Патриотизм как психологическое здоровье личности

0
1679
Время на чтение 20 минут

Данная статья является практической выкладкой нескольких моих исследований в области психологического здоровья и формирующего (или разрушающего) его процесса социализации, процесса, в котором человек обретает жизненные ценности и своё мировоззрение, и который длится хоть и с разной степенью активности, но всю человеческую жизнь.


Часть 1.На пути к научной концепции патриотической идеологии. Мы снова называем себя патриотами, ещё не все, но уже очень многие граждане нашей страны. А ведь ещё пару десятилетий назад, в середине девяностых, это было неуместно и даже нелепо. Но прошло немного времени и то, что казалось привлекательных из западных ценностей, оказалось неприятным и отторженным, а патриотизм, казавшийся скомпрометированным (действительно скомпрометированным по многим позициям) навсегда, вновь вошёл в наше мировоззрение.

Почему же так важно, оказалось, вернуться к патриотическим воззрениям? Ответ, на этот вопрос, предложенный в данной статье, заключается в том, что патриотизм - это не абстрактные лозунги (которые и скомпрометировали его), а психологическое здоровье человека. А человек хочет быть здоровым.

Но для того чтобы поддерживать это здоровье, нужно знать и понимать научные методы его поддержания, без чего можно нанести большой вред. Отсюда возникает и потребность в научной концепции патриотизма с чёткими представлениями о том, что такое патриотизм, зачем он нужен, каковы его цели по отношению к каждой личности. Иначе говоря, мало ругаться на болезнь, чтобы не заболеть снова, нужно знать, как поддержать своё здоровье, знать, что наносит ему вред, а что приносит пользу.

Необходим конструктивный подход и описание сущности патриотизма.

Если же говорить о движении или партии, называющей себя патриотической, то каждый из её членов просто обязан логически и аргументированно ответить на вопрос о сущности патриотизма (те же: «что» и «зачем»), без этого провозглашение себя патриотами выглядит попыткой пиар-манипуляции, которая только оттолкнёт граждан.

Ещё говоря о важности понимания патриотизма, скажу, что коммунизм как идеология был обречён пасть в тот момент, когда его из научной системы попытались превратить в подобие культа. Начался этот процесс тогда, когда развитие коммунизма как научной концепции стало невозможно, в связи преподнесением системы Маркса и Энгельса как не имеющей необходимости в развитии, совершенной и достаточной. Т.о., произошла остановка в науке и вместе с нею её смерть. Первопричиной этого следует назвать то, что большинство политработников, занимающихся пропагандированием и утверждением идеологии коммунизма, оказались не способны глубоко и аналитически усвоить полноту теории, что привело к манипулированию цитатами, которые, в свою очередь, вырванные из контекста, часто меняли смысл. Развитие с таким подходом оказалось полностью невозможно. [Подробнее об этом: Локиев А.А. Идеология: растворение в массе или помощь в становлении личности. Современные идеологические концепции: ловушки для масс или помощь в становлении личности. - Акмеологические проблемы управления в современных условиях. - СПб,: Изд-во "Лема", 2011. - С. 206-2010].

Исходя из этого опыта, можно сделать вывод о недопустимости превращения в некие схоластические догматы того, что должно активно развиваться, совершенствоваться, дополняться а главное быть понято и осмысленно, а не воспринято как утверждение, не терпящее аналитического подхода. В связи с этим следует сказать о том, что в православии, ортодоксальном христианстве, как сказал митрополит Илларион в одном интервью, существует всего два таких догмата: единство Святой Троицы и Богочеловеческая природа Иисуса Христа, всё остальное находится в области осмысления. Сегодня многие исследователи религии справедливо говорят, что катастрофа православия, выраженная в антирелигиозных настроениях у большого количества людей в предреволюционные годы, произошла именно из-за превращения религии в набор обрядов, оторванных от понимания сущности веры.

Поэтому ещё раз следует сказать, что патриотизм, его значимость для человека и общества, а также подход и система его воспитания, должен представлять собою научную обоснованную концепцию, понимаемую и развивающуюся.

Сегодня, пытаясь возродить патриотизм, его путают с фанатизмом. А ведь фанатизм - это явление, представляющее собою полное переложение ответственности за свои личные действия на общество и государство или какую-либо спонтанную группу, например, группу болельщиков. В этом плане попытка сильного растворения человека в коллективе в коммунизме (начиная со времён Хрущёва) представляется ошибкой, которую нужно было преодолевать научным подходом, который, как уже говорилось, был невозможен.

