Для чего нужно почитание и понимание святости Царственных Страстотерпцев в России

К конференции о почитании Царственных Страстотерпцев 16 марта 2017 года

0
1030
Время на чтение 11 минут

Летом 2015 года в России дни памяти и чествования семьи Царственных Страстотерпцев отмечали особенно широко. Это было связано с годовщинами их мученической кончины и прославления в лике святых в России. Однако и сегодня роль признания святости семьи последнего государя многим остаётся неясна.

Уже есть свидетельства чудодейственной помощи Царственных Страстотерпцев людям, и всё же многие говорят - император Николай II власть упустил; всё было, и всё потерял - и это вроде бы правда, только как следует понимать эту правду? Чему учит пример жертвенности государя и его семьи, и почему для современного общества так важно знать и понимать смысл их жертвы?

Начну с истории одного признания святости Царственных Страстотерпцев рассказанного мне паломником в Свято-Тихоновском монастыре в городе Торопец: «Я долго не мог признать святость семьи государя Николая Второго, особенно после того, как начитался язвительных псевдоисториков о его правлении, и шумиха, раскрученная в прессе вокруг царственных страстотерпцев, причём в вопросах часто весьма отдалённых по отношению к самой царской семье, вызывала отторжение.

Правду сказать, назвать меня тогда христианином самому сложно, но был крещён и очень почитал Серафима Саровского. И во всё это время "непризнания" царственных мучеников, когда я пытался молиться у икон Серафима Саровского, свечи или гасли, или выпадали из подсвечника, а в одной церкви погасла подсветка над иконой, и икона как бы удалилась от меня во тьму - перепугался тогда - ужас!

Уже позднее, узнавая о подобных случаях, я смог осознать, что такие знаки являются великой милостью Господа, в том числе переданной через святых к людям. Пояснить это можно просто: любой электрик или автомобилист знает важность предупреждающих знаков, знаков внимание к которым обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей. И потому правильно понять предупреждающий знак столь важно. Скажу честно - мне это тогда же сразу не удалось. (Вот только не нужно скрупулёзно прислушиваться к потрескиванию свечек, изучать размер наплыва, нагара и прочее, как делают сегодня многие. Думаю, если знак непринятия свечи как жертвы будет дан, то это будет очевидным знаком, по крайней мере, он будет систематическим и многократным. Примечание автора статьи).

Однако, через пару лет, милостивый Господь привёл меня в Свято-Тихоновский монастырь в городе Торопец, игуменья которого матушка Иоанна много занималась прославлением новомученников и исповедников Российских и Царской семьи. И она рассказала мне, что преподобный Серафим Саровский в своём письме писал Государю Николаю II (это за более чем полвека до его царствования!), что единственное, что он может сделать для сохранения России - это стать патриархом, передав правление наследнику под регентством. В 1905 году Государь предложил это сделать церкви (он и государыня готовы были принять постриг) - но церковь, пропитанная масонским поиском усиления своего влияния в миру, отказала, вернее, просто ничего не ответила. Позднее я нашёл несколько версий этого события в интернете, причём узнал, что формально Государь даже имел на это право - венчание на царство, возлагавшее на государя ответственность за Россию перед Богом, приравнивало его к архиереям. Также матушка Иоанна дала мне несколько книг про историю последней царской семьи.

Приехав на ночном поезде из монастыря, я пришёл на работу, и, поскольку было свободное время, стал читать эти книги, и (с малого детства не было) слёзы потекли от раскаяния. Плачу... и смеюсь, потому что представил, как начальство зайдёт - подумает, с ума человек сошёл.

Тогда я узнал, какой колоссальный черный пиар был проведён в годы советской власти, да и в период до неё, в отношении Государя и его семьи. Куда там современным акулам пиара!

Особенно тронуло меня описание переживаний государыни Александры Фёдоровны - высокоморального человека, попавшего в общество русских барынь - тех же рублёвских жён, разве что платья были длиннее.

Узнал, что Черчилль был крайне недоволен своими референтами, столкнувшись с жёсткой позицией Николая II в отстаивании интересов России, за то, что те ввели его в заблуждение, доложив, что Русский государь мягок. Это в пику устоявшемуся советскому стереотипу о мягкотелом, притом «кровавом» императоре.

