Денежная рациональность Запада и стремление России к справедливости

0
664
Время на чтение 9 минут

Сотрудничая с западными партнерами, я чаще всего ощущаю две вещи:

- высокий уровень прагматизма с их стороны. Это выражается в неуклонном следовании принципу целесообразности, выражающееся крайней трезвостью ума в моменты, от которых зависит объем затрат, размер прибыли, объем бизнеса и т.д. Т.е. во всех тех случаях, когда дело касается денег и цифр.

- за внешней доброжелательностью, позитивным настроем и политкорректностью просвечивает поведение некой системообразующей превосходящей нации, имеющей все основания диктовать условия, ставить мировые стандарты т.д. Выражается это по-разному. Например, в Меморандуме промышленной политики Европы от 2010 года страны БРИК называются «третьими странами». Россия в плане государства, имеющего влияние хоть на какие-то макроэкономические и политические процессы в мире, не упоминается в документе вообще, как будто это некая евроазиатская пустыня «сахара». Средством экспансии на другие рынки и развития промышленного производства Объединенной Европы служит распространение европейских стандартов в области производства, экологии, транспорта и потребления. Товары, произведенные в Европе, приобретают статус более экологичных и качественных. Европейские производственные компании служат эталоном организации даже для традиционных китайских мануфактур с ручным трудом. Европа не просто приписывает себе лидерство в развитии науки, техники, законодательства и торговли, но считает лидерство в этих областях признаком своей высокой «цивилизованности» и священным основанием делать предложения, от которых никто не вправе отказываться.

Кроме этого «патронаж» выражается снисходительным и при этом внешне дружеским отношением к Вам, представлением своих интересов в плане бизнеса, как вполне очевидных и естественных, в то время, как Ваши интересы на фоне их интересов выглядят уже не столь обоснованными, и т.д. Припоминается характерный случай, как один крупный немецкий бизнесмен - совладелец торгового бизнеса в промышленной сфере - предлагая мне создать совместное предприятие в России, искренне недоумевал, почему я вместо того, чтобы согласиться на мое 5% участие в этом его совместном предприятии и в качестве платы за это полностью перевести  на него весь мой собственный бизнес, предлагал ему просто купить часть моей компании и, таким образом, не городить огород.

 - Мне не нужна твоя компания, Питер. Я предлагаю тебе участие в моей компании, но при этом ты должен перевести весь свой бизнес на нашу новую совместную фирму.

Я отказался, так как для меня это означало фактически подарить кому-то все, что я успел создать, и начать работать на новую компанию, у которой еще ничего нет в России, за зарплату и 5% участие в акциях. Однако, мой отказ был воспринят этим предпринимателем почти как оскорбление.

Очевидно, что при таком воспитанном мнении о себе и соответствующем отношении появляются тенденции диктовать условия всем и везде. В России, однако, это приводит к «пробуксовке» деловых отношений. В особенности сейчас, когда распределение денег в мире не столь обоснованно и не соответствует вложенному труду, население растет, а ресурсов не прибавляется, что в целом создает их дефицит - консервативная политика снижения затрат и повышенного контроля над ними создает дополнительное напряжение. Повышенный счет деньгам и дополнительные согласования любых трат происходят все чаще и уже начинают определять политику корпораций. Некоторые крупные компании даже сворачивают программы освоения новых рынков предпочитая сохранить имеющееся, чем искать новое. Денежная рациональность приобретает все более яркое выражение.

Но мы в своей культуре строим бизнес несколько по иным этическим законам. Это закон интуитивного поиска правды и стремление к справедливости. Мы в России постоянно стремимся соотнести свое поведение и поведение партнера с неким критерием правды. Другое дело, что правда у всех своя, и как правило далека от истины. Как иллюстрация этого - мой опыт общения с одним из моих деловых партнеров в России. Человек этот работал всю жизнь в системе снабжения крупных промышленных предприятий. Находясь в своей должности, он регулярно брал взятки от поставщиков, при этом делал это всегда решительно и безапелляционно, и за их счет. Т.е. он всегда выторговывал самые низкие цены для своей компании и в качестве бонуса требовал себе от поставщика дополнительную премию за «предоставление возможности» бизнеса с его организацией. Однако, мы часто говорили по душам, так как сошлись на время некоторыми чертами характера. В его характере было что-то близкое мне и русское. Это русское - это не «вороватость», конечно, ибо у воровства нет национальности. Это некоторая прямота и искренность и при этом угрызения совести за свои поступки - угрызения, которые я мог разглядеть только в приватном и близком разговоре с ним, когда мы оба раскрепощались и не могли уже побороть желание побыть «собой». В такие минуты он не раз говорил мне, что считает, что все делает правильно! Что у него есть бестолковый брат, который растратил свою жизнь попусту, ничего не скопил, и теперь ему завидует. А он, мой знакомый, всегда был более деловым, более жестким в вопросах карьеры и денег, потому смог скопить средства и построить дом рядом со знаменитой «Рублевкой» и недвижимость купить заграницей и несколько машин и пр. Я чувствовал, что он ищет оправдание своему способу заработка, так как часто слышал от него фразы на грани самовнушения, что он все делает правильно, и только тот прав, кто в этой жизни умеет крутиться как он и т.д. Это обычная ситуация, когда человек интуитивно понимает, что что-то делает не так, но признаться себе в этом не может, ибо это порушит его изнутри - лишит привычного стержня, опоры. Я ощущал, что какие-то сомнения все же терзают его, но ничего изменить он уже не может.