Патриотизм представляет собою не деперсонализацию, а сбалансированную гармонию между личностью и обществом, на благо обоим. Более того общность возникающая при патриотизме не растворяет личность в коллективе, а даёт ей внутреннюю опору, поддержку и мотив в развитии.

Отсюда определение патриотизма:

Патриотизм - это переживание удовольствия (радости) от ощущения своего единения с окружающим обществом и государством. При этом под обществом и государством следует понимать не только современные гражданину социальные структуры, но и их исторический путь, а также предполагаемое будущее развитие.

Это удовольствие доставляют патриотические воззрения, в которые входят: 1. Ощущения национального единения с достойными представителями науки, искусства и всевозможных кругов общественно полезных деятелей (тем, кому человек выражает доверие); 2. Уверенность возможности реализации своего потенциала и потенциала своих ближних и потомков в данной стране и обществе; 3. Осознание ответственности перед своими соотечественниками, как современниками, так и историческими личностями, а так же будущими поколениями.
Для того чтобы понять, насколько это важно для психологического здоровья, следует посмотреть на человека испытывающего отторжение по отношению к своему социуму: такой индивидуум обречён на постоянное ощущение своего несчастья от нахождения в обществе. Будучи заранее уверен, что в данном обществе и государстве он не может найти себя, он и не попытается этого сделать в принципе.

В иерархии потребностей А.Г.Маслоу особым видом потребности в единении стоит  потребность в создании семьи. Однако если человек уверен, что в данном обществе он не может быть счастлив в принципе, то это автоматически распространиться и на семью, с которой он возможно в начале будет связывать некоторые надежды. Это принесёт несчастье всем членам его семьи. Не приступая к фактической реализации совокупности своих психо-физиологических возможностей, куда входят все его знания и навыки, и реализация которых требует развития новых знаний и навыков, достигнуть удовлетворения высших потребностей: уважения и самоуважения, и самой главной - самоактуализации (т.е. актуализации своей самости, которую и составляет вся совокупность психо-физиологических возможностей личности, что осуществляется в конкретных делах,) невозможно.

Т.о. перед нами предстаёт очевидно невротическая личность. Напомним что невроз - это болезненно переживаемое состояние желания удовлетворения своих потребностей и убеждённость в невозможности этого удовлетворения.

С другой стороны, часто анти-патриотами или либералами часто являются люди, ощущающие себя «непризнанными гениями». Интереснее всего же то, что настоящие гении, не оцененные по достоинству современниками, часто как раз были патриоты и о своём непризнании сильно и не беспокоились. Ярчайшими примерами таких личностей являются советские учёные сталинского периода, которые часто прямо из лагерей, куда они попадали по наветам завистников, включались в развитие отечественной науки, отдавая себе отчёт, что их имена могут остаться тайной за семью печатями и, не оглядываясь на страшные испытания, которым были подвергнуты на родине. Таким был и прославленный святой ХХ века великий хирург святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Для объяснения подобного феномена необходимо познакомиться с теорией Исторической Целевой Трансцендентной Группы (ИЦТГ), разработанной мною для постановки нового подхода в помощи профориентации личности.

Такая группа в сознании индивидуума состоит не только из современников, но и из исторических персон занимавшихся той или иной деятельностью, поэтому она исторически трансцендентная, т.е. уходящая в историю своими представителями, не ограничивающаяся современниками и переступающая через современность, как в прошлое, так и обращаясь к будущему.

Устремлённость трансцендентности не только в прошлое, но и будущее видно из пробуждения патриотических настроений во время оборонительной войны. Ведь завоёванный народ становится автоматически людьми второго сорта, благодаря чему любые надежды о высоких потребностях становятся абсолютно недостижимы, при чём не только для себя, но и для потомков, что часто главное. Кто из родителей не мечтает, чтобы их дети или внуки стали известными деятелями в какой-либо области. Для людей второго сорта, которым по национальному признаку будет отведена роль исполнителей самых низших обязанностей, подобные мечты очевидно недостижимы. В своём обществе шансы всегда остаются.

Отнесение себя к ИЦТГ присутствует не только у творческих людей. Любой, живущий или хотя бы воспитанный в обществе, относит себя к какой либо трансцендентной группе. Даже отшельник будет относить себя к группе отшельников. [Подробнее об этом: Локиев А. А. Значение выбора трансцендентной целевой группы. // Психология и педагогика чтения: Сборник материалов - Вып. 2. - СПб. : Intermedika, 2012. - С. 100 - 111].

