Не раз приходилось «браться за перо», чтобы высказаться по вопросу информационного и идеологического обеспечения нашей Армии, но время шло, а воз обозначенных проблем - и ныне там. Утверждённая Президентом В.Путиным 5 декабря т.г. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации лишь подтвердила это.
От 17 - го века до 17 -года. До сих пор не решен главный вопрос - какая же всё-таки в нашей стране идеология? Жить дальше, идти вперёд, оставляя в тылу этот нерешённый вопрос, не просто опасно, а чревато большими бедами и даже катастрофой. Об этом говорят невыученные уроки Истории. За исключением, пожалуй, постсоветских лет, в нашей стране всегда была вполне внятная государственная идеология, определяющая стратегию её развития. Нет нужды лишний раз напоминать, чем отличалась имперская, дореволюционная от советской. Стержнем обоих была идея, формирующая целеполагание и вектор приложения духовно-душевных сил государствообразующего народа, предполагающая жертвенность. С увяданием идеи, её дискредитации, потерей привлекательности, у народа и военнослужащих разрушалась и система взглядов, восприятие своего прошлого, настоящего и будущего - что собственно и называется идеологией, служащей стержнем-основанием государственной пирамиды, что привело в обоих случаях - в феврале 1917-го и августе 1991-го к краху государства.
А вот примерами, как раз идеологической бесхребетности, ставших символом неустойчивости Русского государства, могут служить два её недолгих исторических периода - Смутного времени начала 17-го века и либерально-буржуазнойреспубликанской России 1917 года. В оба этих вполне демократических отрезка времени,прорвавшиеся к власти правители не смогли чётко и ясно сформулировать идеологический курс, дать народу Идею. Что пресловутая семибоярщина, что правительство Керенского, поманив народ неслыханной до селе свободой, лишили его главного - инструкции- объяснения по её применению: ради чего и Кого её - свою свободу воплощать?
Не ограниченная, вышедшая из берегов свобода была в конечном итоге возвращена: в первом случае Земским собором 1613 года - в привычные рамки православного народного самодержавия и во втором случае - октябрьским переворотом - в жёсткие рамки пролетарской диктатуры.
Вопросы без ответов. Нынешний постсоветский период, длящийся без малого тридцать лет - не тот срок, который может дать успокоение и гарантии стабильности. Эти гарантии должна дать индоктринированная в массы идеология, дающая ясные ответы на всё те же вопросы: для чего мы живём? Ради чего и Кого воплощать свою свободу? Пока ответов на них не получено, граждане России, пережив периоды полураспада и благополучие середины 2000-х, всё больше атомизируются, выбирая самую примитивную в таких случаях идеологию потребления, личного обогащения и сытого благополучия.
Нельзя не сказать, что власть благодушно взирает на этот процесс, предпринимая время от времени попытки найти общую идеологическую платформу, на которой можно созидать будущее. То национальной идеологией объявляется патриотизм (не уточняя, правда, какой, что для России, по-прежнему поделённой на «белых» и «красных» остаётся важным); то предлагается законодательно закрепить новую национальность - россияне (хотя по данным переписи 2010 года 80 процентов граждан страны уверенно назвали себя русскими). Такая двойственность, неоднозначность не может дать определённого ответа на главный вопрос русской идеологии.
Но, есть ещё одно «но» - какие бы не выдвигались национальные прожекты, ясно одно, что, вопрос не сдвинется с «мёртвой точки», пока не будет устранено главное препятствие, заложенное в ст.13 нашей Конституции, признающей «идеологическое многообразие» и прямо запрещающей иметь «государственную идеологию», обязательную для всех.
Кто во что горазд. А пока этот вопрос не снят, а точнее даже и не поднимался в верхних эшелонах власти, командиры и военачальники на местах понимают идеологическое многообразие на свой страх и риск - «всё смешалось в доме Оболенских». Где то военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов принимают участие в открытие памятников Царю Ивану Васильевичу Грозному или Крестных ходах, посвящённых Царской Семье, а где то возлагают цветы у памятниковвождям революции. Не может не удивлять и возвращение некоторым соединениям имен этих вождей. Впрочем, чего греха таить - те же «дзержинцы» в случае чего, готовы организовано пойти в полковой Храмдля участия в молебне, посвящённом жертвам красного террора. Подобные мероприятия вполне мирно соседствуют в планах выходных и праздничных дней, по принципу «чем бы дитя ни тешилось».
