О многих городах Великой России её граждане узнают из новостей о природных катаклизмах. Вторую весну подряд в новостных программах упоминается тонущий Ишим. Прошлогоднюю проблему подтопления областная администрация решила на много лет с помощью нескольких экскаваторов, потому что с технической точки зрения проблема была пустяковая, но из-за этой пустяковины в Крымске в своё время погиб 171 человек.
Весна 2017 года появилось сообщение: «Источником паводка в городе Ишиме Тюменской области стал большой объем воды, сброшенный с водохранилища в Казахстане, причем фактический сброс значительно превышал заявленный, заявил губернатор региона Владимир Якушев».
Казахстан независимое государство, на которое губернатор области не может оказать влияния. Судя по погоде последних лет, ситуация может повторяться постоянно в ближайшие годы и сил героического МЧС может не хватить для борьбы со следующим паводком. Проблему нужно решать кардинально, так же как её решил товарищ Сталин в Москве.
В 1992 году я принимал участие в работе по водопонижению в Тюмени. В Тюмени было и существуют до сих пор две проблемы. Подтопление территории города весной и во время летних дождей, а так же угроза наводнения в районах расположенных в пойменной части города. С подтоплением ситуация была понятна. Тюмень город приезжих. В школе все знали о Западно-Сибирской низменности и слышали о тюменских болотах. Поэтому, не особо задумываясь о геоморфологических особенностях района, не понимая того, что практически все болота, кроме пойменных, верховые и имеют сток, каждое министерство при застройке отведенной территории делала отсыпку по своему усмотрению, без учёта вертикальной планировки всего города, перекрывая естественные стоки. В дополнении к отсыпкам, дороги, идущие параллельно реке, так же перекрыли естественные стоки, что вызывает подтопление кварталов дождевыми и талыми водами. Проблема не приятная, но не создающая угрозы жизни жителей.
С пойменной частью всё серьёзней. Наводнение 1979 года привело к гибели людей. Поэтому советская администрация города заказала изыскательские работы для разработки проекта предотвращающего повторные наводнения. Работы были выполнены, но сначала не было денег на реализацию проекта, а потом началась либерализация и проект просто выбросили в ближайший мусорный бак, в котором я случайно его нашёл.
В проекте была таблица максимального уровня весенних паводков с 1891 года по 1991 год. Зная о двенадцатилетних циклах солнечной активности, пытался найти систему связывающую максимальные паводки. Зависимости с солнечными циклами найти не удалось. Поэтому попробовал подойти к проблеме с другой стороны. Стал связывать рост весенних паводков с человеческой деятельностью.
Уровни стали расти после столыпинской реформы и строительства Транссиба. Вырубка лесов привела к интенсивному снеготаянию и повышению паводков. Потом некоторое повышение добавила Великая Отечественная Война, но наибольший рост вызвало строительство узкоколейки для доставки торфа на ТЭЦ-1. Под узкоколейку построили мост через Туру с водопропуском незначительно превышающим ширину русла. По пойме шла просто отсыпка. До строительства моста, при подъеме уровня воды в реке на 6 метров, вода выходила на пойму шириной 2.5 километра. После строительства моста, для реки оставили коридор шириной 250 метров, не имея возможности разливаться по пойме, вода пошла вверх. Это спровоцировало наводнение 1979 года, а средний паводок увеличился на полтора метра, по сравнению с первым десятилетием начала наблюдений.
Длинное объяснение сделал для того, чтобы обратить внимание на то, что ниже города Ишима есть железнодорожный и автомобильные мосты, построенные без дополнительных водопропусков.
У сибирских рек есть еще одна особенность, способствующая повышению уровня во время весенних паводков. Реки сильно меандрируют. Для тех, кто забыл школьную программу по географии, скажу просто, реки сильно петляют.
В Нижневартовском районе, на реке Коликъёган был случай, когда из-за петли в несколько километров, местный житель прокопал в узком месте канал для своей лодки. Через год по его каналу пошли баржи.
Для кардинального решения проблемы наводнений в Ишиме, необходимо построить в пойме реки спрямляющий канал с переливными плотинами и добавить водопропуски под мостами. Это не моя придумка, это давно отработанная методика. Технически проблема не сложная. Вопрос в финансировании. Где взять деньги, если с 2014 года Тюменская область перестала получать компенсацию выпадающих доходов от налога на добычу полезных ископаемых, которая составляла порядка 60 миллиардов рублей?
2. На: "Кому нужен Ишим?" и ответ на 1., Иван Ледоруб:
1. Re: Кому нужен Ишим?