В начале ХХІ века понятие «виртуальная реальность» прочно вошло в повседневную жизнь российского общества. Ускорение процесса обмена информацией, формирование личного социального пространства, анонимность виртуального мира существенно изменили стратегию социального поведения человека в современном обществе.
В 2003 г. в США в свет вышла книга американского социолога Говарда Рейнгольда «Smart Mob: The Next Social Revolution». В ней автор описывал появление «умной толпы», которая, используя возможности интернета и мобильной связи, будет воздействовать на все области человеческой деятельности. Это издание послужило толчком к возникновению в обществе нового движения, получившего название «flashmob».
В общепринятом понимании флэшмоб – это группа незнакомых людей, организованных с помощью электронных средств коммуникации, которые собираются в публичном месте и действуют в установленное время, в соответствии с определенным сценарием, после чего быстро расходятся.
В большинстве своем флэшмоб-акции направлены на борьбу с замкнутостью, закомплексованностью, стереотипностью поведения в современном мегаполисе, излишней рациональностью мышления, мешающей ежедневно испытывать яркие эмоции и без стеснения их проявлять.
Первый российский флэшмоб, проведенный 15 августа 2003 года в Москве, оказался малозамеченным. Более широкий резонанс имела флэшмоб-акция, проходившая на следующий день, 16 августа, одновременно в Москве и Санкт-Петербурге, и освещенная многими российскими СМИ. Эта акция положила начало традиции российского флэшмоба.
Сообщения об «умных толпах» всё чаще появлялись в СМИ. Это послужило причиной массового притока в сообщество людей, систематически нарушающих правила поведения при участии во флэшмоб-акции и оспаривающих устоявшиеся традиции.
Помимо журналистов и простой общественности на флэшмоб обратили внимание маркетологи и политтехнологи, организуя акции в целях коммерческой рекламы или политических манифестаций. Это привело к разочарованию во флэшмобе многих опытных мобберов, т.к. утратилась часть первоначального смысла акций – борьба с серостью и унылостью общества.
Сейчас сообщество имеет выработанную в процессе своего существования идеологию, сформировавшиеся традиции, обладает способностью к воспроизводству, тем самым осуществляя периодически проходящую смену поколений в сообществе.
Большинство участников российского флэшмоб-движения являются либо студентами вузов, либо молодыми специалистами (как правило, в области ІТ), еще не обремененными семейной жизнью. Это люди с доходом выше среднего или средним; они имеют свободный доступ в интернет и хотя бы минимум свободного времени; ведут активный образ жизни (занятие спортом, туризмом, искусством) и проявляют минимум интереса к политике. В мобах они видят новый способ развлечения в обыденной жизни и получают порцию здорового адреналина.
На сегодняшний день существует множество вариаций флэшмоба, включающее помимо классических social-акций, следующие виды:
- «Long-моб», подразумевающий заранее оговоренные в интернете действия, которые каждый моббер может совершать практически в любое удобное для него время и в любом удобном месте.
- «Экстрим-моб» - акции с ярко выраженной экстремальной направленностью (например, передвижение ползком вдоль подземного перехода).
- «Нонспектулярный моб» - акции флэшмоба, в которых действия участников настолько приближены к повседневности, что становится непонятным, видишь ли ты действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего (например, синхронное чтение книг на станции метро).
- І-моб – проведение флэшмоб-акций непосредственно в интернете.
- Моб-арт – аналог флэшмоба, нацеленный на зрелищность. Предполагает под собой репетиции; есть команда, состоящая из режиссеров, сценаристов, людей, помогающих с организацией.
Феномен флэшмоба многолик, и дать ему единое объяснение и обоснование невозможно. Каждый находит во флэшмобе что-то свое. Для кого-то это эксперименты и творчество, для кого-то протест и эпатаж, для кого-то игра и развлечение, для кого-то возможность для знакомств и общения. Видимо, флэшмоб и приобрел такую популярность вследствие своей многогранности и вариативности функций. Гибкость идеологии, простор для полета фантазии дают возможность каждому выразить через флэшмоб свои личные ощущения и переживания при этом, сохранив индивидуальность, стать частью единого целого.
Анастасия Алексеевна Натарова, старший преподаватель кафедры общей гигиены ВГМА им. Н.Н.Бурденко, г. Воронеж, Россия