Ко дню рождения схимонахини Феодосии (Косоротихиной) (4.11.1923 - 15.05.2014).
Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина, родилась в Скопинском районе Рязанский области. Из-за тяжёлой травмы около 20 лет находилась в коме - в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, 40 лет несла подвиг старчества, окормляя своих многочисленных чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением.
На скопинский земле, где родилась и проживала матушка Феодосия не только простые селяне, но и многие серьезные предприниматели не решали свои дела без молитв матушки Феодосии. Так было и с ее духовным чадом, московской предпринимательницей Ириной Бантуш. Вот какую историю она рассказала о встречах со скопинской старицей:
«В конце 1990-х годов у меня случилась страшная трагедия. В автокатастрофе погиб мой муж. Я была в шоке, а ведь мне надо было поднимать двух детей и вести достаточно серьезный бизнес. Но в этом бизнесе на меня навалились такие проблемы, что я даже не знала, что делать. Стала молиться, ездить по монастырям. По благословению известного старца, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры отца Германа (Чеснокова) я поехала к матушке Феодосии. Когда приехала к ней в первый раз, то от одного только вида скопинской старицы мне стало легче.
«Вот лежит женщина, - подумала я тогда, - вся больная, ни руками, ни ногами пошевелить не может, а такая светлая, такая жизнерадостная. А я что-же? Руки, ноги есть, со здоровьем все в порядке, а я унываю».
Помню, когда я рассказала ей о смерти мужа, то она меня утешила: «Не тужи, - сказала матушка Феодосия, - твой муж теперь в Небесной Обители, у Бога пребывает».
С тех пор я стала чаще ездить к матушке и просить ее молитв. Рассказала о проблемах в бизнесе. На меня тогда ведь со всех сторон «наезжали». И рэкетиры, и конкуренты, и госорганы. Я подумывала даже в прокуратуру за защитой обратиться, а матушка мне сказал, что не надо никуда жаловаться: «Терпи, Ирина, смирись и молись. У тебя все наладится. А я помолюсь, чтобы все хорошо было».
Так и получилось. Не сразу, не по мановению некоей «волшебной палочки», а по милости Божией и по молитвам скопинской старицы, мои, казалось бы, неразрешимые проблемы в бизнесе, стали понемногу сами собой разрешаться. С тех пор я все свои дела стала делать с мысленным обращением к матушке Феодосии. Начинаю какое-либо дело, а про себя говорю «матушка, помолись, матушка благослови».
Помню такой интересный случай. Когда моя жизнь относительно наладилась, купила я себе новую машину - импортный джип. И поехала я однажды на нем к матушке Феодосии. Приезжаю, захожу к ней в домик - смотрю там сидят две монахини из Вознесенского монастыря, что в селе Князяево. Поздоровались. И вот одна из них говорит:
- Мы тебя, Ирина, заждались. Знали, что ты вот-вот приедешь.
- А откуда вы знали? Я никому ничего не говорила.
- Нам матушка Феодосия про это сказала. Только недавно беседовали с ней, а она вдруг говорит: «О! К нам Ирина едет. Да на какой машине то! Новой, красивой...»
Вот какой прозорливой была матушка Феодосия. Я уже при жизни почитала ее за святую. Особенно после того, как моя дочка Фелиция прикровенно указала на это. А случай тогда был вот какой. Пришла я однажды с Фелицей к матушке. Фелиции тогда всего три годика было, совсем ребенок... Ну зашли мы в домик к матушке, я прошла к ней в комнатку, поздоровалась, а Фелиция в сенях стоит.
«А чего твоя дочка не заходит?» - спросила матушка. Я к Фелиции, заходи, мол. А она мне говорит: «Чтобы к матушке зайти надо платочек одеть». При чем здесь платочек?
- Дай ей платочек - сказала матушка Феодосия.
Ну дала я Фелиции платочек. Правда поняла, что, попросив пройти к матушке в нём, ребенок тем самым проявил благоговение пред старицей. Дальше - больше. Зашла Фелиция к матушке и говорит мне: «Мама, можно я к ней приложусь?». Я даже не знала, что ей ответить. Прикладываются к иконам к мощам святых, а здесь живая старица. И вдруг матушка улыбнулась и говорит: «Можно, можно». А дальше - дивное диво. Подходит трехлетний ребенок к матушке, налагает на себя крестное знамение и прокладывается так, как прикладываются к раке со святыми мощами. Сначала - к ногам, потом к руке, а потом ко лбу матушки».
Что здесь скажешь? Устами младенца глаголет истина... Размышляя над рассказом Ирины Бантуш, хочу заметить, что мне приходилось слышать рассказы о том, что многие дети с благоговением и трепетом относились к матушке Феодосии. Относились как к святой. Знаю и то, что поговорку «устами младенца глаголет истина» ныне многие отрицают: «Какая истина? Наши дети хитрят, изворачиваются, а то и прямо лгут. Может, от маленьких нахальных цыганят тоже истина слышна?»