Но цветущее буйным цветом «идеологическое многообразие» проникает не только в систему культурно-воспитательной работы, но и в систему общественно-государственной подготовки (ОГП). Эта «основная форма информационно-воспитательной работы в мирное время, важнейшее средство формирования у личного состава научного мировоззрения, вооружения знаниями в области общественных наук, разъяснения основ государственной и военной политики и национальной безопасности, предназначения Вооружённых Сил, воспитания у воинов высоких духовно-нравственных и боевых качеств, норм и правил поведения в различных ситуациях при выполнении задач защиты Отечества...»,часто пущена на самотёк или отдана на откуп вчерашним выпускникам военных училищ, а то и гражданскому персоналу. Так в одном из авиасоединений ЦВО, за планирование и проведение занятий по ОГП с офицерской группой отвечает лейтенант запаса - женщина(правда с высшим педагогическим образованием). Темы занятий годами не меняются и проводятся неинтересно, шаблонно, заскорузло. В лучшем случае ставиться заезженный диск со специальной программой, а проверяющие, вместо живого диалога ждут от военнослужащихвсего лишь конспект, где меняются только даты написания повторяющихся тем.
Нет живой работы, отталкивающейся от остроты момента - нахождении России на грани втягивания её в глобальный военный конфликт, где опасность исходит сразу со всех сторон: на Западе и Севере - от американских империалистов и НАТО, на Востоке - от коммунистов Китая, на юге - от псевдоисламских экстремистов. Эти «пустоты» восполняет интернет и другие формы информационно-пропагандистского воздействия. Например, деструктивные информационные потоки антироссийского либерального, экстремистского или наоборот леворадикального содержания, формирующие и одновременно радикализирующие внутреннюю оппозицию.
На той войне... информационной. Как сказано в разделе «Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности» вышеупомянутой доктрины: «Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий. Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации... Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей... Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры». Поэтому среди необходимых стратегических целей и основных направлений обеспечения информационной безопасности прямо указывается о необходимости «нейтрализации информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества» и «нейтрализации информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Результатом этих упущений в работе армейских воспитательных органов, всё чаще становиться то, чтовместо чувства патриотизма, гордости за службу в данном виде или роде войск (соединении), растёт раздражение или наоборотапатия, что отвращает от такой формы «идеологического воздействия», и как результат - у военнослужащих, таким образом, происходит демотивация высших идеалов службы Отечеству, потеря интереса к имиджу Родины, её истории.
Едва справляется с этим запущенным участком информационно-воспитательной работы официальная «говорящая голова»военного ведомства, генерал-майор И.Конашенков- начальник департамента информации и общественных коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, демонстрирующий по-настоящему высокий профессионализм. Но его брутальность и красивая пикировка с Пентагоном, как правило, ограничивается границами Сирии и БлижнегоВостока.
Нам есть чем гордиться. Всё это вызывает недоумение на фоне того, что как раз наши потенциальные противники пребывают в панике от «агрессивной» русской пропаганды, предпринимая серьёзные попытки запретить вещание на своей территории англоговорящих российских СМИ. Почему же нельзя этот рупор повернуть в нашу сторону и прежде всего в сторону собственной армии, не совсем ясно! А ведь у нас есть повод гордиться не только давней историей, но и буквально днём вчерашним! Ведь боятся наши противники не столько убийственных «новинок» нашего военпрома, сколько боевого духа, черпаемого в любви к России. Но кто, например, помнит, что в 2005 году Россия вошла в список стран с высоком уровнем человеческого развития; или, то, что мы лучше других пережили мировой кризис 2008 года, а наш фондовый рынок по итогам 2009 года стал мировым лидером? А ведь кроме того в 2013 году мы стали крупнейшей экономикой Европы, а год спустя выиграли Сочинскую Олимпиаду и бескровно вернули Крым...