Вступая в такую группу, личность присоединяется к сообществу не только современников, но и персон исторических, точнее их трансцендентной исторической значимости, поскольку некоторые из них могут быть фигурами полумифическими. В этом случае важную роль занимает не сама личность, а представления о ней, воспоминания. Это особенно важно, учитывая, что индивид чаще выбирает направление своей деятельности по историческим предшественникам и лишь затем входит в группы современников: писатель - в группу писателей, художник - художников, политик - политиков.

Следует пояснить, что в зависимости от психотипа человек может быть активен как внешне, так и внутренне. Здесь уместно вспомнить строки Андрея Деметьева: «Пусть другой гениально играет на флейте, но в сто крат гениальнее слушали вы».

Ощущая себя в исторической группе, человек в первую очередь ощущает свою ответственность перед её представителями, как современными, так и предшественниками.

Причём в первую очередь перед соотечественниками в этой группе, с иными же представителями образуется здоровая конкуренция (Здесь важно отметить, что конкуренция - это важный мотивационный сегмент. Глобализация лишая нас такой конкуренции, лишает нас очень важного мотива к развитию) .Т.е. настоящая профориентация заключается в помощи индивиду найти свою ИЦТГ, чтобы обрести поддерживающею его ответственность в реализации своих возможностей. Именно наличие гармоничной, поддерживающей человека в его деятельности, а не давящей ответственности, как указывает тот же А.Г.Маслоу, является признаком здоровой личности, в отличие от невротической потребности в сиюминутной славе, каковой страдают «непризнанные гении». Так же психически нездоровыми предстают и те, кто отказался нести подобную ответственность, остановив свою социализацию.

Теория ИЦТГ позволяет трезво взглянуть на этих людей, кто не обрёл свою группу, или попытались приписать себя к какой-либо группе, не имея склонности, таланта реализоваться именно в ней. Среди последних те, кто писали доносы на своих более успешных в какой-либо деятельности коллег, не дающих им возможности получить своё сиюминутное признание. Первые же - это просто те, кто отверг необходимость своего личного развития, возможность своего вклада в общество. Здесь могут быть люди разных социально-экономических слоёв общества. Как малоимущие, которые иррационально связывают, что если у них не хватает денег на определённые блага общества, «то куда уж до высоких материй» (важно пояснить, что настоящая нехватка на еду или кров, действительно способна заглушить высокие потребности, достаточность же удовлетворения первичных потребностей следует определять по принципу - готов ли человек хоть чем-то поделиться). Так и дети богатых родителей, убеждённые в своём превосходстве, благодаря финансовым возможностям, избегающие общественно полезной деятельности, где они могут столкнуться с тем, что имеющий меньше материальных благ превосходит их иными качествами. В подобном случае возможна скрытая или явная агрессия по отношению к таковым. Ситуация эта известна нам из сказки о царевне и семи богатырях, где мачеха вместо того, чтобы совершенствоваться, хотела просто уничтожить ту, кто её превосходит.

Похожее по своей сути можно видеть в коллективах стандартизированного труда, когда люди, отказавшиеся от социальной активности и зарабатывающие только на удовлетворение своих низших потребностей, сублимацией которых часто становится алкоголь, сталкиваясь с пришедшим в коллектив человеком, занимающим активную социальную позицию, имеющим творческое увлечение или реализующим себя в деятельности не связанной с процессом зарабатывания денег, стараются вытеснить его из коллектива. При жёстком сопротивлении со стороны последнего и невозможностью его вытеснения, коллектив постарается убедить себя, что новопришедший просто ненормальный. Отсюда видна и социальная опасность подобных личностей.

Из всего вышесказанного видно, что по настоящему психологически здоровой может быть только патриотически - ориентированная личность, убеждённая в возможности реализации своих знаний и навыков в окружающей её среде. Сегодня необходимо отметить огромные возможности, которые предоставляет интернет. Не нужно искать и вступать в официальные союзы фотографов, писателей, резчиков по дереву и т.д., чтобы заявить о себе и своей деятельности. Нужно желание и сама деятельность.

Теперь нам следует сказать, о том, что способствует воспитанию и обеспечивает оформление патриотических воззрений, которые для обеспечения психологического здоровья личности, должны занять доминирующее место в её системе ценностей и мировоззрении.

