В Российской империи синонимом русской культуры была культура, созданная высшими слоями общества - дворянством, интеллигенцией, мещанами и прочими. На ней, по сути, после демократизации и доступности для основой части населения основывалась русская идентичность того времени, образовывались русские как нация. На сельские народные традиции смотрели как на отсталость, что не могло тогда быть синонимом культуры. Крестьянская «народность» в России, к счастью, не прижилась в качестве идеологии, что и невозможно было для Империи, стремящейся лидировать на всей планете.
После революции, 100-летие которой мы отмечаем в этом году, большевики принялись переделывать или запрещать все то, что было дорого русскому человеку раньше. Церковь уничтожили, русский язык реформировали и хотели даже одно время перевести его на латиницу. Литературу, театр и старую интерпретацию истории объявляли неправильными для нового пролетария. Городской пролетарской культуры создать не удалось, вернее - при такой попытке она практически сразу деградировала в маргинальное состояние.
Но пошли еще дальше. Большевики синонимом русской культуры во многом сделали крестьян. Их народные традиции, костюмы, поговорки и прочее. А так как у крестьян разных мест были совсем разные традиции - в Советском Союзе выдумали какой-то эпическую сборную солянку из всего-всего. Если по происхождению я донской казак, то зачем мне костюмы и вышиванки крайнего севера? Это стали активно пропагандировать в советских фильмах и особенно в мультфильмах. Видимо для того, чтобы принизить ее до состояния других народов СССР, которые сами не создали высокой развитой городской культуры мирового масштаба. Аристократическая по происхождению, но городская по сути русская культура продолжала в завуалированном виде существовать в Советском Союзе для всех, и не считалась признаком русских как национальности.
Образ лапотного Вани с «бабалайкой» наперевес укоренялся в головах не только среди самого русского народа и других народов СССР, но и на Западе. Сделано это специально, чтобы мы больше не претендовали на культурную гегемонию, а знали свое место - в отсталости и сельском невежестве, ну может - в песнях да плясках, не выше. Никто не говорит, что народная культура - это плохо. Плохо - когда её делают основной для великого имперского народа. В итоге ассимиляционный потенциал снизился, этническая идентификация упала. Никто не захотел быть такими русскими.
Кстати, украинское национальное движение пошло другим путем. В отличие от русских, идеологи возрождения Украины считали, что идеалом государственного строительства для бывших малороссов является «садок вишневий коло хати», то есть ярко выраженные сельские мотивы. И это селянство у Украины везде, в крови, можно сказать. На нём, по сути, построена современная украинская идентичность, отличная от общерусской, вообще государство Украина. На неё сделали ставку, чтобы как-то отличаться от остальной России.
Навязанная большевиками сельская культура в качестве основной - странна русскому человеку, так как для нас она является более второстепенной, чем городская. Раньше житель села стремился к городской аристократической культуре, теперь житель города пытается деградировать до состояния деревни. Без города - нет цивилизации, а значит и науки, промышленности, достойного образования, вообще страны, покорения космоса, имперских амбиций. Возвращение к пониманию и отождествлению русской культуры как высокой культуры планетарного масштаба, а не только традиций села и народного костюма, должно быть одной из задач современной России.
26. Re: Зачем из русской культуры делают деревенщину
25. Ответ на 23., Михаил Москва:
24. Re: Зачем из русской культуры делают деревенщину
23. Ответ на 18., iljamor1:
22. типичнейший образчик!
21. Ответ на 9., Блинов:
20. Ответ на 17., Михаил Москва:
19. Ответ на 12., Lucia:
18. Ответ на 17., Михаил Москва:
17. Re: Зачем из русской культуры делают деревенщину