В Херсонской области современной Украины, особенно на ее юге, идет неприкрытый процесс захвата территории со стороны той радикальной части крымско-татарского народа, которая выступает со стороны исламских радикалов. Для решения тактических интересов киевских властей туда свозятся националисты и исламисты из многих стран мира. Особую остроту данной проблеме добавляет преобладание в среде приезжих сторонников концепции пантюркизма, напрямую поддерживаемых Турцией. В последнее время в область начинают попадать и боевики террористической организации «Исламское государство» (террористическая организация запрещена в РФ. - РНЛ), которые воевали в Сирии и Ираке. Ранее абсолютно славянский регион при попустительстве и согласии официального Киева постепенно превращается в область нестабильности и страха, где в будущем возможны даже военные действия. Попробуем разобраться в этой проблеме, понять, кому это выгодно, и зачем власти Украины содействуют замещению населения с исконно славянского на мусульманское и тюркское.
С чего все начиналось. Желание властей в Киеве иметь военизированные формирования, состоящие из крымских татар в составе ВСУ, заставило их организовать на границе с Крымом лагерь подготовки боевиков. Ни для кого не секрет, что использовать их планируют на Донбассе и даже в Крыму. И об этом говорится совершенно открыто, особо не скрывается даже то, что целью их создания является совершение террористических актов в разных точках мира.
Получив минимальные гарантии со стороны властей, тюрки-крымцы сразу же предложили Украине организовать в Геническом районе Херсонщины компактный национальный район с центром в городе Геническ. Абсолютно не обращая внимания на мнение возмущенных жителей. Там, по планам меджлиса крымско-татарского народа (организация запрещена в РФ. - РНЛ), у татар должны быть свои органы власти, музеи, университет и прочее. По мнению активистов, сам этот факт покажет татарам непосредственно на Крымском полуострове, что Украина заботится о соотечественниках, предоставляет им долгожданные права, и те, возможно, ответят благодарностью - начнут работу по обострению ситуации. Пока что речь идет о Крыме.
Ученые выделяют четыре стратегии культурной адаптации мигрантов. Когда индивиды не хотят поддерживать свою культурную идентификацию и постоянно стремятся к тесному контакту с другими культурами, этот процесс связывается с выбором мигрантами стратегии ассимиляции. Напротив, когда недоминирующая группа считает ценным поддерживать только собственную культуру и в то же время хочет избежать взаимодействия с другими, этот процесс определяется как сепарационная альтернатива. Когда же обе группы заинтересованы в поддержании собственной культуры и общении с другими группами, этот процесс называется интеграцией. И, наконец, когда существует незначительный интерес к собственной культуре и также невысокий интерес к поддержанию отношений с другими культурами, этот процесс называется маргинализацией. На Херсонщине татары взяли курс именно на сепаратизм.
Постепенно переселенцы начали устанавливать свои порядки. В самом Херсоне свободно действуют татарские организации, проповедующие радикальные взгляды, например, приверженцы турецкой пантюркистской секты Нурджулар. Они активно распространяют и свои интерпретации истории, по которым не только Крым, но и вся Херсонщина - это якобы исконная крымско-татарская земля с 1000-летней традицией, а Херсон и многие другие населенные пункты - основали именно их ханы. В последнее время начинают все сильнее звучать заявления на историческое право крымцев на эти земли, татаризация идет полным ходом. Кроме того, недавно в Херсонской области стали появляться надписи на домах, весьма радикального содержания: «здесь турецкая земля», «здесь начинается халифат» и «Османская империя возрождается».
Деятели меджлиса постоянно требуют у руководства области переименовать советские и славянские названия улиц в честь своих знаменитых исторических личностей, а от своих одноплеменников требуют селиться компактно в одном месте, просят не распыляться и не уезжать в другие области страны и Киев.
С момента начала всех событий в 2014 г. в Украину попало уже около 20 тысяч переселенцев. Многие эксперты утверждают, что при продолжении такой миграции и большей рождаемости крымских татар в сравнении с местным населением, с каждым годом их будет становиться все больше. Украинская культура однозначно воспринимается мигрантами-татарами как «фемининная» (женская), тогда как своя собственная - маскулинная (мужская). Это неизбежно приводит к выработке соответствующего поведения, основанного на превосходстве одной группы над другой.
Не до соборности. Интересна и реакция на все это со стороны украинских националистов. Они не устают заявлять о «соборности Украины», выступают якобы против сепаратизма, но совершенно спокойно смотрят на то, что один из пока еще украинских регионов отдается официальным Киевом на откуп исламистам и пантюркистам, в далеко идущих планах которых - воссоздание Османской империи. Видимо, здешнее коренное население никто спрашивать не собирается, считая их гражданами второго сорта. Об этом говорит и тот факт, что активисты «Правого сектора» вместе с крымскими татарами осуществляли и осуществляют экономическую и энергетическую блокаду Крыма, взрывали опоры ЛЭП, досматривают и терроризируют водителей и простых жителей, выставляют портреты Степана Бандеры возле дороги, что жутко и чуждо коренному населению Херсонской области.
