Многочисленные ветеранские организации России делают важную работу. В том числе и в рамках увековечивания памяти погибших при защите Отечества. И можно только приветствовать такую деятельность. Вместе с тем, в рамках своих поисковых исследований приходится изучать документы в отношении боевых потерь лётчиков или танкистов. Часто видишь запись «не вернулся с боевого задания»... Иногда имеются дополнения, записанные уже позже - «вернулся тогда- то».
И здесь возникает уместный вопрос:- каким образом и где можно увековечить экипажи боевых машин, не вернувшихся с боевого задания? Вопрос совсем не праздный. Возможно машина была подбита над целью зенитной артиллерий или истребителями противника. И упала в районе цели. Как, например, погиб экипаж Николая Гастелло.
А может быть, экипаж самолёта погиб ещё на подлёте к цели или при возвращении с боевого задания? И место их гибели неизвестно... Так где же тогда и каким образом увековечить память о погибших? В районе аэродрома, откуда они ушли в свой последний полет? А если от этого аэродрома сегодня вообще ничего не осталось, как тогда быть?
Мне кажется, что целесообразно сформировать со всеми заинтересованным участниками поисковой деятельности круглый стол, чтобы обсудить этот вопрос. Выработать единое понимание.
И тут же, в рамках темы увековечивания памяти опять возникает очередной вопрос:
- А как быть с танкистами, сгоревшими в машинах? Кто хоронил их?
К сожалению, ни в мемуарах или воспоминаниях, ни в других документах я не смог отыскать ответа на этот вопрос. Предположим, наши войска перешли в наступление. Подбитые сгоревшие машины так и остались на поле боя. Кто же тогда хоронил экипажи? Однополчане? Похоронно- трофейные команды? Или работники подвижных ремонтных мастерских, которые пытались восстановить боевые машины? Сегодня, слава богу, ещё живы фронтовики и, наверное, нужно у них уточнить этот вопрос, попробовать разобраться в том, как же хоронили погибших в войну. Можно сожалеть, что ветераны из похоронно- трофейных подразделений или те, кто осуществлял поиск, сбор и похороны погибших так и не рассказали об этом всей правды. Как оно было на самом деле. Вот и гадаем мы.
Помните замечательный кинофильм «Белый Тигр»? Эпизод, когда в открытом люке сгоревшего танка виднелась обгоревшее тело механика-водителя.
Судя по всему, в фильме останки погибших танкистов извлекали работники передвижных ремонтных мастерских и, как можно осторожно предположить, они же и хоронили погибших. Но мне ни разу не встречались сведения об этом.
Документы о том, что экипаж погиб, сгорел с машиной, есть. А вот о том, что останки извлекли и похоронили служащие реммастерской - этого нет.
Вообще, надо заметить, тема захоронений на войне как- то незаслуженно обойдена вниманием. Стесняемся мы рассказать правду. Так, как оно было на самом деле. Да и в вопросе послевоенных перезахоронений из одиночных могил или небольших братских могил в укрупнённые захоронения, тоже ясности никакой нет. Как и соответствующих документов, позволяющих понять, как же происходило перезахоронение. И это очень странно.
Вот, представьте себе легендарное Прохоровское поле после танкового сражения. Сотни горелых, дымящих небо танков, тысяч убитых. Кто же собирал погибших и кто хоронил? Кто вытаскивал остовы танков с бранного поля? Кто же засыпал, закапывал окопы, блиндажи, противотанковые рвы, бесчисленное число воронок от снарядов и мин? Можно предположить, что в окопах тогда ещё оставались погибшие солдаты. Всех ли подняли, чтобы достойно похоронить? Вот о чем сегодня надо расспрашивать фронтовиков, очевидцев тех великих событий.
Понятно, что кем-то было принято решение о рекультивации мест былых сражений, о благоустройстве. Отчего же тогда не выложить для открытого доступа архивные документы? Наверное, в этой деятельности принимали участие коммунисты и комсомольцы, работники исполкомов. Сегодня они являются хранителями нашей истории и их воспоминания чрезвычайно важны для нас.
Я обращаюсь к председателям советов ветеранов, к родственникам ветеранов- фронтовиков с огромной просьбой. Расспросите живых очевидцев тех далёких событий, задокументируйте их рассказы. Тем самым мы сохраним историю! Мы сможем узнать много нового. Мы увековечим память о погибших! Вечная память солдатам, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины!