itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русский язык и проблема воспитания в России

Ко дню рождения А.С.Пушкина — 26 мая (8 июня)

0
588
Время на чтение 8 минут

1. Язык — вместилище народной души. Употреблять иностранные слова вместо родных, когда русский язык даёт нам богатую возможность создавать естественные для нашего языка русские слова, и тупо пользоваться иностранным ширпотребом, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус, и национальные наши чувства и противиться осуществлению наших стратегических задач и целей. Надо сказать, что с точки зрения развития языка рынок - скорее явление вызывающее сожаление, чем радостные ожидания. Состояние рынка во многом определяется запросами потребителя, потребности которого редко поднимаются выше уровня его живота, не дающим ему возможности понять глубинный смысл сказанного выдающимся русским мыслителем Иваном Александровичём Ильиным о русском языке: «Язык вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом всю душу, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа».

В своей работе «Путь духовного обновления» И.А. Ильин пишет, что русский гражданин с молоком матери должен получать языковое пробуждение самосознания и личностной памяти уже в своём ребячьем возрасте. При этом важен тот язык, на котором обращаются к нему и понуждают его выражать его собственные внутренние состояния. Поэтому не следует учить ребенка чужим языкам, пока он не заговорит связно и бегло на своём родном языке. Это относится и к чтению. Если не соблюдать это правило, то очень часто языковые последствия бывают весьма печальны, вырастая, молодой человек становится «попугаем». Об этом красноречиво свидетельствуют языковые предпочтения значительной части современной молодёжи, в том числе и получившей официальное лингвистическое образование. Относительно русского языка лингвисты, либерально перестроенные в 90-стые года, не обрели главного лингвистического качества в России, любви русского языка и любви к русскому языку. А без любви они ничего хорошего для русского языка сделать не смогут, да и не захотят. Они на деле чаще ревностно защищают «честь и достоинство» английской мовы, других «волапюков» нежели русского языка. Посредством идейно рекрутированных в Атлантический мир лингвистов и модной молодёжи английский язык стал играть в мировой языковой среде, фигурально говоря, роль «модных рваных джинсов». И сами эти джинсы, в том числе и рваные, есть то же продукт атлантического сознания и его предпочтений. Замусоренная «англоволапюком» и модным «лингвистическим рваньём», молодёжь далеко не всегда могла и может грамотно, связно, осмысленно бегло говорить по-русски, и часто предпочитает русским правилам письма какой-нибудь «волапюжий хештэг» .

По Ильину, в семье должен царить культ родного языка: все основные события в семье, праздники, обмен мнениями, чтения, пение - должны протекать по-русски. Всякие следы «волапюка» должны считаться дурным тоном и изгоняться из употребления. Очень важно ознакомление с церковно-славянским языком, в котором живёт стихия прародительского славянства. Важны семейные беседы о преимуществах родного русского языка - о его богатстве, его выразительных возможностях, его творческом багаже, творческой неисчерпаемости, выразительности, точности и благозвучности. Язык - это живая философия народа, его логос, его национальная память.

Серьёзная философия по своей природе не терпит словесного мусора, пустых и с размытым содержанием слов. Иномусор объективно нарушает и деформирует словесный, понятийный и логический строй русского языка, впрочем, как и многих других языков. Совершенно убеждён, уважающий себя Язык (язык вместе с его естественными носителями) без действенных и действующих механизмов словообразования обречён на вымирание, как и народ без действующих механизмов деторождения. К словообразованию, как и к деторождению, надо решительным образом привлекать и молодых людей и ответственную общественность. Одной из целей воспитания молодёжи непременно должна быть цель знакомства молодёжи с русскими подходами к словотворению и пробуждения в ней вкуса к словотворчеству и созданию новых коренных русских понятий. Да и в семье хорошо устраивать с детьми игры в слова, в том числе - и в более удачные наименования окружающих предметов без тупого заимствования слов из других языков.

2. Язык и творчество. Предпочтение «Словарю великорусского языка» «Сборника трансатлантического словомусора»; отношения к подходам и приёмам образования новых понятий и слов, как со стороны официальных властей, так и со стороны общественности, учителей и молодёжи является важнейшим стратегическим вопросом и показателем духовно-нравственного здоровья или нездоровья нации в целом. Я вижу в этом показатель её способности к созидательной творческой работе во всех областях общественной жизнедеятельности, включая обороноспособность, особенно же, - в области воспитания молодых поколений. Повторюсь: употреблять иностранные слова, когда русский язык даёт нам богатую возможность создавать более естественные для нашего языка, чем иностранное словесное сырьё, русские слова, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус, и национальные наши чувства и противиться осуществлению наших стратегических задач и целей. Различные языки, как и различные народы, отличаются меж собой очень многим: особой фонетикой, степенью и характером развития составляющих языка, как и потребностями, степенью и характером заимствований из других языков. Во всём этом проявляются культурные особенности, творческие возможности любого народа и его представителей, если этому не мешает политика. Например, в венгерском и финском языке заимствований из английского примерно на два порядка меньше, чем в русском, несмотря на то, что обе страны ближе к Англии, чем Россия, и их словари на порядок содержат меньше языковых единиц, чем словарь современного русского языка, обложенного «англоволапюками».

Национальный язык есть главное средство творческого умственного развития, развития независимости и народного достоинства, обороноспособности страны, развития культуры и своего духа каждым членом общества и обществом в целом. Национальный язык это краеугольный камень в основании народного воспитания граждан России. Это воспитание, по И.А.Ильину, теперь же должно быть проведено самим русским народом, его верной и сильной народной знатью: священником, монахом, народным учителем, офицером, учёным, русским писателем, песенником и художником. «Для этого России нужен новый отбор людей, - отбор духовный, качественный и волевой. Отбор несоблазнённых душ, противопоставивших мировой смуте и заразе - Бога, Родину, честь и совесть; и непреклонную волю; идею духовного характера и жертвенного поступка. Мы все призваны влиться в этот процесс теперь же; а закончится он только в следующих поколениях», - так говорил Иван Александрович Ильин, прозревая будущее России!

Очень важно, чтобы каждый входящий в жизнь России молодой человек, умел творить окружающую среду созидательными средствами на базе чистого, не изъеденного чуждой фонетикой и морфологией, русского языка и российской культуры. Программа по русскому языку в школе должна направлять выпускника к активному овладению творческим багажом русского языка, как устного, так и письменного. Не умея грамотно писать по-русски, человек не будет правильно и выразительно говорить и думать по-русски. Нельзя соглашаться с тем, чтобы уровень владения русским языком большинства школьников ограничивался рыночными требованиями. Понятно, ЕГЭ-требования по русскому языку для учащихся не достаточны и скудны, и направлены, в конечном счёте, на его и их утилизацию. Если уж и жертвовать чем-то ради развития творческих языковых начал у учащихся, то, прежде всего, надо жертвовать иноязычьем и инословесным мусором, т. к. они объективно не помощники нам (они скорее несут их в общество, чем противостоят мировой смуте и заразе), и применяются как инструмент информ-провокаций и трамплин для отскока наших спецов и членов их семей, для которых Россия тратит немало средств на их образование, в зарубежные страны и компании.

Сегодня иномусор и деятельность тех, кто обеспечивает его охрану и продвижение в России, буквально путаются под ногами молодых людей и путают их в их восприятии жизни, и самое возмутительное - оттесняя своим рыночным напором, естественные в русском языке коренные слова с согласия легкомысленных учителей, лингва-либералов и реформаторов языка. Выразительные примеры из недавнего отношения либеральных реформаторов к русскому языку приведёны в статье Вадима Рыбина «Лингвистический либерализм» и в моей статье «Ответ моим критикам».

Для вразумления наших молодых людей нам нужно сознательно выявлять слабые и нелепые стороны языка агрессора, ведущего против нас вествойну. Например, надо обращать внимание молодёжи на то, что английский язык - за редким исключением есть язык однополых, в нём нет существительных женского рода, фамилии в английском однополые или бесполые. В английском попадаются иногда осколки древних индоарийских языков, но, в общем, он по духу своему давно стал однополым языком. В современном инглиш нет таких понятий, как программистка, модераторка, продавщица, учительница, директриса, тьюторица, брокерша и других слов с обозначением женской профессиональной причастности. Где здесь гендерное равенство? Однополая тенденция всё боле набирает обороты в английском языке и английской жизни: постепенно исчезают папы и мамы, и появляются бесполые родители №1, №2 и даже - №3, плодятся однополые браки, которые все чаще берут на себя функции нравственных законодателей. Как тут не вспомнить, что язык суть философия и социология народа-носителя данного языка. «Однополость» в общественной жизни приводит жителей атлантических стран к неспособности сопротивляться нравственной смуте и заразе. И это всё более явственно проявляется в общественной жизни западных окраин Европы, где уже плохо отличают тусовку и позу от борьбы.

Что же касается англичан, то у них, безусловно, есть право и некоторые даже основания на саморазрушение себя с помощью своего языка и своей культуры. Но у них нет права на разрушение России и русского языка. В национальных языках заключаются указания и на будущее народов и цивилизаций, которые пользуются данными языками. Но в них нет указаний на будущее других языков, независимых от них. Сегодня, как и в прошлом, англоязычные в своих социальных системах и политических построениях не отходят далеко от колониализма, рыночной экономики, рынка и частной собственности как абсолютной ценности. Они и в дальнейшем останутся верны названным идеологемам максимальной прибыли, делению людей на полноценных и неполноценных; равноправия добра и зла, толерантности нравственности к безнравственности; даже в ущерб глобальной экологии, принципам добра и справедливости. И гарант этому - английский язык.

Система образования и воспитания у нас должна быть направлена на то, чтобы всякий человек в России был неразрывен с русским языком и с его творческой средой. И в смысле нашего будущего проблема языкового иномусора в нашем языке является насущной и жизненно важной.

Возникающие проблемы при этом - двунаправлены. И решать их надо одновременно в пространстве академической науки и в пространстве практического использования русского языка. Эти два пространства предполагают творчество двух типов: академическое словотворчество сверху и народное словотворчество снизу от практиков русского языка. Непременным условием для всех, занимающихся словотворчеством, должна быть их искренняя любовь к русскому языку. Так оно всегда и было, начиная со времён Ломоносова. Но и до него русский народ занимался словотворчеством без дипломированных лингвистов. Достаточно открыть «Словарь русского языка 12 -17 в.в.», чтобы в этом убедиться. В русском языке до сих пор много слов именно народного происхождения. Предлагаемые ниже подходы и способы по импортозамещению иномусора в русском языке адресуются главным образом к практиками русского языка: учителям и любителям русской словесности, воинам вестфронта и тем, кто несёт ответственность за языковую политику в России, но не облайканной хештэг-молодёжи.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Re: Русский язык и проблема воспитания в России

А правда, что делать-то? Вроде бы, причины доминирования английского языка и англоязычной культуры понятны. В своё время Англия захватила полмира, и сейчас англоязычные страны (в первую очередь, уже не Англия, а США) господствуют в мировой экономике, науке, технологиях. Да, в свою очередь, в английском около 70% корней - латинские. Так сказать, наследие Римской империи. И у английского, пожалуй, есть одно преимущество перед русским - он лаконичнее. Как правило, одну и ту же мысль на английском можно выразить короче, чем на русском. Хотя, конечно, оттенки смысла при этом теряются, получается беднее. И вообще где-то даже другие смыслы. А, если следовать Вашей логике, то можно и так повернуть - носители английского языка захватили власть над миром. Значит, английский язык - источник силы и власти. Такие магические заклинания, дающие человеку могущество и богатство. Тогда понятно, почему его так любят. Но это, конечно, шутка. Честно говоря, я не уверен, что всё так плохо. Вы как-то на английский ополчились, простите, как свидомый украинец на русский. Ну да, "язык страны - агрессора". Однако, английский язык тоже язык Шекспира. Это тоже индоевропейский язык (как и латынь, см. выше), родственный русскому. У нас много общих слов, причём таких главных слов, как мать (mother), брат (brother), сестра (sister). Наши и английские предки были одним народом, говорившим на одном языке. Потом пути разошлись, бывает. Насчёт однополости - это, с одной стороны, упрощение языка. С другой, разве это из-за всех этих голубых процессов? Я не лингвист, но, насколько знаю, например, фарси или грузинский тоже "однополые", отсюда известные забавные ошибки южных людей в русском языке, вроде: "Какой красивый дэвушка!". И откуда сведения, что в венгерском и финском заимствований из английского на два порядка меньше, чем в русском? Они не используют, например, слово "менеджер" или "компьютер"? Вообще венгерский и финский, в отличие от русского, относятся совсем к другой языковой семье, чем английский, не к индоевропейской, а к уральской. На это тоже надо поправку делать. Ну и, когда вообще можно употреблять иностранные слова, а когда нет? Вы, например, в самом начале статьи употребили слова "национальный" и "стратегический". Но ведь можно сказать, соответственно, "народный" и "основополагающий" (основной, долгосрочный, всеобщий...).
Кирилл Д. / 08.06.2017, 13:35

7. Re: Русский язык и проблема воспитания в России

Я не сторонница рваных одеяний. но при желании можно придумать и очень красивые и возвышенные интерпретации. это все глупости.
Lucia / 07.06.2017, 22:15

6. Ответ на 1., Рыбин:

Хорошая обширная статья. Особо задумался про рваные джинсы. Действительно, они- для разрушения цельности личности. Клиповое сознание, рваные штаны, вся жизнь урывками. Для насаждения глобализма- подходит. Надо обдумать рваные джинсы как следует.

