Время от времени приходится мне посещать любезный моему сердцу город Воронеж. Сегодня дорога из Москвы в южном направлении прекрасная. Но ещё несколько лет тому назад каждая поездка была просто мучением. Вереницы автомобилей плелись друг за другом, не объехать, ни обогнать. Вот и приходилось искать всевозможные варианты. Одним из таких объездных путей стала шоссе через город Ефремов, расположенный в Тульской области. Город, как город, ничего такого особенного в нем нет. Если, конечно, не принимать во внимание чудом сохранившиеся купеческие дома своеобразной архитектуры и изредка, но всё ещё встречающиеся резные наличники изумительной красоты и удивительного мастерства изготовления. А ещё в Ефремове есть Курган Славы, святое и памятное место, где похоронены солдаты. И защитники города, и его освободители.
Есть неподалеку от Ефремова, в юго-западном направлении, на Новосиль и Залегощь, деревня с необычным названием - Пожилино. Вообще у нас в России много чудных названий. Судбищи, Благодать, Дубы, Кукуй, Шкилевка. Да что там деревни, реки и те порой так назовут, что остаётся только удивляться древнему изыску пращуров. Упа, Вобля, Березка, Замарайка, Птань. Уж не знаю, чем руководствовались пращуры давая такие названия, а только, что есть, то есть.
Так вот, в этой самой деревне жила-была семья Гладких. Жили как все, ни богато, ни бедно. Растили детишек, Трудились в поле. Пережили Первую Мировую, революцию, Гражданскую войну. По тем временам семья была средняя, всего-то родили четырех мальцов. Первенец, Сергей, родился в 1920. За ним погодок - Василий. Затем - Николай в 1923, ну и Петр. Жили дружно. Пережили коллективизацию и индустриализацию. Время шло, мальчонки росли, взрослели, помогали отцу с матерью. В ноябре 1940 проводили Сергея в Красную Армию. Семейная летопись умалчивает, но видать забросило его на далекий Карельский фронт, где сражался он с белофиннами. И сражался он мужественно и умело, коль накануне Великой Отечественной войны был уже старшиной.
Не успели затворить за Сергеем дверь в избу, а тут сообщение по радио - началась война! И пошли ребята на фронт. Сначала ушел Василий, а в ноябре 1941, когда враг добрался почти до самой Тулы, ушел и Николай. В то время Петр жил в столице и работал на военном заводе. Несколько раз он записывался добровольцем, но по состоянию здоровья медики отказывали ему. И свои подвиги Петр совершал уже на трудовом фронте. Все для Победы! - это не пустопорожний лозунг. С таким девизом тогда жила вся наша Родина.
Николай оказался на Западном фронте, в ожесточенных боях защищал Москву. Сражался за Вязьму и Калинин, участвовал в контрнаступлении под Москвой. Был ранен, но, слава богу, легко. Поправился быстро и вновь вернулся в свою дивизию. Где-то рядом, здесь же, под Москвой, воевал и брат Сергей, который в декабре пропал без вести.
В 1942 году Николаю довелось поучаствовать в малоизвестной, но, наверное, одной из ожесточенных и кровопролитнейших сражений Второй Мировой войны - в Ржевской битве.До сих пор мало кто имеет полное представление о тех трагических событиях. Сегодня у всех на слуху Сталинград. Ржевская «мясорубка», о которой с уважением и почитанием отзываются все участники сражения, как наши, так и с немецкой стороны, упоминается вскользь, изредка. И это несправедливо по отношению к погибшим! Русские солдаты честно и до конца выполнили свой долг и не их вина, что тогда, в 1942, одолеть врага так и не смогли. Враг был силён, хорошо обучен и прекрасно вооружён.
Фронтовики знают страшные цифры войны. Жизнь стрелка на «передке» в среднем составляла 20-30 дней, ну, а «Ваньки - взводного» и того меньше, всего-то 3 - 5 суток. Бывало так, что взводами, да что там взводами, ротами и батальонами командовали вчерашние мальчишки-лейтенанты, опытные сержанты или старшины. А уж когда бывало наступление, жизнь измотанного и истощенного боями батальона или полка в тыщу - полторы тысячи штыков составляла сутки - трое. Полк, где сражался мой дед, только за два дня боев потерял более 600 бойцов. Вот она, беспристрастная летопись войны. Три стрелковых полка изможденной в затяжных кровопролитных боях стрелковой дивизии быстрее было уложить в землю, чем им достичь поставленной задачи - сломить оборону противника. Это и есть битва за Ржев! До сих пор поисковики поднимают десятки, сотни безвестно погибших в боях бойцов. На уничтожение немецкой дивизии, глубоко окопавшейся на господствующих высотах, командирами определялось пять наших, истрепанных, голодных, обезлюдевших в предыдущих боях. Вот деды - прадеды и ложились штабелями в полном составе своих частей и подразделений. В хорошо простреливаемых болотах да низинных мочажинках, еще на подходе к опорным пунктам фрицев. Вот, во время одной из коротких передышек между боями, Николай и вступил в комсомол по рекомендациям своих боевых товарищей. И никаких привилегий, как сейчас, комсомол и партия на фронте не давали. Только одно было право - первым подняться в атаку. Ну, а там уж как повезет.
Сегодняшние мальчишки на уроках Мужества часто просят ветеранов рассказать о подвиге. Им, несмышленышам, не понять, что подвиг- это оторвать зад из окопа и подняться в атаку, когда кажется что только в тебя нацелено всё оружие врага. Подвиг, это перемолоть отборные, вышколенные, вооруженные до зубов войска противника и при всём этом выжить самому. Умереть за Родину не страшно, но нужно было не погибать, а убивать врага. И какими словами рассказать обо всём этом сегодняшним мальчишкам и девчонкам, ветераны порою не знают.
