Летом 2015 года в России дни памяти и чествования семьи Царственных Страстотерпцев отмечали особенно широко. Это было связано с годовщинами их мученической кончины и прославления в лике святых в России. Однако и сегодня роль признания святости семьи последнего государя многим остаётся неясна.
Уже есть свидетельства чудодейственной помощи Царственных Страстотерпцев людям, и всё же многие говорят - император Николай II власть упустил; всё было, и всё потерял - и это вроде бы правда, только как следует понимать эту правду? Чему учит пример жертвенности государя и его семьи, и почему для современного общества так важно знать и понимать смысл их жертвы?
Начну с истории одного признания святости Царственных Страстотерпцев рассказанного мне паломником в Свято-Тихоновском монастыре в городе Торопец: «Я долго не мог признать святость семьи государя Николая Второго, особенно после того, как начитался язвительных псевдоисториков о его правлении, и шумиха, раскрученная в прессе вокруг царственных страстотерпцев, причём в вопросах часто весьма отдалённых по отношению к самой царской семье, вызывала отторжение.
Правду сказать, назвать меня тогда христианином самому сложно, но был крещён и очень почитал Серафима Саровского. И во всё это время "непризнания" царственных мучеников, когда я пытался молиться у икон Серафима Саровского, свечи или гасли, или выпадали из подсвечника, а в одной церкви погасла подсветка над иконой, и икона как бы удалилась от меня во тьму - перепугался тогда - ужас!
Уже позднее, узнавая о подобных случаях, я смог осознать, что такие знаки являются великой милостью Господа, в том числе переданной через святых к людям. Пояснить это можно просто: любой электрик или автомобилист знает важность предупреждающих знаков, знаков внимание к которым обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей. И потому правильно понять предупреждающий знак столь важно. Скажу честно - мне это тогда же сразу не удалось. (Вот только не нужно скрупулёзно прислушиваться к потрескиванию свечек, изучать размер наплыва, нагара и прочее, как делают сегодня многие. Думаю, если знак непринятия свечи как жертвы будет дан, то это будет очевидным знаком, по крайней мере, он будет систематическим и многократным. Примечание автора статьи).
Однако, через пару лет, милостивый Господь привёл меня в Свято-Тихоновский монастырь в городе Торопец, игуменья которого матушка Иоанна много занималась прославлением новомученников и исповедников Российских и Царской семьи. И она рассказала мне, что преподобный Серафим Саровский в своём письме писал Государю Николаю II (это за более чем полвека до его царствования!), что единственное, что он может сделать для сохранения России - это стать патриархом, передав правление наследнику под регентством. В 1905 году Государь предложил это сделать церкви (он и государыня готовы были принять постриг) - но церковь, пропитанная масонским поиском усиления своего влияния в миру, отказала, вернее, просто ничего не ответила. Позднее я нашёл несколько версий этого события в интернете, причём узнал, что формально Государь даже имел на это право - венчание на царство, возлагавшее на государя ответственность за Россию перед Богом, приравнивало его к архиереям. Также матушка Иоанна дала мне несколько книг про историю последней царской семьи.
Приехав на ночном поезде из монастыря, я пришёл на работу, и, поскольку было свободное время, стал читать эти книги, и (с малого детства не было) слёзы потекли от раскаяния. Плачу... и смеюсь, потому что представил, как начальство зайдёт - подумает, с ума человек сошёл.
Тогда я узнал, какой колоссальный черный пиар был проведён в годы советской власти, да и в период до неё, в отношении Государя и его семьи. Куда там современным акулам пиара!
Особенно тронуло меня описание переживаний государыни Александры Фёдоровны - высокоморального человека, попавшего в общество русских барынь - тех же рублёвских жён, разве что платья были длиннее.
Узнал, что Черчилль был крайне недоволен своими референтами, столкнувшись с жёсткой позицией Николая II в отстаивании интересов России, за то, что те ввели его в заблуждение, доложив, что Русский государь мягок. Это в пику устоявшемуся советскому стереотипу о мягкотелом, притом «кровавом» императоре.