Действительно, среди населения этого русскоязычного субъекта много людей с пророссийскими взглядами, которым особо не доверяют украинские власти и их крымско-татарские союзники. Скорее всего, для украинских властей легче сделать из региона мусульманскую автономию и переселить туда тысячи мусульман и террористов, чем допустить, что в будущем эта область может войти в состав Новороссии. Иначе к чему отдавать границу с Крымом под контроль вооруженных формирований крымских татар и украинских националистов?
Отношения людей в камуфляже с местными тоже оставляет желать лучшего. Жители Херсонщины рассказывают, что активисты «блокады» Крыма держат в страхе всю приграничную территорию. Постоянная стрельба и многочисленные учения пугают мирное население. Против участников даже взбунтовался целый поселок под названием Каланчак, там начали создавать свое народное ополчение с целью охранять порядок и защищать жителей от таких вот активистов с границы.
Однако эта инициатива была незамедлительно подавлена - для новых киевских властей народное ополчение из числа местных жителей намного опаснее вооруженных и организованных, прошедших школу ИГИЛ (террористическая организация запрещена в РФ. - РНЛ) исламистов. Местным милиционерам дано указание не вмешиваться в конфликтные ситуации, возникающие между крымскими татарами и местным населением области, не препятствовать самозахвату крымскими татарами земель и строений, а также пресекать деятельность отрядов самообороны, создающихся из числа местных.
Дестабилизация и мусульманский анклав. Кроме Киева в нестабильности в Крыму и на его границах заинтересованы и турки. Они открыто поддерживают все начинания своих собратьев и, что уж скрывать, поддерживали их раньше. В самой Турции по некоторым оценкам живут миллионы крымских татар, которых государственная пропаганда усиленно готовит и агитирует, настраивая на то, что их историческая родина на самом деле Крым, и они в ближайшее время туда вернутся. Это наверняка делается для поднятия вопроса репатриации этнических крымских татар Турции на северный берег Черного моря. Активно насаждаются воззрения околорелигиозных сект и организаций, распространяющих идеи пантюркизма среди соотечественников в Крыму, но в последнее время растет и число сторонников исламского фундаментализма. Превратить весь крымско-татарский народ в противников славян у турецких властей не получилось, теперь они начинают использовать исламский фактор.
Официальная Анкара не скрывает, что финансирует сегодня все акции и проекты с целью противостояния России, а создание вооруженных формирований под своим негласным контролем отвечает турецким планам. Крымско-татарский русофоб Ленур Ислямов вообще заявил, что Минобороны Турции уже начало оказывать военную помощь создаваемому крымско-татарскому батальону имени Номана Челебиджихана. А многолетний лидер антироссийского лагеря Мустафа Джемилев встречался с турецким президентом Тайипом Эрдоганом, который заверил его в том, что Турция будет оказывать им всестороннюю поддержку. Кроме крымских татар в такие формирования планируются привлекать и другие национальности: кавказцев, выходцев из Средней Азии, арабов и прочих. Особенно будут ценить тех, у кого есть военная подготовка и опыт боевых действий. Боевики ИГИЛ для них - «то, что нужно», тем более многие из них давно опекаются Турцией.
В конечном итоге. Ситуация на юге Херсонской области сегодня вызывает серьезные опасения. Она требует глубокого осмысления. Увы, но украинские власти надеются, что руками крымских татар и приезжих боевиков ИГИЛ они смогут дестабилизировать ситуацию в Крыму, сделать Херсонскую область менее пророссийской, мигранты помогут разбавить возможный сепаратизм. Но на самом деле все наоборот, именно крымско-татарские лидеры пытаются использовать украинские власти в своих целях, создав для себя мусульманский анклав и свои собственные вооруженные отряды на границе с российским Крымом. С этим осиным роем будет очень сложно разобраться в будущем и заставить его сложить оружие. При малейшей волне дестабилизации в Украине, эти военизированные отряды будут иметь решающее значение в создании государственного образования крымских татар уже на этой территории, со всеми вытекающими последствиями для местного населения. Исламисты неизбежно предпримут (или уже предпринимают) попытку реализовать сепарацию. Разве призывают селиться компактно, когда хотят интегрироваться? А они специально обособляются своей общиной от окружающего общества.
В Херсонской области может наступить момент, когда будет пройдена точка невозврата: при накоплении критической массы мигрантов и продолжительного периода их пребывания на территории, они станут считать регион своим, и контроль властей над процессом расселения будет утерян, коренные жители будут уезжать под давлением приезжих. Если обычно такой процесс может занимать несколько десятилетий, а то и веков, то захват Херсонщины исламистами произойдет в разы быстрее - пример миллионов мигрантов, заполонивших Европу, яркое тому доказательство. При этом в отличие от других мигрантов, эти пользуются поддержкой не только киевских властей, но и влиятельной в регионе Турции. Нет никакого сомнения, что турки вместе с татарами обманут украинцев. Делая вид, что работают против общего врага, они только используют Киев. Если эти миграционные и политические процессы будут продолжены в ближайшем будущем, мы станем очевидцами появления еще одного очага межнационального конфликта на постсоветском пространстве.
Григорий Миронов, кандидат исторических наук