Однако Господь видя, что для такого маловерного как я, этого может быть мало в утверждении, подкрепил меня особым событием.

После того дня, когда я признал святость Царственных Страстотерпцев, был праздник иконы Казанской Божьей Матери. Я пошёл в Казанский собор, поставил свечу Заступнице, потом впервые - иконе Святых Царственных Страстотерпцев, а уже после подхожу к иконе батюшке Серафима, стою, глаз не поднимаю - трепет. Подошла служительница, очистила места для свечей - ставлю и замираю, а свеча загорелась тихо-тихо, ясно-ясно. Поднимаю радостно глаза - ... изумился так, что не описать даже! Икона была как будто голографическая: выступающее трёхмерное изображение - так удивительно! Потом думаю - как же так, в консервативном соборе - не может быть, (хотя идея интересная), пригляделся - обычная икона, только всё равно вижу как бы два изображения одно обычное, а второе выступающее. Простил меня батюшка Серафим.

Признание святости царственной семьи, для меня стало и началом настоящего пути воцерковления, пути и сейчас, часто с трудом, но Божьей милостью продолжающегося».

Ценность этой истории для меня заключается не в самом чудесном проявлении великого старца, а в том, что раскаяние человека в отношении ко святым, привело его на путь спасения. К тому же, сегодня многие священники предостерегают искать чудес вроде подмигивания или улыбок ликов иконы; и это правильно, так как это может использоваться врагом рода человеческого для введения человека в прелесть ощущения себя неким избранным, а отсюда и погружение в гордыню. Но есть чудеса, что приводят к укреплению в вере в милость Божию, истинную радость бытия. Мне представляется, что истинное чудо от Бога в материальном мире всегда лишь обозначение, отражение или отметка другого духовного чуда, и по отношению к духовному чуду стоит как фотография по отношению к человеку. Как зарубка на дверном косяке отмечающая рост ребёнка по отношению к развивающейся личности. Знак, закрепление, в чём-то опора, какой может быть указатель на дороге, помогающий не сбиться с пути.

Для меня было большой радостью и ощущением милости Божьей обнаружить подтверждение подобным рассуждениям в жизнеописании Паисия Святогорца. В этой книге после утверждения, что «не следует человеку, в его падшем состоянии, искать особых духовных озарений и чудес», что «если человек ищет этого, чтобы возбудить в себе или упрочить веру, - он заблуждается и верует неправильно», следовало описания первого чуда произошедшем с отроком Арсением, будущим старцем Паисием. Просто приведу его: «Когда старец был ещё отроком и жил в миру, некий односельчанин, агроном, сказал ему, что вся его вера - глупости, а Бога нет. И чёрными тучами покрылась чистая отроческая душа и просила, чтобы Господь показал что-нибудь и убедил. Долго лежал отрок Арсений ничком, но посетил его добрый помысел, что если уж Христос был самым добрым из всех, ходивших по земле, то хотя бы поэтому следует оказывать послушание Евангелию, а за Христа и жизни не жаль отдать. И вот именно после того, как отрок твёрдо, всем сердцем, решил принять Христа и остановился на этом, произошло чудо... Позже Паисий говорил, что видел Бога» [Отче, помоги! Паисий Святогорец. Жизнеописание. Наставления. Пророчества. - СПб: Сатис, 2014. - С.:19-20]. Здесь отчётливо видно, что главное в том, что сначала произошло истинное чудо - чудо веры, огромнейшее, которое после выразилось в ином чуде.

Так и у рассказавшего мне свою историю сначала произошло истинное чудо - чудо раскаяния и веры, только после подтверждённое преподобным Серафимом Саровским, очевидно, желающим признания в России святости Царственных Страстотерпцев.

В отличие от иных не Божьих «чудес», которые всегда статичны и самодостаточны, и приводят только к эмоциональным всплескам, отнимающим энергию от продолжения пути, как гудок у паровоза, провозглашающий наличие паровоза на рельсах и отнимающий у него пар, нужный для вращения колёс. Их характеризуют высказывания типа: «Чему мы были свидетелями! Что мы видели! А чего мы удостоились! Да я..., да мы...» и шаг на месте, а скорее назад, под горку, с ветерком тщеславного ощущения себя достойными видения чудес и «божьего» откровения.