 

Часть 2. Влияние на формирование или отторжение патриотического мировоззрения школьных предметов по Отечественной истории и Художественной литературы. Важнейшими факторами, влияющими на формирование ценностной системы личности, являются учебные дисциплины истории и художественной литературы. Влияние каждого из этих предметов - это отдельный и длительный разговор. При этом особое внимание следует уделить учебным пособиям по этим предметам и программе чтения по литературе. В этой статье уместно будет обозначить специфику влияния учебных пособий и художественной литературы на учащегося в периоды социализации личности, во время которых человек получает образование в школе.

Время обучения человека в школе включает в себя достаточно много хоть и краткосрочных, но принципиально важных периодов социализации личности, особенно в отношении формирования ценностной системы и мировоззрения, здесь же находится и формирование патриотических взглядов.

Остановимся на одном периоде: 12-16 лет (втором пубертатном периоде) - это время характеризуется высокой личностной нестабильностью и одновременно самоанализом (для которого у подростка ещё нет чётких структур),  важнейшую роль в этом периоде занимает кризис разрушения родительского авторитета. В связи с чем подросток начинает искать для себя внутреннюю опору, каковой и должна стать собственная система ценностей и мировоззрение. Такую опору он ищет на примерах из истории и художественной литературы.

В зависимости от того что, и главное как, будет представлено в процессе истории, позволит или нет обрести учащемуся опору в ощущении своего национального единения с соотечественниками являющимися достойными примерами для подражания в собственной жизни. [Подробнее об этом: Локиев А.А. Совмещение художественного и научного в учебной исторической литературе // Чтение детей и взрослых: учебный, научный и научно-популярный тексты. - СПб.: СПбАППО, 2014. - С.: 72 - 75].

Указанное единение образуется в случае, если от его ощущения учащийся испытает определённое удовольствие - радость. Это ощущение известно всем, кто может по праву гордиться своими непосредственными предками и старшими братьями. Обратное ощущение испытывают те, кто вынужден стесняться памяти своих отцов или избегать своих недостойных родственников. А как страшно представить тех, кто живёт в убеждённости, что для него возможна только судьба своих предков (алкоголиков или наркоманов), сама память о которых травмирует его психику. Можно смело утверждать, что задачей предмета истории является воспитание ощущения удовольствия от единения гражданина со всей страной и нацией. Ощущения радости, что он может стать продолжением этой достойной истории.

Д.С.Лихачёв совершенно правильно утверждал, что «счастье воспитывается», к счастью патриотизма это относится в первую очередь.

Рассмотрим один эпизод отечественной истории, который проходят по программе истории отечества в седьмом классе. Это период завершения так называемого смутного времени. Какие акценты следует сделать в преподавании этого не очень длительного, но более чем просто важного многосоставного эпизода исторического процесса?

В первую очередь следует отменить мнимую спонтанность, которую по сути можно приравнять к случайности, возникновения народного ополчения для освобождения Москвы. И здесь не только предыстория возникновения ополчения в первом сопротивлении, которое было оказано в слободах под предводительством князя Пожарского, но и грамоты-воззвания к русским городам патриарха Ермогена, заключённого польскими приверженцами в темнице.

Ведь пламенная речь Кузьмы Минина была произнесена на паперти собора после того, как в нём зачитали грамоту патриарха. В этом будет продемонстрированно настоящее единство народа (которое сегодня официально празднуется): духовенства, военной аристократии, представителем которой был князь Дмитрий Пожарский, и лучших представителей простого народа, ведь Кузьма Минин, был избран земским старостой, следовательно, пользовался уважением и до начала освободительного похода.

Преподаваемая таким подходом история представляет русский народ по настоящему единым, а отщепенцев продавшихся полякам, или поддержавшим второго лже-Дмитрия, однозначными предателями, ищущими своей выгоды и получающими по справедливости от истории.