Как говорил Ф.Достоевский, русский человек, совершая низкий поступок, как правило, чувствует глубоко в душе, что допускает несправедливость. Люди, кто совершает поступки против совести и не испытывают угрызений совести, могут и не признаваться этически русскими вообще, так как чужды русскому этосу. Другое дело, что абсолютно любой человек искушаем, и далеко не все могут справиться с искушениями. Но отличительной особенностью русского этоса является совесть вместо денежной целесообразности. Это мне кажется главное отличие русского от нерусского по духу человека. Каким бы бизнесом мы не занимались, нравственный генетический код запрограммирован в нашем характере также как этический код преодоления себя, например, зашит в характере среднестатистического англичанина. Не все англичане одинаковы, и национальный характер понятие субъективное, трудно поддающееся четкому определению, но все же есть то, что является идеалом понятного (а значит, нравственного) поведения для каждой нации. Эти идеалы хорошо отображаются сюжетами в национальных поверьях и сказках.

При этом человек не может достигать абсолютной истины и в мыслях и в действиях. Истина представлена событиями в Евангелии. Для русского человека ощущение созвучия своего поведения с евангельскими событиями очень важно для положительного развития своего самосознания. Евангельские события являются примером победы духа и совести, что очень привлекательно и близко русскому самосознанию. Ощущение вселенской справедливости, вера в нее, наполняет идеей и смыслом нашу жизнь. Деятельное миссионерское понимание христианства, приспособленное, как писал Данилевский к насильственному характеру народов Западной Европы не близко русскому пониманию. Это приводит в итоге к отличиям в оттенках деловых отношений в России и на Западе и денежная целесообразность Запада подменяется целесообразностью правды в России. Во многом поэтому некоторые привычные законы рыночного поведения могут не сработать в условиях «российского» капитализма просто потому что кому-то вдруг покажется, что действие того или иного характера может быть хотя и целесообразно, но наперекор закону совести. Опрометчиво было бы сказать, что в России это будет так в 100% случаев, но все же если говорить о тенденциях, то они именно такие.

Главное сообщение в связи с этим я хотел бы высказать следующее... Несмотря на то, что любое капиталистическое предприятие существует за счет прибыли и что деньги любят рациональность, и чем лучше ведется учет деньгам, чем лучше и точнее учитываются и распределяются расходы в предприятии, тем больше шансов у него быть успешным, несмотря на все это, проявления совести, упор на «обоснованность требованиям совести» тех или иных действий в процессе совершения сделок является необходимым условием долгосрочного успеха отношений в русской среде. Нам не нужно повторять себе фразу из бессмертной повести Марио Пьюзо - ничего личного, только бизнес - ибо это 100% ложь, тем более в условиях российской среды отношений. Следуя денежной рациональности, как необходимости, мы, тем не менее, обосновываем себе свои поступки некими понятиями о справедливости. Это наше добровольное право, от которого любой русский не откажется никогда, как бы он не внушал себе необходимость этого. Просто нам в работе надо всегда стремиться сделать чуть больше, чем от нас ожидают, чтобы никто не смог сказать, что «ты не доделал» или «ты мне впарил это». Это основной залог успеха в России при прочих условиях. Нам важнее, чем кому-то еще и где-либо еще, говорить именно то, что мы хотим сказать, а не то, что хотят от нас услышать. Нам очень важно в работе говорить самым простым и прямым языком, избегая высокоумия и сложных фраз, стремясь кем-то выглядеть, и вводить этим собеседника в заблуждение. Чистота и прямота являются свойствами характера, которые мы традиционно очень ценим друг в друге. Их надо придерживаться и на практике. Они характерны для знатоков своего дела - профессионалов. От воспитания этих привлекательных свойств мы не можем отказываться в угоду экономической целесообразности, потому что это размывает нас, мешает нам в итоге успешно сотрудничать между собой и снижает эффективность.