Один известный православный богослов нашего времени предлагает даже отказаться от крещения детей, потому что они, дескать, глупы еще и не понимают своего выбора. По мнению этого богослова, сначала дети должны подрасти, поумнеть, а потом креститься, и тогда это будет их личный осмысленный выбор. Просто диву даешься, почему уважаемый и действительно замечательный богослов так считает? Откуда у него взялось такое убеждение?
Матушка Феодосия всегда советовала крестить детей, причем как можно раньше. Она не была богословом. Размышляла просто, без высокоумия: если некрещеный ребенок заболеет, то за него в храме даже молебен о здравии будет нельзя заказать. А если умрет, то опять-таки Церковь не сможет молиться о его упокоении со святыми, потому что некрещеные люди не являются членами Церкви. Некрещеные не могут причащаться, и потому их посмертная участь предоставляется только Богу. А Христос Бог, как известно, сказал, что спасется только тот, кто с верою и благоговением причащался. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день», - говорится в Евангелии от Иоанна (Ин. 6, 54). Так же определенно говорит Господь и о крещении: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5).
Потому можно только удивляться, что есть мнение о том, что детей крестить необязательно. А, впрочем, чему здесь удивляться, если даже ученики Христовы, апостолы не пускали детей ко Христу. «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18, 16).
Протоиерей Александр Шаргунов в одной из проповедей сказал: «Мы не должны удивляться, что, когда мы обращаемся ко Христу или желаем, чтобы наши дети были с Ним, это может вызвать чье-то недовольство. Увы, порой даже в Церкви. «Ученики, видя это, возбраняли им...» Но Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им». Пусть никто и ничто - ни при каких переменах времени - не мешает детям приходить ко Христу».
В этой же проповеди отец Александр дает ответ и на недоумение «может ли ребенок глаголить истину»? Можно ли ее услышать, например, от «нахальных цыганят»? Как известно, Истина есть Христос, и познается она не разумом, а благодатью. «Одно благодатное прикосновение Христа исполняет детей блаженства», - заметил отец Александр Шаргунов.
Практически все дети (если только они не имеют духовной поврежденности) чувствуют проявление Божией благодати. А как уже говорилось в этой книге, благодать может передаваться людям через Божьих угодников - благочестивых старцев и стариц. Передавалась она и через матушку Феодосию. Вот почему трехлетняя девочка Фелиция прикладывалась к ней, как к святой. Правда поступить так матушка позволила только один раз и под большим секретом. Старица строго наказала до ее кончины никому не рассказывать об этом случае.
Но Господь Сам показывал людям, что детям через матушку передается особая благодать. Одна монахиня рассказывала (после кончины матушки Феодосии), что однажды, когда к старице привели детей, она настолько обрадовалась, что над ее головой появилось свечение. «Я это заметила явно - говорила монахиня, - но никому не сказала, хотя поняла, что никто другой это свечение не заметил. А матушка меня потом подозвала и шепнула: «Никому не говори, ЧТО ты видела».
Однако, как сказано в Евангелии «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15). Свечение как в комнатке самой старицы, так и от нее самой видели многие люди. Приведем здесь лишь несколько свидетельств.
Так почитательница матушки Татьяна Козлова вспоминала: «Ночевали как-то у матушки. Дверь в ее келью была неплотно прикрыта. И мы видели, что оттуда шло свечение: свет был белый с голубизной». *
О таком же случае рассказывала и Ольга Архипушкина: «Было такое рождественское чудо. Стоим у ворот домика матушки Феодосии. Келейница Оля почему-то еще не открыла калитку. Народу много собралось. И я увидела в окошко, как над кроваткой, где матушка лежала, красивый-красивый столп света разными цветами светится». *
Приведем еще и одно свидетельство, рабы Божией Татьяны: «Как-то мы вместе с одной монахиней приехали к матушке Феодосии. Зашли, монахиня о чем-то спросила, а я только смогла попросить благословения, потому что была потрясена тем, что над матушкой, неподвижно лежащей в кровати, увидела свечение. Потом сказала об этом монахине, оказалось, что она тоже это видела».
Еще один примечательный случай рассказывал Николай Матрусов: «У меня был друг Сергей. Он был человек творческий и верующий, но духовно болел. Его сильно мучили злые духи. Он в разные места ездил отчитываться, но помощи не получал. Потом по моему совету поехал к матушке Феодосии. Когда вошел к ней, то вдруг увидел, что от матушки исходит столп света. Он закричал, упал на колени и чуть не потерял сознание. А потом услышал, как матушка зовет его:
- Сережа, не бойся, подойди ко мне, тебе будет легче.
Сергей подошел, поговорил с матушкой, и ему действительно стало легче. После посещения матушки злые духи перестали его мучить».
Материал публикуется по книге «Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице». Изд. «Зерна», 2016 г.