РомКа
18.09.2024 10:31
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Ладога
18.09.2024 10:31
«Украина: инструмент не может выиграть или проиграть»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.09.2024 08:18