Если не устает главный редактор РНЛ Анатолий Дмитриевич Степанов излагать в своих статьях ложные представления о русском национализме, то я - не устану их опровергать.
Последний материал Анатолия Дмитриевича «Борьба нанайских мальчиков».
Материал, как бы, посвящен «рекламе», данной известным либералом и русофобом Познером общественной организации «Комитет 25 января». Свою очередную передачу Познер, по своей обычной привычке в конце программы говорить всякие гадости, окончил повествованием о «страшной угрозе», исходящей от «Комитета 25 января»», что-то там нёс про «черносотенцев», «Союз Михаила Архангела» и тому подобное.
В самом деле, своего рода реклама, потому как очевидно, что либералы прекрасно владеют простым методом - замалчиванием любых неугодных организаций и политиков. А тут звучат и «25 января», и фамилии Эдуарда Лимонова и Егора Просвирина. Кстати, совершенно логично, что имени самого значимого персонажа «Комитета» Игоря Стрелкова, наиболее подпадающего под понятия православного человека, имперца и русского националиста, из уст русофоба не прозвучало.
Но речь сейчас не об этом. А.Д.Степанов своим переносом акцента на проблему «опасности русского национализма» затмил заявленную тему, в некоторой степени обеспечив, таким образом, обратный эффект от смысла своей публикации.
Очевидным являются попытки подменить истинный русский национализм неким «национал-демократизмом» и придать этому уродливому понятию название «русский национализм». Под прикрытием и с подачи чистых либералов (наподобие Познера) адепты «национал-демократии» хотят приватизировать термин «национализм», как ранее пытались либералы типа Немцова и Касьянова присвоить себе понятие «правые», по сути, будучи ультра-леваками. Частично и временно им это удалось.
«Нацдем» и «специалист по национализму» Константин Крылов, являющийся ныне одним из членов «Комитета 25 января», судя по всему, до сих пор является представителем именно такого «подменного» национализма. Во всяком случае, в своей давнишней статье «Земля наша велика и обильна» (потом, вроде, и до книги он эту статью расширил) Крылов успешно смешал в одну кучу, как он выразился, «националистов вообще» и «национал-демократов» и пытался отнять у русских националистов имперскость. Пытался донести до благодарных читателей, что, мол, все «националисты» не отдают первостепенного значения вопросу территориального единства своей страны, а все «государственники» (в его терминах - «охранители», «патриоты», «крепкие государственники») в той или иной степени равнодушны к своему народу.
На самом же деле: не всякий государственник является националистом, но всякий истинный русский националист является обязательно государственником. Настоящие русские националисты являются и православными, и державниками, и «имперцами». Да и монархистами, кстати, тоже.
Ну, с Крыловым всё ясно. Но почему мы должны принимать «систему координат», которую так по топорному грубо подбрасывают чистые либералы и «нацдемы» в этой давно ведущейся войне смыслов? Зачем нам, да еще по собственной инициативе, отступать в русском понимании положения вещей? В одном отступим, согласимся, в другом, третьем...
Зачем руководителю «Русского Собрания» и главному редактору РНЛ вторить дискредитирующим измышлениям?
Что пишет вновь А.Д.Степанов?
«Если бы г-н Познер, как и г-н Калашников, хотя бы немножко получше знали историю родной страны, историю революции начала ХХ века, то отдавали бы себе отчёт в том, что чёрная сотня - это монархисты, т.е. политические правые. И уж если с кем идейно связывать «Комитет 25 января», так не с ними, а с русскими националистами, которые не только не были черносотенцами, но и порой враждовали с ними».
Как-то не совсем логично переводятся стрелки с «черносотенцев» на «русских националистов». Здесь бы просто защитить понятие «черносотенец», а не добавлять «масла в огонь».
И далее: «Националисты для либералов - понятный и легкий противник в идеологической сфере. Вот с традиционалистами, с настоящими русскими правыми либералам не справиться в идеологической сфере. Поскольку за ними мощная традиция русской национальной политической мысли от славянофилов...».
