Sec tranzit gloria mundi
В отношении власти на Руси за последние сто лет наблюдается удивительная закономерность: сначала льстят и ублажают, затем (после отставки или кончины) поливают помоями. Это касается всех правителей, включая последнего царя - мученика. Правда, у всех у них были и противники, которые не молчали, но, как правило, изливали своё недовольство втайне или гласно, но на расстоянии. Не будем сейчас рассматривать фигуру Царя-страстотерпца, он - исключение из правил, особый случай, а также - действующего президента, поскольку «ходить небезопасно по стёжечкам иным», как говорил А.К.Толстой. Но посмотрите: помимо них, кого имеем? «Дедушку Ленина», «Отца народов», Тварь кукурузную», «Дорогого Леонида Ильича». То есть: двух тиранов и нескольких, можно сказать, преступников, из которых самым порядочным (относительно) можно считать Л.И. Брежнева. А как их величали при жизни: «Ленин всегда живой, Ленин всегда со мной»! При Сталине лизоблюдство (тысячи прижизненных памятников по всей стране и безмерное прославление в печати) достигло апогея. Преклонение несколько снизилось при Хрущеве (но не исчезло), зато с новой силой возродилось при Брежневе. Тогда ни один докладчик на любую тему не мог приступить к делу, не выразив благодарности «лично Леониду Ильичу». У Горбачёва хватило ума и такта отменить такое низкопоклонство, но всё равно, льстецы не унимались, и свою порцию незаслуженных похвал он тоже получил.
С появлением «демократии» у нас в стране возникла другая крайность: стало модно власть критиковать. Начался этот процесс в правление Б.Н.Ельцина. Тогда о деяниях власти смело и критически писала газета «Завтра» и другие издания разного оттенка красного, за что им большое спасибо. Но вот незадача: «Васька слушает, да ест». Либералы-демократы на эту критику особого внимания не обращали, а дело своё делали. Дескать, вы там кричите о величии Родины, господа всепропальщики, выпускайте пар, а мы станем всё равно поступать по своему усмотрению. Одновременно с критикой из стана патриотов, все либеральные СМИ дружно хвалили Бориса Николаевича, восхищаясь даже его пропитой внешностью («мужественный мужчина, бывший спортсмен») и даже косноязычием («в доску свой»). Ещё бы: он не мешал национал предателям разворовывать страну!
А каким же должно быть отношение рядового гражданина к власти? Что по этому поводу говорит Библия? «Нет власти не от Бога» (Рим. 13,1). «Бога бойтесь, царя чтите» (1Пет.2,17). В послании к Римлянам апостол Павел указывает, каким должно быть отношение христианина к власти. Я не собираюсь сейчас делать богословский разбор этого места, а лишь кратко резюмирую: отношение к власти (даже не христианской) со стороны христианина должно быть лояльным, ибо власть - носительница закона и порядка. Так поступал сам Христос, не пытавшийся поднять евреев против римлян, постоянно настаивая, что царство Его «не от мира сего» (Иоанн.18,36). За это признание, якобы всякой власти атеисты яростно критиковали и критикуют христианство. Однако, власть власти рознь. Бывает власть незаконная. Бывает власть богоборческая. Бывает, наконец, власть и незаконная, и богоборческая одновременно. И вот тут каждый решает сам для себя, на чьей он стороне. Вся история полна примеров, когда людям, и в частности христианам и в их числе духовенству приходилось делать выбор, а правильный ли он был, судит Бог. Вспомним хотя бы нашу гражданскую войну, когда часть духовенства (в том числе епископата) осталась в России с новой властью, а часть вынуждена была эмигрировать. Или часть клира, оказавшаяся на оккупированной территории во время Великой отечественной войны. Ей тоже пришлось как-то строить отношения с немцами и решать, как себя вести.
Я начал с того, что обратил внимание на закономерность начального восхваления с последующим хулением всех правителей нашей страны за последнее столетие. Вряд ли с нынешним президентом поступят иначе. Ведь когда-нибудь и он покинет свой пост и тогда народ «узнает», кто он такой. Это очень грустная тенденция, но, чтобы её переломить, от власти требуются большая мудрость, честность, правдолюбие, но самое главное: бескорыстная любовь к своему народу и твёрдость. То, что так открыто и беспардонно критикуют власть в наши дни, по-моему, тревожный факт. Тем более, что это делает пресловутая «пятая колонна», то есть предатели, не заслуживающие никакого уважения, явные враги. Значит, власть слаба. С другой стороны, льстят без удержу: сравнивают с царём и даже императором, хвалят мудрость и рассудительность президента, предсказывают триумф дипломатический и военный. Опомнитесь! Как бы потом уши не покраснели! Нравится вам президент? Ну и помогайте ему каждый на своём посту. Но зачем же льстить без меры! Любой умный человек должен лести остерегаться.
Да и почему в патриотическом стане такая эйфория? Да, есть успехи, но в основном, на дипломатическом поле. А что у нас с экономикой, а как у нас с пенсиями, а как у нас с эмигрантами? Нет, до идеала нам далеко! Я приведу один пример почти идеального взаимоотношения между властью и гражданами, но пример этот, к сожалению, не из русской истории (подобных случаев русская история последнего времени нам, на жалость, не знает), а из истории Югославии. Король Александр Карагеоргиевич был весьма популярным правителем. Он в открытую, без охраны гулял по своей столице Белграду и часто останавливался, чтобы запросто пообщаться со своими подданными. Когда его убили усташи (хорватские националисты) с благословения Гитлера в Марселе, в Югославии, как положено, объявили траур. Гром с телом короля везли через всю страну, и на всех станциях народ встречал своего короля, стоя на коленях. Я назвал эти отношения «почти идеальными». «Почти», потому что колени, в основном, перед королём-сербом преклоняли поданные - сербы же, а вот хорваты и словенцы, равно и албанцы далеко не каждый.
5. Re: Так проходит мирская слава
4. А что у нас с экономикой, а как у нас с пенсиями, а как у нас с эмигрантами? Нет, до идеала нам далеко!
3. к редакции
2. к редакции
1. к редакции