Столь подробный разбор сущности чуда я привёл, ощущая необходимость, с одной стороны, предостеречь читателя от поиска ложных чудес, а с другой, для доказательства подлинности явленного желания преподобного Серафима Саровского видеть признание Царственных Страстотерпцев. Но не только отче Серафим желает этого.

Приведу ещё один пример божественного чуда, произошедшего сначала в душе человека, а потом в чудесном явлении. Это история из сборника «Рассказы о чудесах Страстотерпца царя Николая». Одной женщине, молившейся Николаю Чудотворцу о спасении России было видение, что к ней подошёл Николай Угодник, ведя за руку государя Николая Александровича и сказал: «Почто просишь меня? У России ныне есть заступник, его и моли! - и, указав на Государя, добавил: «Вот новый Николай Угодник, благоверный Царь-Мученик, святой молитвенник за Россию и за русский народ».

Почему же самые почитаемые в России святые желают признания святости царской семьи? Что даст России это признание?

В своё время я тоже искал историческую информацию, чтобы умом иметь подтверждение святости Царской семьи.

Могу полностью подтвердить слова, что Государыня Александра Фёдоровна попала в такую же ситуацию как может попасть высокоморальная женщина в круг, условно говоря, «рублёвских» жён.

Читая мемуары Владимира Николаевича Воейкова, последнего дворцового коменданта, не раз можно убедился в таком взгляде. Государыня прекратила большие балы, узнав после костюмированного бала 1903 года их стоимость и посчитав невозможным такие траты на развлечения. Львицы «высшего света» восприняли это как личное оскорбление - как это их такой возможности блистать лишили! И началось - она руку повыше для поцелуя подаёт, чтобы людям, часто заслуженным и пожилым, не нагибаться - про неё - вот мол такая-сякая под самый нос суёт; она про благотворительность - у неё за спиной пальцем у виска крутят: глупостями занимается. Дальше больше, как писала Анна Вырубова, о которой самой столько написано наглой лжи, стало модным кляузничать и гадости выдумывать про государыню. Бесилось светское общество на государыню за то, что не оно стояло во главе её интересов.

Можно ли было Николаю II сохранить... ВЛАСТЬ? Власть - это чтобы не произносить красивых слов о государстве, родине и т.д.

Не считаю себя специалистом в политической истории, но ситуация в которой он оказался, говорит, что власть можно было сохранить и даже укрепить. Вот только что для этого сделать было нужно?

Напомним, что в те годы английский посол Сэр Джордж Уильям Бьюкенен проводил в России подрывную политику, распространяя информацию, о том, что на российский престол есть более достойные кандидаты чем царствующий Николай II. Слушали его в первую очередь некоторые из амбициозных великих князей.

Соответственно, для сохранения власти нужно было устранить английского посла Бьюкенена и одурманенных им членов семьи Романовых, а заодно крикливых лидеров партий. После провести строгое расследование (фальшивое, конечно), в результате которого обвинить во всём германскую разведку - ведь война! Далее всех недовольных правлением очернить как прогерманских, как бы это... а вот хорошее слово - «врагов народа», (его придумали те, кто удерживал власть похожим способом), а как можно поступать с врагами народа пояснять не нужно. Работу Бьюкенена-то понять несложно - победа России привела бы к её невероятному укреплению в Европе, совершенно ненужному Англии, вот и соблазнял он тех, кто имел всё, кроме абсолютной власти, но был рядом, тех, кому сложно было устоять! Напомню, столкнувшись с твёрдой позиций Николая II, Англия согласилась, что после войны проливы Босфор и Дарданеллы отойдут России, но ей это было совсем не нужно, вот и активировалась работа по отстранению Государя от власти.

И, конечно, нужно было широко разрекламировать деятельность Императрицы и Великих Княжон во время войны, к тому же и выдумывать ничего не надо было - просто рассказать об их трудах в госпиталях. О просьбах раненных подержать их за руку во время операции, с верой, что Божья помощь будет тому, кто с надеждой держит за руку помазанницу Божию.

