Оболгать классика

0
1104
Время на чтение 4 минуты

На минувшей неделе канал Культура транслировал четырёхсерийный фильм И.П.Золотусского «Запутанное дело», посвящённый М.Е.Салтыкову-Щедрину. Колупаевы, Разуваевы, Деруновы, их потомки, их духовные наследники могут быть довольны. Тот, который выставил всю их подноготную, опорочен, признан незначительным второстепенным литератором второй половины девятнадцатого века, которого сейчас никто и не читает. Так считает автор-исполнитель, опирающийся на мнение своих родственников и знакомых, составляющих, по его мнению, достаточно авторитетную экспертную среду. И он в чём-то прав. Уж если вернулось время Колупаевых и Разуваевых, то и экспертная среда должна быть соответствующей. Сам же автор-исполнитель, судя по всему, Салтыкова-Щедрина  вообще не читал. Может быть, разве что «Господ Головлёвых» в школе проходил, а проходить - это не обязательно читать произведение, достаточно сослаться на авторитеты и написать сочинение, и получить положительную оценку.

Казалось бы, если Салтыкова-Щедрина никто не читает, то и огород городить нет причины. Тем более что классик даже о любви ничего не писал. Куда это годится!  Однако Золотусский разводит эту канитель аж на четыре серии. Почему? Тут можно предположить следующее - опасен классик для нынешних хозяев жизни, а чем дальше, тем более становится опасен. Об этом можно судить и по таким признакам: имя Салтыкова-Щедрина последовательно убирается из городской топонимики. Нет ни музея классика, ни памятника ему в городе, который он прославил своим творчеством. Тогда как, уж если читать русскую классику девятнадцатого века, то интереснее читать именно Салтыкова-Щедрина. Если мы хотим разобраться, что же с нами произошло, начиная с девяностых, то именно у Салтыкова-Щедрина найдём все ответы на интересующие нас вопросы. Мы видим то же хищничество, мздоимство, казнокрадство, то же мошенничество на каждом шагу, так же лопаются банки, как это происходило в пореформенной России, так же ликует эффективный собственник. «Горе, думается мне, тому граду, в котором и улица, и кабаки безнужно скулят о том, что собственность священна! - писал сатирик - Наверное, в граде сем имеет произойти неслыханнейшее воровство!»  Так оно и произошло, прямо на наших глазах. Читайте, соотечественники, Салтыкова-Щедрина, читайте внимательно и вы поймёте, что с нами случилось четверть века тому назад, что с нами происходит в настоящее время, и чем для нас чревато будущее.

Золотусскому не нравится сатира Салтыкова-Щедрина. В этом он тоже полагается на авторитеты. Для него авторитетом является Суворин, который сатиру эту самую назвал глумлением. Это можно понять, поскольку тот и сам был объектом щедринской сатиры. Но самому-то автору-исполнителю неужели не ведомо, что такое сатира как литературный жанр? Сатира не глумление ради красного словца, а утверждение идеала способом отрицания всего того, что идеалу противостоит. Назвать это глумлением может только тот, кто в школе плохо учился, или тот, у кого напряжённые отношения с самим идеалом.

Щедрин якобы ушёл в глубину прошлого, он не вписался и в государство, и в общество, и в литературу. А кто вписался? Суворин вписался. Он издавал газету «Чего изволите», по определению Салтыкова-Щедрина, которую сам издатель называл «Новое время». А сам Золотусский вписался? Похоже, что вписался. Основной удар им наносится по непревзойдённому шедевру сатирика «Истории одного города». Это фейерверк фантастики, гиперболы, пародии, сарказма. В разделе «О корени происхождения глуповцев» - ядовитейшая пародия на казённую трактовку отечественной истории, то есть - тьма веков, дикие племена, земля наша велика и обильна, приходите володеть и т. д. В «Сказании о шести градоначальницах», предававшихся неистово «изнеженности нравов» трудно не усмотреть наш блистательный восемнадцатый век с дикими дворцовыми переворотами, с узурпацией власти, с последовательным истреблением императоров мужеского пола. Сатирику ставится в вину, что народ у него является объектом сатиры, то есть глумления. Абсолютная ложь. Всё творчество Салтыкова-Щедрина пронизано сочувствием, состраданием к «человеку лебеды», что отнюдь не исключало и сатирического взгляда. Глуповцы в его «Истории..» бунтовали стоя на коленях, Ивашку с раската сбрасывали, поскольку галдит, а галдеть нешто велено? История города Глупова движется к своему логическому концу - впереди маячит Оно. Золотусский трактует это как конец всему, конец городу, конец истории. Сам же Салтыков-Щедрин говорил, что вслед за историей города Глупова последует история города Умного, и не исключено, что через историю города Буйного. Так оно и случилось.

У Золотусского сатирик является каким-то странным блуждающим объектом. Он то врубается как ледоруб в русскую литературу, то каким-то образом покидает её, то возвращается в её лоно. Ничего такого в действительности не было. Никуда из литературы Салтыков-Щедрин не уходил и не откуда не возвращался. Он сам был воплощением русской литературы, он сам держал её на своих плечах по свидетельству многих литературных авторитетов не чета Суворину.

Для чего писатель пописывает, а читатель почитывает? Для того чтобы думать, и желательно своей головой. Писатель только помогает читателю, создавая художественные образы, приходить к правильным выводам. Надо, просто необходимо читать Салтыкова-Щедрина и мотать на ус, а то ведь и нас не минует в очередной раз это самое Оно.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Оболгать классика

Сериал не смотрел, мнения не имею. По пересказанному в статье ничего вульгарного или глупого не вижу - всего лишь еще одно мнение (кстати, местами оригинальное, если Золотусский действительно, как пишет автор, назвал С-Щ как блуждающим объектом; видимо, надо оценить оригинал, чтоб точно уловить смысл сказанного), высказанное по ТВ. А что до объекта глумления, то такие же обвинения в адрес С-Щ поступали от некторых комментаторов и авторов(!) РНЛ.
рудовский / 04.04.2017, 20:48

1. Re: Оболгать классика

Но Саллтыкова-Щедрина действительно сейчас читают меньше. мода. что ли? Возможно, теперь из принципа все начнут.
Lucia / 04.04.2017, 18:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Кудрявцев
Кое-что о пчелах
Басни. Светлой памяти автора
14.03.2018
Пятое колесо в телеге, пятая колонна в России
За два десятка с лишним лет мы ко многому притерпелись, но после событий на Украине доморощенные русофобы проявили удивительно тёплое отношение к нацизму
25.01.2018
Апология предательства
По словам Виктора Кудрявцева, объявление 2018 года годом Солженицына является знаковым событием, свидетельствующим о том, что нравственная деградация общества не сбавляет обороты
09.01.2018
Фашизм на марше
Виктор Кудрявцев предлагает ввести уголовную ответственность за отрицание принадлежности Крыма Российской Федерации
06.12.2017
Властью песни стать людьми
Памяти Новеллы Матвеевой
17.11.2017
Все статьи Виктор Кудрявцев
Последние комментарии
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
01.11.2024 21:03
Мироточивый Образ Государя Императора
Новый комментарий от Денис Никонов
01.11.2024 21:00
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от РОНОЛ
01.11.2024 18:16
«Началась эпоха идейных патриотов»
Новый комментарий от учитель
01.11.2024 18:08
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
01.11.2024 17:03
Благодатная мать всей России
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:38
Аксиос. Достоин!
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:34