В это время Петр ковал оружие Победы. Всё для фронта, всё для Победы! По 16-18 часов трудились в тылу, чтобы дать фронту всё необходимое. И если солдаты побеждали врага мужеством и отвагой, то в тылу побеждали врага упорством, волей и настойчивостью.
В феврале 1943 остатки дивизии Николая перебросили на Северо- Западный фронт, под Демьянск, где была предпринята очередная наступательная операция. А затем - под Старую Руссу, где в марте также было проведено неудачное наступление. В тех ожесточённых кровопролитных боях дивизия вновь понесла значительные потери. Но Николаю Гладких и в этот раз повезло, выжил. Даже не был ранен. Воевал как все. Ходил в атаки, лежал под минометными обстрелами и бомбежками, рвал немецкие танки, терял боевых друзей. Проявлял храбрость и инициативу. В боях с немецко-фашистскими захватчиками Николай показал себя мужественным и отважным воином, был на хорошем счету у командования. И тогда командиры направили отважного и смышленого бойца на курсы комсостава. Фронтовику пришлось сесть за парту и постигать науку побеждать. В июле 1943, с началом битвы на Курской дуге свежеиспеченного лейтенанта направили на Брянский фронт. На основании директивы Управления командующего БТ и МВ Красной Армии от 30 июня 1943 года № 1127/105/сс и директивы ГШ КА от 17 июня 1943 года № 39188/сс в подмосковных городах Загорск и Краснозаводск на базе 3 гвардейской мотострелковой дивизии и 49 механизированной бригады формировался 6 гвардейский механизированный корпус, который в конце июля-в августе принял участие в Орловской стратегической наступательной операции под кодовым наименованием «Кутузов».
Прорвав ожесточенное сопротивление противника в районе Кромы, Болхов, советские войска 5 августа освободили город Орел. Тогда, в честь героев-освободителей Белгорода и Орла в столице нашей Родины городе Москве был произведён Первый салют Победы!
Развивая успех, в сентябре- октябре войска Брянского фронта приняли участие в освобождении города Брянска и всей области.
В январе 1944 года из района Карачева 6 Гвардейский мехкорпус начал переброску по железной дороге в район Киева, где вошел в состав войск 1 Украинского фронта. В конце марта части 6 мехкорпуса с боями заняли город Гусятин и вышли на рубежи пригорода Каменец-Подольского. Противник имел целью любой ценой удержать этот город, важный узел дорог. Штурм города начался с нескольких сторон одновременно, в Каменец-Подольском начались уличные бои. Решительными и мужественными действиями сопротивление противника было сломлено и город был занят нашими войсками.
В архиве имеется наградной лист на Гвардии лейтенанта, командира взвода автоматчиков 56 отдельного танкового полка Гладких Николая Ивановича. Скупые строки военного документа, конечно, не могут раскрыть всю остроту и ожесточенность боев за города и села нашей советской Украины. Тем не менее, я приведу содержание наградного листа:
«17.03.1944 во время наступательных действий наших танков тов. Гладких вместе со своим взводом уничтожил до 120 немецких солдат и унтер - офицеров. В обходном маневре танков за овладение городом Гусятин 23.03.1944 года он вместе со взводом пробрался в тыл врага и сея панику среди врага, огнемиз автоматов и гранатами уничтожил до 60 вражеских солдат и офицеров.»
«25 и 26 марта 1944 года в боях за овладение городом Каменец-Подольском смело действовал по очищению города от остатков разбитых частей противника. В разгаре схватки, на одной из улиц города лично убил немецкого генерала фон Меден и несколько офицеров, оказавших сопротивление при попытке захватить их в плен...»
Что удивительно, примерно в этом же районе Тернопольской области, и почти в тоже самое время, в составе 287 стрелковой дивизии сражался младший сержант Василий Гладких, который погиб смертью храбрых 7 марта 1944 года. Похоронен отважный воин в деревне Тыльевка Кременецкого района Тернопольской области Украины.
К сожалению, погиб и Николай. Во время ожесточенного боя за местечко Трембовля гвардеец получил смертельное ранение. Военные врачи так и не успели спасти жизнь герою. 8 апреля 1944 года Гвардии лейтенант Николай Иванович Гладких скончался от полученных в бою ранений и был похоронен в братской могиле в центре города Трембовля Тернопольской области Украины.
Прошли годы, и как оказалось теперь, руководство современной Украины «выбрало свой» путь развития. А вместе с ним, выбрало себе «новых героев». И как осознать это, какой ценой измерить это предательство, я не знаю. В составе 922 стрелкового полка, в котором сражался и погиб мой дед, было много украинцев, уроженцев Черниговской и Сумской областей, Донецка. Они все вместе стояли насмерть! Вместе и погибли за Родину! В то время, единую для всех нас Родину!
Вот и получается, что отцы, деды и прадеды современных украинцев, наших ровесников, лежат под Смоленском, Ржевом, Москвой. В русской земле! А прах наших близких упокоился там, в тучной земле Украины. И как разделить, как разорвать эту память?!
Сегодня детишек в Украине учат, что мы - русские, как оказывается, есть враги?! К сожалению, и у нас порою говорят откровенную глупость, не осознавая, что есть руководство Украины и есть братский народ Украины. Скоторым делить нам нечего! И когда плохо им, то плохо и нам! Поскольку мы - едины! И нас всех накрепко связала ПАМЯТЬ! Память о прошедшей войне...