Однако Господь видя, что для такого маловерного как я, этого может быть мало в утверждении, подкрепил меня особым событием.
После того дня, когда я признал святость Царственных Страстотерпцев, был праздник иконы Казанской Божьей Матери. Я пошёл в Казанский собор, поставил свечу Заступнице, потом впервые - иконе Святых Царственных Страстотерпцев, а уже после подхожу к иконе батюшке Серафима, стою, глаз не поднимаю - трепет. Подошла служительница, очистила места для свечей - ставлю и замираю, а свеча загорелась тихо-тихо, ясно-ясно. Поднимаю радостно глаза - ... изумился так, что не описать даже! Икона была как будто голографическая: выступающее трёхмерное изображение - так удивительно! Потом думаю - как же так, в консервативном соборе - не может быть, (хотя идея интересная), пригляделся - обычная икона, только всё равно вижу как бы два изображения одно обычное, а второе выступающее. Простил меня батюшка Серафим.
Признание святости царственной семьи, для меня стало и началом настоящего пути воцерковления, пути и сейчас, часто с трудом, но Божьей милостью продолжающегося».
Ценность этой истории для меня заключается не в самом чудесном проявлении великого старца, а в том, что раскаяние человека в отношении ко святым, привело его на путь спасения. К тому же, сегодня многие священники предостерегают искать чудес вроде подмигивания или улыбок ликов иконы; и это правильно, так как это может использоваться врагом рода человеческого для введения человека в прелесть ощущения себя неким избранным, а отсюда и погружение в гордыню. Но есть чудеса, что приводят к укреплению в вере в милость Божию, истинную радость бытия. Мне представляется, что истинное чудо от Бога в материальном мире всегда лишь обозначение, отражение или отметка другого духовного чуда, и по отношению к духовному чуду стоит как фотография по отношению к человеку. Как зарубка на дверном косяке отмечающая рост ребёнка по отношению к развивающейся личности. Знак, закрепление, в чём-то опора, какой может быть указатель на дороге, помогающий не сбиться с пути.
Для меня было большой радостью и ощущением милости Божьей обнаружить подтверждение подобным рассуждениям в жизнеописании Паисия Святогорца. В этой книге после утверждения, что «не следует человеку, в его падшем состоянии, искать особых духовных озарений и чудес», что «если человек ищет этого, чтобы возбудить в себе или упрочить веру, - он заблуждается и верует неправильно», следовало описания первого чуда произошедшем с отроком Арсением, будущим старцем Паисием. Просто приведу его: «Когда старец был ещё отроком и жил в миру, некий односельчанин, агроном, сказал ему, что вся его вера - глупости, а Бога нет. И чёрными тучами покрылась чистая отроческая душа и просила, чтобы Господь показал что-нибудь и убедил. Долго лежал отрок Арсений ничком, но посетил его добрый помысел, что если уж Христос был самым добрым из всех, ходивших по земле, то хотя бы поэтому следует оказывать послушание Евангелию, а за Христа и жизни не жаль отдать. И вот именно после того, как отрок твёрдо, всем сердцем, решил принять Христа и остановился на этом, произошло чудо... Позже Паисий говорил, что видел Бога» [Отче, помоги! Паисий Святогорец. Жизнеописание. Наставления. Пророчества. - СПб: Сатис, 2014. - С.:19-20]. Здесь отчётливо видно, что главное в том, что сначала произошло истинное чудо - чудо веры, огромнейшее, которое после выразилось в ином чуде.
Так и у рассказавшего мне свою историю сначала произошло истинное чудо - чудо раскаяния и веры, только после подтверждённое преподобным Серафимом Саровским, очевидно, желающим признания в России святости Царственных Страстотерпцев.