Чтобы оценить, как мы жили 15 лет назад, достаточно сравнить статистику средней зарплаты по стране (1500 рублей - 1999 год и 29940 рублей - 2013 год), уровень инфляции (36,5% - в 1999 г. и 6,5 % - в 2013 г), золото-валютные резервы (12,6 млрд.долл. в 1999 г. и 511 млрд. долл. в 2013 г. ), госдолг (78% от ВВП в 1999 г. и 8% от ВВП в 2013 г), рост ВВП (1320 долл. В 1999 г. и 14800 долл. в 2013 г.). Кто помнит, что в 2000 году продолжительность жизни в России в среднем составляла 65 лет (у мужчин - 59 лет, у женщин 72,26 года). К 2011 году средняя продолжительность жизни у всего населения выросла на 3,5 года - до 68,98 лет и почти достигла наивысшей за всю российскую историю (69,19 лет в 1990 году).
За последние годы нами построены или успешно завершаются значимые государственные объекты: космодром «Восточный», самый длинный в мире вантовый мост Владивосток - остров Русский, или абсолютный чемпион мост - гигант Тамань-Крым... Но помимо масштабных строек, ежедневно вводятся в строй новые объекты инфраструктуры. Только в ноябре 2016 года в России запущено 7 крупных производств, а за год их набирается сотни! Эти и другие наглядные примеры реально подтверждают, что нам есть чем гордиться, даже несмотря на прорехи в идеологии. Но мы, даже зная о своих победах и достижениях, быстро их забываем. Серьёзной ошибкой властей можно считать отсутствие гибкой, умной, но настойчивой пропаганды достижений новой России. Если вспомнить советский опыт, когда тотальной пропаганде преимуществ советского строя подвергались поголовно все граждане СССР с детских лет, то почему бы его не использоваться сегодня? Очевидно, что информационная доктрина и призвана дать импульс этому процессу.
Всё что тебе нужно - это любовь. К Родине. Отсюда очевидно, что пока, на данный переходный период поиска национальной идеи, временной идеологической платформой должны стать не химеры, а любовь к своему прошлому и знание его, гордость за Россию сегодняшнюю, вера в Россию будущую. Воспитать по этой матрице гражданина в полной мере в условиях тотального информационного противоборства нелегко. Однако,есть ряд проектов, направленных на оздоровление историческо-информационного пространства. Среди них я бы отметил многогранную созидательную деятельность РВИО, набирающего силу и авторитет молодёжное движение «Юнармия», открытие и проведение военно-исторических и историко-патриотических парков, лагерей и фестивалей, новых музеев, военно-исторических реконструкций и других форм пропагандистско-просветительской работы, хоть и косвенно затрагивающей военнослужащих.
Среди них особо, на мой взгляд, выделяется мультимедийный проект «Россия: моя история». По своим масштабам и задачам - это целый комплекс, расположенный на ВВЦ в павильоне 57 на площади более 22000 квадратных метров. Он сочетает всю двухтысячелетнюю неразрывную «горизонталь» нашей истории до сегодняшнего дня, с«вертикалью» самых современных демонстрационных технологий. Ничего подобного собранного в одном месте никогда не создавалось в России. Последний из предложенных экспозиций был проект, посвящённый актуальному периоду с 1945 по 2016 год, который меньше чем за три недели работы в Манеже посетило боле 200 тысяч человек. А всего за три года со дня запуска проекта его увидело более 2-х миллионов, из которых 70 процентов молодёжь.
Популярность проекта объясняется тем, что наша история представлена нешаблонно, необычайно, увлекательно, без попыток оправдать или замолчать какие-либо спорные периоды и моменты, оставляя за каждым из визитёров право выбора симпатий к историческим персонажам. Цель организаторов выставки, которыми является Патриарший совет по культуре и правительство Москвы, добиться уважения к своей истории, не стремясь смешать при этом «белое» и «красное», чтобы получить в итоге всего лишь «розовое». Уважение, гордость за всю тысячелетнюю Россию достигается не за счёт формального или насильственного примирения, а за счёт правдивого и развёрнутого её показа.
Пока значение проекта оценили только в Министерстве образования и науки, рекомендовав всем подведомственным учреждениям посетить Манеж и 57-й павильон. На очереди, хочется надеяться, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, Росгвардии, суворовцы, кадеты.
«Нет пределов совершенству». Эта известная поговорка, ставшая аксиомой, как нельзя лучше отвечает требованиям времени, которого остаётся у нас в запасе всё меньше и меньше.
Подполковник запаса Роман Илющенко, ветеран боевых действий, член Союза журналистов