Ознакомился с последними материалами на РНЛ, посвящёнными теме Григория Ефимовича Распутина:
- «Его канонизация необходима во имя торжества "Русского мира"» (памятный вечер в Санкт-Петербурге, посвящённый столетию со дня убийства Григория Распутина);
- «Памяти первого новомученика, павшего жертвой богоборческой революции» Василия Бойко-Великого;
- «Для чего убили Григория Распутина» диакона Владимира Василика, и другими.
Наиболее трезвенным из них считаю статью диакона Владимира Василика. Остальные мне представляются, увы, далёкими от трезвенности и склонными к опасной болезни наших русских патриотов - экзальтации. Эта «патриотическая болезнь» - хроническая, периодически затухающая, но время от времени снова воспламеняющаяся. Давайте в этой связи вспомним, как патриотическими авторами озвучивалась «сталинская» тема: сначала протоиерей Димитрий Дудко, а затем главный редактор газеты «Завтра», писатель Александр Проханов, объявили Иосифа Виссарионовича «святым». Мне пришлось приложить немало усилий в своих статьях, посвящённых Иосифу Сталину, чтобы объяснить патриотической общественности и вообще читателям, что патриотическая «канонизация» Сталина - очень опасная и вредная вещь, прежде всего - для объективного осмысления советского периода русской истории. Так же, как и либеральное тотальное развенчивание этой великой личности. Я предложил формулу: «Сталин - не исчадие ада, но и не святой». Эта формула приложима и ко всему советскому периоду. Только при таком методологическом подходе можно избежать «белых» и «красных» крайностей, не позволяющих беспристрастно изучать советскую эпоху. Прошёл не один год, прежде чем читатели начали понимать принципиальное отличие моей позиции в отношении Сталина и советского периода от позиции Дудко-Проханова.
Примерно то же самое наблюдалось и в отношении первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного. Все, кто «в теме», хорошо помнят конец 80-х годов и «лихие 90-е» годы прошлого века, когда активно развивалось так называемое «опричное» движение. У этого движения был свой печатный орган - газета «Земщина». «Опричное Братство» настаивало на канонизации Царя Николая II и его Семьи со специфической, "этнической" формулировкой, царя Иоанна IV, а также Григория Распутина. Если в отношении прославления Царской Семьи у большей части патриотического православного сообщества разногласий не наблюдалось (тем более, что в Зарубежной Церкви Царская Семья была уже канонизирована), то в отношении двух последних фигур никакого единодушия никогда не было и до сих пор нет. О либералах, в том числе и православных, речь вообще не идёт - для них что Сталин, что Иоанн Грозный, что Григорий Распутин, - все - «исчадия тоталитарного ада». Я говорю только о православных патриотах. Так вот, полагаю, что, как минимум, половина из них не признает Иоанна Грозного и Григория Распутина святыми. По крайней мере, среди моих многочисленных друзей, знакомых, духовных чад почти нет людей, которые признавали бы Иоанна Грозного и Григория Распутина святыми. Причём, отношение и к тому и к другому, особенно - к Иоанну Грозному, вполне позитивное, как и к Сталину.
Лично я пока не вижу никаких стопроцентных аргументов в пользу «святости» Григория Ефимовича Распутина. Все те аргументы, которые предъявляются в качестве таковых, могут быть опровергнуты при глубоком, тщательном рассмотрении. Вместе с тем, я убеждён, что реальный человек по имени Григорий Распутин не соответствует тому клеветническому образу, который запечатлён в «жёлтой прессе» того времени. Полагаю, что Григорий Ефимович был сложной и неоднозначной личностью. Об этом, в частности, свидетельствует оценка, данная Распутину директором департамента полиции, генералом П.Г. Курловым. Отрицательно относились к Григорию Распутину преподобномученица Елизавета Фёдоровна, а также уважаемые владыки Феофан (Быстров) и Ермоген (Голубев). Это те люди, которые знали его лично. Почему я должен верить не им, а неким современным «великим» сказочникам, которые уже поторопились написать «икону» Григория Распутина и служат перед ней молебны и читают самочинные акафисты? Единичные недостаточно проверенные ссылки на мнение старца прот.Николая Гурьянова ни в чем не убеждают, потому что равновеликие им старцы (например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин)) давали весьма сдержанную оценку Распутину. Вот это и есть та экзальтация, о которой я писал выше. Точно так же я отношусь к почитанию самочинных «икон» Иоанна Грозного и Иосифа Сталина. Подобное почитание свидетельствует лишь о «разгорячении крови», по слову святителя Игнатия (Брянчанинова). Для меня очевидно, что открытые призывы к канонизации Григория Распутина ради торжества и единства «Русского мира» приведут к прямо противоположному результату - расколу между теми православными русскими патриотами, которые на данный момент находятся в единстве. Можете не сомневаться в том, что любой трезвомыслящий православный, особенно священнослужитель, немедленно покинет собрание, на котором будет находиться «икона» Григория Распутина.
P.S.: Дорогие братья и сёстры, нам надо избавляться от болезни легковерия! Вот недавно один из авторов РНЛ написал, что в Италии в течение 2016 года все новорожденные младенцы и чиновники должны были быть чипированы. Но еще в ноябре 2015 года «Российская газета» (официальный орган Правительства РФ) опровергла эту «новость» (см. РГ от 19.11.2015 №6833(262)): «Новость со ссылкой на слова председателя Совета министров Италии Маттео Ренци о "повальной чипизации" прочитали многие. Но источник сенсации всего лишь итальянский сатирический сайт. Он же сообщил, что "по этическим соображениям вопрос об обязательной чипизации отложен на неопределенный срок"».
Это касается и многих других вещей, особенно поспешной канонизации. Не будем, дорогие мои, бежать впереди локомотива по имени Церковь!
Иерей Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Впервые опубликовано на сайте священника
45. Re: Трезвомыслие или экзальтация? (к вопросу о канонизации Григория Распутина)
44. Ответ на 43., eka:
43. Ответ на 40., М.Е.:
42. Ответ на 40., М.Е.:
41. Ответ на 40., М.Е.:
40. Ответ на 39., Lucia:
39. Ответ на 38., свящ. Андрей Михайлов:
38. Re: Трезвомыслие или экзальтация? (к вопросу о канонизации Григория Распутина)
37. Ответ на 23., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
36. Re: Трезвомыслие или экзальтация? (к вопросу о канонизации Григория Распутина)