В отличие от иных не Божьих «чудес», которые всегда статичны и самодостаточны, и приводят только к эмоциональным всплескам, отнимающим энергию от продолжения пути, как гудок у паровоза, провозглашающий наличие паровоза на рельсах и отнимающий у него пар, нужный для вращения колёс. Их характеризуют высказывания типа: «Чему мы были свидетелями! Что мы видели! А чего мы удостоились! Да я..., да мы...» и шаг на месте, а скорее назад, под горку, с ветерком тщеславного ощущения себя достойными видения чудес и «божьего» откровения.
Столь подробный разбор сущности чуда я привёл, ощущая необходимость, с одной стороны, предостеречь читателя от поиска ложных чудес, а с другой, для доказательства подлинности явленного желания преподобного Серафима Саровского видеть признание Царственных Страстотерпцев. Но не только отче Серафим желает этого.
Приведу ещё один пример божественного чуда, произошедшего сначала в душе человека, а потом в чудесном явлении. Это история из сборника «Рассказы о чудесах Страстотерпца царя Николая». Одной женщине, молившейся Николаю Чудотворцу о спасении России было видение, что к ней подошёл Николай Угодник, ведя за руку государя Николая Александровича и сказал: «Почто просишь меня? У России ныне есть заступник, его и моли! - и, указав на Государя, добавил: «Вот новый Николай Угодник, благоверный Царь-Мученик, святой молитвенник за Россию и за русский народ».
Почему же самые почитаемые в России святые желают признания святости царской семьи? Что даст России это признание?
В своё время я тоже искал историческую информацию, чтобы умом иметь подтверждение святости Царской семьи.
Могу полностью подтвердить слова, что Государыня Александра Фёдоровна попала в такую же ситуацию как может попасть высокоморальная женщина в круг, условно говоря, «рублёвских» жён.
Читая мемуары Владимира Николаевича Воейкова, последнего дворцового коменданта, не раз можно убедился в таком взгляде. Государыня прекратила большие балы, узнав после костюмированного бала 1903 года их стоимость и посчитав невозможным такие траты на развлечения. Львицы «высшего света» восприняли это как личное оскорбление - как это их такой возможности блистать лишили! И началось - она руку повыше для поцелуя подаёт, чтобы людям, часто заслуженным и пожилым, не нагибаться - про неё - вот мол такая-сякая под самый нос суёт; она про благотворительность - у неё за спиной пальцем у виска крутят: глупостями занимается. Дальше больше, как писала Анна Вырубова, о которой самой столько написано наглой лжи, стало модным кляузничать и гадости выдумывать про государыню. Бесилось светское общество на государыню за то, что не оно стояло во главе её интересов.
Можно ли было Николаю II сохранить... ВЛАСТЬ? Власть - это чтобы не произносить красивых слов о государстве, родине и т.д.
Не считаю себя специалистом в политической истории, но ситуация в которой он оказался, говорит, что власть можно было сохранить и даже укрепить. Вот только что для этого сделать было нужно?
Напомним, что в те годы английский посол Сэр Джордж Уильям Бьюкенен проводил в России подрывную политику, распространяя информацию, о том, что на российский престол есть более достойные кандидаты чем царствующий Николай II. Слушали его в первую очередь некоторые из амбициозных великих князей.
Соответственно, для сохранения власти нужно было устранить английского посла Бьюкенена и одурманенных им членов семьи Романовых, а заодно крикливых лидеров партий. После провести строгое расследование (фальшивое, конечно), в результате которого обвинить во всём германскую разведку - ведь война! Далее всех недовольных правлением очернить как прогерманских, как бы это... а вот хорошее слово - «врагов народа», (его придумали те, кто удерживал власть похожим способом), а как можно поступать с врагами народа пояснять не нужно. Работу Бьюкенена-то понять несложно - победа России привела бы к её невероятному укреплению в Европе, совершенно ненужному Англии, вот и соблазнял он тех, кто имел всё, кроме абсолютной власти, но был рядом, тех, кому сложно было устоять! Напомню, столкнувшись с твёрдой позиций Николая II, Англия согласилась, что после войны проливы Босфор и Дарданеллы отойдут России, но ей это было совсем не нужно, вот и активировалась работа по отстранению Государя от власти.