Важно описать не просто героическую, но удивительную и чудесную оборону Пскова, о которой сами поляки говорили, что место то ли заколдованное, то ли святое, поскольку по всем параметрам после пролома в стенах город должен был пасть, но этого не произошло. Захватчики врывались на развалины стен, а дальше двигаться не могли. Ещё более героически-чудесная оборона Троице-Сергиевой Лавры, связанная и с явлениями Преподобного Сергия Радонежского на стенах, и неиссякаемыми запасами продовольствия в весьма малых кладовых лавры. И наконец, удивительный знак, связанный со смертью истинного патриота России патриарха Ермогена, многократно отказывавшегося послать грамоту для остановки движения ополчения идущего на Москву, но, напротив, через тайных приверженцев посылавшего благословения ополченцам, и уморенного в темнице. Известно, что сырой овёс, которым его кормили последние недели заключения, при его кончине пророс в длинные зелёные побеги на каменном полу, где упало тело патриарха, что было истолковано как символ перехода в жизнь вечную из жизни временной.

Подробное знакомство с данными историческими эпизодами переводит в сознании учащегося название «Святая Русь» из условного словосочетания в исторически обоснованный объективный критерий Российского государства.

Не нужно в пику юридической государственной светскости пытаться избегать в своей истории событий, отмеченных феноменами, не вписывающимися в материалистический подход. Поскольку во многом именно на таких событиях обретает опору религиозная духовность народа. Когда же такие события обретают и патриотический уклон они особо важны. Так, например, во Франции совершенно не стесняются чудес, связанных с Жанной Д'Арк.

Перейдём к курсу дисциплины художественной литературы. То, что подростки ищут в художественной литературе примеры для подражания общеизвестно и каждым на себе испытанно. Однако, каких же героев предлагает юному читателю курс художественной литературы в эти годы обучения в школе? Кто герои книг, изучаемых и разбираемых по предмету в это время? Нас интересует в первую очередь программа отечественной литературы, так как она формирует представление у учащегося об окружающем его обществе. При этом правильно будет сравнить литературных героев русского общества с героями европейской литературы, которую проходят в этот же период.

Просмотрев список литературы изучаемой с 7-го по 9-й класс можно только ужаснуться той как бы случайности появления в ней книг имеющих жизнеспособных позитивных героев. Василий Тёркин и Тарас Бульба тонут в мерзких чиновниках, обломовых, недорослях, нежизнеспособных и потому топящихся бедных Лизах и Катеринах, непонятно чего ищущих и легко причиняющих страдания женщинам Печориных и Онегиных. Следует отметить, что «чудики» Василия Шукшина и другие позитивные, но не имеющие силы воли герои, вызывающие у взрослого поколения чувство нежнейшего умиления, у подростков с их максимализмом и бинарностью восприятия вызовут только оскомину.

Неужели не понятно, что представляя наше общество в таком разрезе, мы можем воспитать к нему только отвращение?

Играя в проповедников высокоэстетической классической литературы, мы калечим подрастающее поколение, чья задача в процессе социализации преодолеть кризис пятнадцати летнего возраста и обрести внутреннюю опору.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Конечно, настоящий преподаватель литературы, учитель с большой буквы, сможет раскрыть перед учащимся глубину авторского замысла классических произведений, и учащийся увидит не просто непонятного героя, о котором неизвестно зачем и книгу писать, но весь объём авторских вложений в книгу, ценностную систему, переданную на её страницах. Но говоря о достоинствах такого педагога, нам следует признать, что ожидание, что количество таких преподавателей равно ста процентам, является совершенной утопией. И, к сожалению, во многих случаях (когда учитель ограничиться проверкой знания содержания книги, чего, кстати, достаточно для сдачи ЕГЕ )ученик окажется с книгой один на один, и составит о ней своё представление исходя из подростковых критериев, со всеми указанными в этой статье последствиями.

Подростковое сознание не ищет и не может в связи со своей спецификой искать эстетическо-интеллектуальное удовольствие от сложных тем и изящного стиля авторов, оно желает обрести внутреннюю уверенность в следовании за достойными примерами, описанными в художественной литературе. Когда же вместо опоры ему подсовывают «бездну для вглядывания», подросток просто отвернётся, а если эта бездна есть ни что иное, как история его общества - он отвернётся и от общества заодно.

Интересно, что есть много свидетельств из разных школьных библиотек, что, несмотря на то, что лётчик Мересьев сбит и выброшен не только из школьной программы, но и из рекомендаций к внеклассному чтению, книга о нём пользуется популярностью у читателей обозначенного возраста. Объяснить это можно тем, что это книга о действительно настоящем человеке в прямом смысле слова, о человеке переживающим, сомневающимся в себе, но преодолевающим все внутренние и внешние трудности и добивающимся поставленной цели.