А также о наступлении русской армии при её возглавлении Государем (ведь неоспоримая правда!), и о том что наследник престола на фронте с отцом.

В общем, для человека безбожного, нужно было достаточно немного: через кровь родную переступить (тех великих князей, что Бьюкенена слушали) и провести в свою пользу пиар компанию.

Ни того не сделал Государь, ни другого.

Атеистов упрекающих его в этом понять можно, для них власть высшая ценность, а вот христиан - нет.

Ведь когда пришли брать Спасителя, пришедшие пали на колени, и понять их просто - их послали кого-то арестовать (с распространённым именем), приходят... а там тот самый, который мёртвых воскрешал, больных исцелял, ну что тут оробев скажешь... да разве что: «извините, дверью ошиблись». И скажи им Христос - идите с миром - и ушли бы с радостью. Да только другое им Господь сказал. А сколько раз и Он (в Евангелии от Луки), а позже его святые запрещали людям рассказывать о своих благих деяниях!

Много я грешный думал - почему? Но вспомнил конец 90-х, начало 2000-х, когда побывал я молодым пиарщиком, и вспомнилось мне странное чувство, сначала почти не заметное, но устойчиво вползающее в твое сердце. Чувство некоего презрения к тем, для кого создаётся пиар, даже если правду подаёшь, но в изящном состоянии, преследуя личную выгоду (а какая ж ещё у пиарщика выгода?). А любовь к... не людям ведь, а объектам пиар-манипуляции, испытывать просто невозможно.

А Государь любил свой народ, и переступать через кровь было для него просто невозможно, даже вынужденные меры Петра Столыпина по отношению к людям, которые ставили свои интересы выше любых человеческих жизней, были для него невероятно тяжелы.

И ценность власти он ставил несравненно ниже ценности Спасения. И потому, имея тысячи оправданий перед людьми - но не перед Господом - спасал не власть, а душу.

Это и прославляет Государя вместо прижизненных чудес. И является назиданием для российского общества.

Долгое время нашему народу внушали ценности самовозвеличения, в советские годы в растворённом в группе состоянии (не хуже ли замаскированное тщеславие явного?), а последние двадцать пять лет открыто индивидуально. Могут ли быть счастливы люди, живущие во взаимном презрении, использующие друг друга только для самоутверждения? Да можем ли мы, преследующие такие цели, просто понять и хоть чуть-чуть принять друг друга?

Но откуда взять другие цели, другие ценности? Откуда взять знание о другом настоящем счастье, вместо гонки за самодовольством и эгоцентричным самоугождением?

Вот таким примером других целей, настоящего семейного счастья и является жизнь и смерть государя Николая II и его семьи. Тот же, кто ухмыльнётся: мол, не к расстрельному счастью идти надо, пусть сходит на модные кладбища, заполненные могилами, гнавшихся за богатством и властью, но получивших свою пулю. Да и тем, кто умирает в своей постели, приобретшим многое, но потерявшим душу, как страшно им умирать! Когда гонка за ценностями этого мира останавливается и оказывается шторой на глазах, от суда своей совести, предчувствия Божьего суда. Когда то, что казалось свободой, оказывается кандалами, то, что представлялось возвышением, превращается в яму. Никто не убежит от этого!

Примером высших ценностей, с одной стороны, и отрицанием самых заманчивых в миру прелестей, с другой, является жизнь государя и его семьи. Их мысли и переживания, запечатлённые в их дневниках и воспоминаниях верных им людей.

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога за нас!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Локиев
Выставка ко Дню Поэзии
В Центральной библиотеке Невского района имени Леонида Соболева открыта выставка работ участников «Ассоциации визуальной поэзии»
01.04.2023
Достоевский – писатель и мыслитель ХХI века
В ПАНИ состоялась Юбилейная дискуссия, посвящённая творчеству русского гения
15.11.2021
Психология и Достоевский
Психопоэтика Фёдора Михайловича позволяет тренировать свою эмпатию – способность к сознательному сопереживанию
15.11.2021
Православная жизнь, невзирая на коронавирус
В Санкт-Петербурге проходит Православная выставка-ярмарка
24.03.2020
Все статьи Андрей Локиев
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03