И, конечно, нужно было широко разрекламировать деятельность Императрицы и Великих Княжон во время войны, к тому же и выдумывать ничего не надо было - просто рассказать об их трудах в госпиталях. О просьбах раненных подержать их за руку во время операции, с верой, что Божья помощь будет тому, кто с надеждой держит за руку помазанницу Божию.
А также о наступлении русской армии при её возглавлении Государем (ведь неоспоримая правда!), и о том что наследник престола на фронте с отцом.
В общем, для человека безбожного, нужно было достаточно немного: через кровь родную переступить (тех великих князей, что Бьюкенена слушали) и провести в свою пользу пиар компанию.
Ни того не сделал Государь, ни другого.
Атеистов упрекающих его в этом понять можно, для них власть высшая ценность, а вот христиан - нет.
Ведь когда пришли брать Спасителя, пришедшие пали на колени, и понять их просто - их послали кого-то арестовать (с распространённым именем), приходят... а там тот самый, который мёртвых воскрешал, больных исцелял, ну что тут оробев скажешь... да разве что: «извините, дверью ошиблись». И скажи им Христос - идите с миром - и ушли бы с радостью. Да только другое им Господь сказал. А сколько раз и Он (в Евангелии от Луки), а позже его святые запрещали людям рассказывать о своих благих деяниях!
Много я грешный думал - почему? Но вспомнил конец 90-х, начало 2000-х, когда побывал я молодым пиарщиком, и вспомнилось мне странное чувство, сначала почти не заметное, но устойчиво вползающее в твое сердце. Чувство некоего презрения к тем, для кого создаётся пиар, даже если правду подаёшь, но в изящном состоянии, преследуя личную выгоду (а какая ж ещё у пиарщика выгода?). А любовь к... не людям ведь, а объектам пиар-манипуляции, испытывать просто невозможно.
А Государь любил свой народ, и переступать через кровь было для него просто невозможно, даже вынужденные меры Петра Столыпина по отношению к людям, которые ставили свои интересы выше любых человеческих жизней, были для него невероятно тяжелы.
И ценность власти он ставил несравненно ниже ценности Спасения. И потому, имея тысячи оправданий перед людьми - но не перед Господом - спасал не власть, а душу.
Это и прославляет Государя вместо прижизненных чудес. И является назиданием для российского общества.
Долгое время нашему народу внушали ценности самовозвеличения, в советские годы в растворённом в группе состоянии (не хуже ли замаскированное тщеславие явного?), а последние двадцать пять лет открыто индивидуально. Могут ли быть счастливы люди, живущие во взаимном презрении, использующие друг друга только для самоутверждения? Да можем ли мы, преследующие такие цели, просто понять и хоть чуть-чуть принять друг друга?
Но откуда взять другие цели, другие ценности? Откуда взять знание о другом настоящем счастье, вместо гонки за самодовольством и эгоцентричным самоугождением?
Вот таким примером других целей, настоящего семейного счастья и является жизнь и смерть государя Николая II и его семьи. Тот же, кто ухмыльнётся: мол, не к расстрельному счастью идти надо, пусть сходит на модные кладбища, заполненные могилами, гнавшихся за богатством и властью, но получивших свою пулю. Да и тем, кто умирает в своей постели, приобретшим многое, но потерявшим душу, как страшно им умирать! Когда гонка за ценностями этого мира останавливается и оказывается шторой на глазах, от суда своей совести, предчувствия Божьего суда. Когда то, что казалось свободой, оказывается кандалами, то, что представлялось возвышением, превращается в яму. Никто не убежит от этого!
Примером высших ценностей, с одной стороны, и отрицанием самых заманчивых в миру прелестей, с другой, является жизнь государя и его семьи. Их мысли и переживания, запечатлённые в их дневниках и воспоминаниях верных им людей.
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога за нас!