Рваные джинсы - семантика протестной культуры. Причём уже второго уровня. Первый уровень отрицания - это сами джинсы вместо брюк. Отрицание парадности, отрицание делового стиля. Рваные джинсы отрицание порядка, пристойности, аккуратности. Символическое "а плевать!" Не рваные джинсы разрушают цельность личности. Личность с утраченной цельностью надевает рваные джинсы. Это - маркер принадлежности к постмодернисткому, посткультурному миру. Человек в рваных джинсах - это современный, "незамороченный" человек. Связь с глобализмом тут весьма опосредованная.
Андрей Карпов / 07.06.2017, 20:13

5. Re: Русский язык и проблема воспитания в России

Кто несёт ответственность за происходящее в русском языке? Кто виноват в его плачевном состоянии? Автор статьи, вероятно, весьма удивится, если ему сказать, что вина в том есть и его, причем в немалой доле. Без всяких шуток: авторы вот таких теоретических изысканий несут немалую ответственность за патологические процессы в языке. Вроде бы, с открытым сердцем ратают они за русский язык, борются за его жизнеспособность и противостоят иноязычному натиску… И… И ничего они не способны изменить. Более того, статьи, подобные этой, вредны, поскольку создают иллюзию того, что не перевелись ещё подлинные защитники языка, знающие как и что нужно делать. Но по факту: всё это - пустые слова. Автор не понимает ни как устроен язык, ни по каким законам он живёт. Поэтому реально действенных мер он предложить не может. А озвучиваемые тезисы правильно было бы назвать благоглупостями. Пусть автор ответит, что первично - жизнь или язык? Конструирует ли нынешний язык смыслы или он лишь находит средства выражения для существующих или нововозникающих смыслов? Ещё вопрос: что первично - повседневное словоупотребление или словарь? Какова в целом мощность языкового регулирования, включая образовательную систему и установленных норм языка? Следующий вопрос: един ли язык или он распадается на несколько пластов, в частности - на язык книжный и язык уличный? А если так, то каково ныне соотношение этих языков, и почему? Задам ещё один вопрос: а какова мотивация носителей языка к употреблению тех или иных языковых форм? Можно ли дать человеку то, что он не желает брать? Наконец, автор считает иноязычие проблемой лишь сегодняшнего дня? Не на голубом ли глазу излагается идея языковой изоляции? Как бы она была возможна сегодня, в эпоху тотальной коммуникации, когда и в традиционном обществе ничего подобного не было? И только ответив на подобные вопросы, мы можем получить подлинную картину нынешней языковой действительности и на основании её сформулировать реальные предложения по исправлению состояния нашего языка.
Андрей Карпов / 07.06.2017, 20:06

4. Нужно прежде всего бороться за грамотность

Как тут не вспомнить, что язык суть философия и социология

Форма "суть" есть 3-е лицо МНОЖЕСТВЕННОГО числа наст. времени от глагола "быть" (я есмь, ты еси, он/она/оно есть, мы есмы, вы есте, они/оне суть). Употребление этой формы в смысле единственного числа, очевидно, полагая ее "высоким стилем" по сравнению с формой "есть", --- безграмотность, увы, относительно часто встречающаяся. При добрых намерениях автора статья сама не очень грамотная.
Ф. Воронов / 07.06.2017, 18:38

3. Простите, не совсем по теме

Грузины поют по-русски: https://www.youtube.com/watch?v=Ki4T5TNIoas
М.Е. / 07.06.2017, 18:03

2. Re: Русский язык и проблема воспитания в России

Александр Васильевич Ломоносов - это кто?
NNXX / 07.06.2017, 14:37

1. рваные джинсы

Хорошая обширная статья. Особо задумался про рваные джинсы. Действительно, они- для разрушения цельности личности. Клиповое сознание, рваные штаны, вся жизнь урывками. Для насаждения глобализма- подходит. Надо обдумать рваные джинсы как следует.
Рыбин / 07.06.2017, 14:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Колдасов
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Поиск производственных резервов
Необходимо создавать новую русскую знать, имеющую русский корень и на деле являющуюся широко знающими и хорошо образованными людьми
18.04.2023
Юг и Север
Украина и Финляндия – что у них общего и что их делает непохожими
31.03.2023
Наши общественные недуги
Россия и её общество – живой организм со своей системой слабостей, возникающих как внутри общества, так и приходящих извне
16.03.2023
Все статьи Геннадий Колдасов
Последние комментарии
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
28.02.2024 12:10
Кто идёт к власти в России?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.02.2024 11:12
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.02.2024 11:11
К 155-летию Н.К.Крупской
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.02.2024 11:07
Итог белорусских выборов: консервативное обновление государства
Новый комментарий от Александр А.Б.
28.02.2024 10:33
Усиление государства или гибель
Новый комментарий от РОНОЛ
28.02.2024 10:19
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.02.2024 07:22