Этот пример поиска ориентира среди отечественных примеров (а наличие подобных ориентиров есть один из важнейших компонентов патриотизма) является демонстрацией действия инстинкта самосохранения, самого глубинного из инстинктов живых существ обладающих нервной системой. У людей, обладающих свободным разумом, этот инстинкт подталкивает искать подобные опоры для обретения уверенности в жизни, смелости в поступках, без этого человек превращается в социофоба различной степени выраженности. Что, в свою очередь, показывает насколько, на каком уровне дестабилизированы личности воспитанные без патриотических ценностей. И важно отметить, что жизнь такого индивида представляет собою сплошное страдание.

Поскольку, как уже было сказано, этот же период характеризуется стремлением к самоанализу, и развитием аналитического мышления в целом, здесь будут очень полезны книги типа «Капитанской дочки», где за ширмой психологической упрощённости героя может скрываться волевая и способная на поступок личность. С другой стороны, если в программе литературы будут доминировать произведения, где чем глубже смотреть - тем отвратительнее становится, то в данном возрасте это воспитает только отторжение к аналитическому мышлению в принципе. Это можно выразить в формуле: зачем капать, если вместо клада  всегда находится что-то неприглядное.

Что касается списка разбираемой на уроках и рекомендуемой зарубежной литературы, то в ней мы найдём и мушкетёров и отважного Айвенго и ещё ряд героев, достойных подражания. Получается, курсом художественной литературы мы воспитываем прозападную ориентацию? Впрочем, Александр Дюма оставил одно произведение, которое способно вызвать гордость у русского читателя - это книга «Учитель фехтования», которой естественно нет в списках. А ведь в этой книге есть замечательнейшие тезисы воспитывающие патриотизм именно у россиянина, чего только стоит сравнение простых людей, которых видит в Петербурге главный герой француз. На их лицах он видит спокойствие и уверенность, в то время как в Париже, на большинстве лиц бедных людей написаны страдание и страх перед будущем. После этого ни мушкетёры, ни кто бы то ни было прозападной ориентации способствовать не будут.

Я не боюсь упрёков в антикультурности, поскольку исхожу не из абстрактных потребностей заставить учащегося знать (а заодно и ненавидеть предмет знания, а что будет ненавидимо вместе с предметом знания уже было сказано) определённые произведения художественной литературы, но из потребностей развивающейся психики молодого гражданина. О произведениях признанной классики, которые действительно являются шедеврами мировой литературы, но преподавание которых в школе я порицаю, следует сказать, что они были предназначены для совсем иного возраста, и цель их была часто сломать устоявшиеся негативные стереотипы читателя, но для подростка нужно созидание, поскольку ломать ещё просто не чего [подробнее об этом: Локиев А.А. Влияние художественной литературы на формирование ценностной системы личности// Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей и учебно-методических материалов. - СПб.: СПбАППО, 2010. - С.59-65].

Отдельно хочется сказать о задаче преподавании А.И.Солженицына и его книги «Архипелаг-ГУЛАГ» в старшем классе. Что следует рассказывать об этом авторе? То ли что указано в англоязычной Википедии, что он только борец с коммунистическим режимом, или о тех ценностях, о которых он говорил в своих произведениях, о которых пытался говорить на «Голосе Америки», вместо простого осуждения всего советского, и вследствие чего ему устроили «добровольное» одиночество в Вермонте. Которое после публикации «Письмо вождям Советского Союза», которое многие западные издания оценили как антидемократическое, националистическое и содержащее «опасные заблуждения», стало неизбежным. Задача учебных пособий по литературе помочь учащемуся вывести ключевые мысли его произведений, особенно «Архипелаг-ГУЛАГ», чьё простое сокращение для школьной программы, разумеется, утратило полноценность и глубину этих мыслей. Эта книга даёт возможность окончательно утвердить в человеке склонность к аналитическому осмыслению и книг, и окружающей действительности. Т.е. представляет собою завершающий этап школьного курса обучению осмыслению на примере художественной литературы начатого выше указанной «Капитанской дочкой». Это придётся на период юношеского становления системы ценностей и затвердить среди этих ценностей осмысленный подход важнейшая задача.

Завершая эту работу, необходимо уделить внимание ещё одной ситуации часто сегодня озвучиваемой. Так можно услышать о том, что как быть патриотами в стране, которая нам ни чего не даёт - при этом в первую очередь имеется ввидуквартира к совершеннолетию, но так же и другие блага цивилизации. Дальше следует - а вот если бы нам всё это давали, то уж мы тогда любили бы Родину...

