Последние сцены польского кинофильма «Волынь» вызвали у меня в памяти концовку другого фильма - «Отстреливая собак» (Shooting Dogs) о событиях в Руанде 1994 года. Бросается в глаза контраст. В первом случае, героиня, также олицетворяющая свою страну, спасается от смерти, лежа полумертвой на удаляющейся вдаль телеге. В другом случае, вырвавшаяся из западни героиня, став в конце прекрасной девушкой, студенткой университета, с высоты моральной победы укоризненно смотрит на белого героя, в которого она когда-то была влюблена, но который своей трусостью оказался недостоин ее, олицетворяющей прекрасную Африку. (Лозунг фильма - «What would you risk to make a difference?»).
Откуда же такая отчаянная безысходность? Ведь дело не столько в том, что Волынская резня на 50 лет дальше от нас, чем страшные события в Руанде. Главное, что Нюрнбергский трибунал вынес приговор не только непосредственным палачам, но и тем, кто был причиной трагедии, - немецким фашистам, тогда как главные виновники Руандийской трагедии избежали официального обвинения и суда.
Действительно, в нашу эпоху такие шедевры мирового кино, как «Отстреливая собак» и «Отель "Руанда"» реабилитируют жертвы геноцида лучше, чем любой трибунал. Вот только центральное место в произведении искусства, которое призвано пленить сердца людей со всего мира, не может занимать безысходная и беспросветная обида.
Хотя на войне случается всякое, однако видные места в сюжете солидного фильма не могут занимать такие неправдоподобные эпизоды, как должностное преступление советского офицера, который ради водки рисковал весьма вероятным разоблачением с неминуемым расстрелом. Также маловероятной выглядит история сельского карьериста, который ухитрялся становиться старостой как при советской власти, так и при немцах, угождая и тем, и другим.
Сильная сторона фильма - это мастерское воспроизведение атмосферы предвоенного волынского села, его традиций и толерантности. Но главное - атмосфера душевного напряжения и отчаяния, в том числе и кровавые сцены, которые характерны для войны гораздо больше, чем сладенькие элементы сентиментальной мелодрамы и клоунады шутников-балагуров. К слову, наш недавний фильм «28 Панфиловцев» в этом смысле также преуспел, и есть надежда увидеть в скором времени еще более серьезный новый фильм «Прохоровка».
Тем не менее, самой значимой заслугой авторов фильма стало раскрытие коренной причины трагедии - духовного раскола церкви. Автор противопоставляет священников, призывавших к миру, священникам, призывавшим к убийствам. Возникает вопрос, почему одни не проповедовали другим, а лишь своим прихожанам, которые и без того были миролюбивы. Духовный раскол Западной Руси, где в одном городе, в одном селе прихожане одной конфессии молятся за прихожан другой конфессии в высокомерном духе «прости их, ибо не ведают, что творят», является духовным корнем всех проблем во всей истории региона, включая сегодняшний день.
В целом фильм снят на высоком профессиональном уровне, в сюжете нет «воды», ненужных, растянутых сцен, все 2 часа 20 минут смотрятся на одном дыхании, о чем и свидетельствует высокий зрительский рейтинг фильма - 8,2 из 10. Успех фильма отражает реальные настроения в польском обществе и невеселые перспективы «евроинтеграции» Украины, которая воспринимается как духовный наследник борцов за независимость, представленных в столь неприглядном виде.
Взаимоотношения потомков участников трагедии, будучи лишены позитивной духовной программы, могут сводиться лишь к гуманитарной помощи при надвигающемся финансово-экономическом крахе. Можно, конечно, нравственно возвыситься над «партнером», погрязшим в недрах ада, поддерживая его гуманитаркой, и польскими волонтерами для сбора львовского мусора из канав и оврагов, однако это имело бы мало общего с провиденциальным путем Руси и мира в целом.