***

В заключение я бы хотел порекомендовать всем иностранным партнерам, стремящимся к сотрудничеству с Россией, помнить о свойствах русского характера. Движущей идеей для нас всегда остается идея правды. Только честное, понятное и равноправное отношение к себе может спровоцировать не избалованного жизнью типичного россиянина встать на сторону своего партнера и загореться желанием всецелой поддержки совместного с ним предприятия. Оно может стать ему родным. Так возникает солидарность. Нам же нужна идея, чтобы жизнь обрела смысл? Вот она и получится из этого... из этого отношения. Деньги - это не идея для нас. Вот пойти на принцип, даже если перспективы слабы, нащупать пользу, поступить по справедливости - вот это уже русская идея, которая, прямо скажем, плохо вяжется с экономической целесообразностью. Западно-европейские и американские партнеры, с кем мне приходилось иметь дело, когда что-то теряет для них экономический смысл, обрубают проект сразу, не поддаваясь соблазну пойти на принцип, доказать себе что-то и завершить его в итоге любой ценой. Нет. А зачем? Это не рационально. И это может быть правильно, но надо признать, что это, прежде всего, вписывается в логику западного по духу предпринимателя. Но у нас, зачастую, проект становится «родным» и его прерывание означает великий стресс, ведь человек-организатор вкладывал душу, ждал справедливого успеха, а тут все рушится, и справедливости в этом никакой нет, он ее не видит. Стоицизм в таких вещах иногда вообще не поддается рациональному объяснению. Как сказано Христом - ищущие правды Бога узрят.

Я вижу, как российские поставщики промышленной упаковки работают в убыток в ожесточенной конкурентной борьбе друг с другом. Никто не думает о прибыли! Удивительно, но бизнесмены думают не о деньгах, которые могут на себя потратить, а об обороте, который им создает видимость бизнеса, даже если он не приносит им реального дохода. Это тяжелый психологический барьер для большинства российских бизнесменов, и эта выносливость вместе с эмоциональной привязанности к своему бизнесу, к идее, приводит в данном случае к ослаблению компаний и даже целых отраслей и к невозможности в них инновационного развития. Как с этим бороться - это уже тема другого разговора...

Эту особенность характера русского человека необходимо также принимать во внимание при выработке мер управления промышленностью. Частные промышленные предприниматели должны видеть обоснованность (т.е. справедливость) системы налогов и их учета, должны понимать логику принятых Правительством решений. Для этого им желательно иметь хоть какую-то возможность принимать участие в их выработке. Тогда возникнет больше желания их поддерживать и следовать им. Нельзя не отметить в заключение, что эти процессы взаимодействия власти и мелких и средних предпринимателей в последнее время стали медленно, но постепенно происходить на практике. И это вселяет уверенность в будущее.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации

3. Денежная рациональность Запада и стремление России к справедливости

У российских предпринимателей (я имею ввиду прежде всего тех, кто хочет работать и жить в России) при принятии решений национальное мышление будет проявляться на уровне подсознания. В том числе религиозная составляющая, которая есть даже у неверующих, но не осознаётся. На Западе это ещё жёстче. Всё, что касается Запада, прекрасно описано в книге В. Катасонова "Религия денег".
Николай Ш. / 28.12.2014, 11:12

2. рациональность и справедливость

Все же коренное различие, на мой взгляд, в другом. Это: с одной стороны приоритет справедливости, а с другой стороны приоритет права(законности).Отсюда все конфликты, как внутри страны, так и с внешними. Например, красные сражались за справедливость(отобрать и поделить на всех поровну), а белые за право(закон), в том числе право собственности помещиков. Возьмите любой конфликт, даже из современных, это всегда конфликт справедливости и права. Одна проблема справедливость у каждого своя.
мирвам / 27.12.2014, 22:08

1. Re: Денежная рациональность Запада и стремление России к справедливости

Интереснейший анализ! Впервые внятно о российском предпринимателе. По крайней мере о части из них..
Дмитриев / 27.12.2014, 11:24
1
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Стало известно что сказал Путин сыну Собчак
На шоу ДНК рассказали просто жуткую историю одной из семей России
Перестала говорить после убийства экс-мэра Самары: психушка
В каком регионе России погода станет "еще хуже"

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Валерьевич Базунов
Все статьи Петр Валерьевич Базунов
Последние комментарии
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.02.2025 15:04
Славянство. Прошлое, настоящее и варианты будущего
Новый комментарий от Павел Тихомиров
20.02.2025 12:14
Трамп: смена курса как прикрытие цели мирового господства
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.02.2025 09:03
«Трамп принёс в мир не оливковую ветвь, а обоюдоострый меч»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.02.2025 08:17
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.02.2025 07:58