Действительно сегодня есть государства, обеспечивающие своих граждан различными благами, но вспомнив о «детях богатых родителей», которые ни к чему не стремятся, считая, что у них и так всё есть, и ведут откровенно паразитический образ жизни, презирая и своё общество и государство, можно сделать вывод, что дармовые материальные блага не создают патриотического настроения. Вспомним притчу об отце, который дважды посылал своего сына заработать первую деньгу. Первый раз сына пожалела мама и дала ему денежку. Отец бросил её в огонь, а сын пассивно смотрел, как та сгорает. Отец отругал сына и снова послал его зарабатывать, когда же тот принёс честно заработанную деньгу и отец бросил её в печь, сын метнулся следом и извлёк ее, невзирая на опасность обжечься. Даровые блага приносят людям либо апатию, либо агрессию, если человек по натуре деятелен, а ему не к чему стремиться. Это то, что может быть использовано для развала государства внешним вмешательством, как произошло в Ливии. Государство должно предоставлять людям возможность реализовать себя, но эта возможность не обязательно должна быть лёгкой, в зависимости от цели, которую ставит перед собою гражданин. Нужно помнить, что чем больше берёшь, тем тяжелее идти. Главный же выход из сложностей - это не замыкаясь в эгоцентричной апатии или агрессии быть способным находить единомышленников для совместной работы, имея внутреннюю опору в соединении себя с исторической целевой трансцендентной группой. А объединяться с людьми возможно только уважая их и предполагая, что вокруг тебя, в твоём обществе и государстве, есть достойные личности, а что может быть более патриотичным чем такое убеждение.

Отметим, что с позиции психологии, государство - это распределение обязанностей между людьми, а патриотический подход - это выражение определённого доверия окружающим людям. Не всегда тем (и уж тем более не всем сразу), кто сейчас взял на себя такие обязанности, но всегда исходя из мнения, что есть люди (были в истории, и обязательно будут), которые могут нести эти обязанности. Только при таких условиях может возникнуть настоящий патриотизм.

Кроме того, любой, кто говорит о патриотизме, должен быть готов ответить на вопрос, зачем гражданину быть патриотом, и нести ответственность за привлечение или отторжение получившего ответ от патриотической направленности. Любые условные ответы, или, что ещё хуже, встречные агрессивные вопросы типа «да как вы не понимаете, что...», вызывают отторжение, во-первых, от того, кто говорит о патриотизме и от той структуры, которую он представляет, а во-вторых, - от самого патриотизма. И эту ответственность нужно очень хорошо себе представлять. Как бы парадоксально это не казалось, следует иметь чёткое представление о том, какую выгоду несёт человеку патриотизм. Собственно, этой выгоде и была посвящена данная статья.

Поэтому подводя итог, исходя из всего вышеизложенного, следует сделать вывод, что патриотизм - это не только и не столько самоцель, сколько способ создания и поддержания психологического здоровья личности и общества, и в этом его главная задача.

Система же воспитания патриотизма - это система поддерживающая заинтересованность личности во благе всего общества и наоборот, чем и обеспечивается психологическое здоровье личности и  позитивная психологическая атмосфера в обществе. Это система позволяющая преодолеть страх определённых кругов перед воспитанием ярких творческих личностей способных на поступок и склонных к глубокому осмыслению всего окружающего. Такими личностями невозможно манипулировать, но это никому и не нужно, так как ведут этих людей не иррациональные порывы, создаваемые пиар-технологиями, а чувство деятельной ответственности.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Алексеевич Локиев
Выставка ко Дню Поэзии
В Центральной библиотеке Невского района имени Леонида Соболева открыта выставка работ участников «Ассоциации визуальной поэзии»
01.04.2023
Достоевский – писатель и мыслитель ХХI века
В ПАНИ состоялась Юбилейная дискуссия, посвящённая творчеству русского гения
15.11.2021
Психология и Достоевский
Психопоэтика Фёдора Михайловича позволяет тренировать свою эмпатию – способность к сознательному сопереживанию
15.11.2021
Православная жизнь, невзирая на коронавирус
В Санкт-Петербурге проходит Православная выставка-ярмарка
24.03.2020
Все статьи Андрей Алексеевич Локиев
Последние комментарии
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.12.2024 12:48
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 12:47
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:45
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:38
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Александр Волков
28.12.2024 11:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
28.12.2024 11:30
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
28.12.2024 10:50