Противоречия и некоторую «враждебность» всегда можно найти в стане исторических черносотенцев (так же как и любой политической силы) по многим вопросам, далеко не только по проблеме «национализма». Да были чистые националисты, не относящиеся к черносотенцам, но черносотенцы, можно с достаточной степенью утверждения говорить, все были русскими националистами, хотя бы исходя из того, что прекрасно понимали и отстаивали роль и значение русского народа. Крайняя составляющая в уваровской триаде «Православие, Самодержавие, Народность» относится как раз к понятию русского национализма. Русский национализм, таким образом, идеологическая основа одной из трёх составляющих (Народность), определяющих всю суть русской идеи.
Вредно разделять понятие «традиционалисты» и «русские националисты», как это делается А.Д.Степановым, потому как это есть одно. Не стоит уподобляться Крылову, разъединяя понятия. Также вредно противопоставлять понятия «русский патриот» и «русский националист». Патриотизм - чувство к Родине, национализм - к народу. Без любви к своему народу патриотизм можно понимать (а некоторые так и делают) как чувство гордости за масштабность территории, делая акцент на «родных просторах», подспудно имея в виду, что вопрос о народе малоинтересен, и спокойно взирать на геноцид русского народа. Русский патриотизм и русский национализм - однопорядковые вещи, имеющие разные акценты и дополняющие друг друга. И сложно сказать, какое из этих понятий значимее. Русский национализм стоит на страже интереса русского народа, носителя Православия для всех остальных народов мира. И русский национализм защищает русский народ не за счет интересов других народов и не навязывает им своих ценностей, но не допускает попрания прав государствообразующего народа в интересах, кстати, и самих малых народов.
Итак, русские традиционалисты (русские консерваторы) - православные, монархисты, русские патриоты и националисты, правые, имперцы и государственники.
Что ещё вновь и вновь, теперь уже в качестве «исторического примера» повторяет главный редактор РНЛ, придавая русскому национализму смысл западнического национализма?
«Неслучайно, один из лидеров националистов Василий Шульгин вместе с лидером либералов октябристом Александром Гучковым поехали принимать отречение у Государя Николая II».
В августе 1915 года В.В.Шульгин вышел из фракции националистов в Государственной Думе и вступил в союз с либералами, фактически не являясь уже ни националистом, ни черносотенцем. Сблизившись с ультра-либералами, превратился сам по сути в либерала, «прогрессивиста», демонстрируя при этом самого низкого уровня конформизм. А потому, Шульгин «вместе с лидером либералов октябристом Александром Гучковым» принимал отречение Государя не в статусе «националиста», но в статусе либерала и конформиста.
«Националисты для либералов - понятный и легкий противник в идеологической сфере. Вот с традиционалистами, с настоящими русскими правыми либералам не справиться в идеологической сфере. Поскольку за ними мощная традиция русской национальной политической мысли от славянофилов (а то и от митрополита Киевского Илариона с преподобным Нестором-летописцем) до А.С. Панарина».
Да не «националисты», а «нацдемы» или псевдонационалисты. А русский национализм - одно из составляющих славянофильства. Митрополит Иларион? Правильно. Читайте внимательно, во второй половине «Слова о законе и благодати» - о русском народе.
На некоторые иные вопросы, относящиеся к «русскому национализму» я уже неоднократно высказывался.
Например, заметка ещё 2011 года.
Себя повторять нескромно, да и совсем не авторитетно для взыскательной аудитории.
Потому подкреплюсь относительно недавней статьей К.Ю.Душенова «Политические русские или два русских национализма».
Цитирую, с моей точки зрения, основные мысли Константина Душенова по рассматриваемой здесь проблематике.
«Казалось бы, в последнее время... звучат слова о Русском мире, о необходимости защиты русского народа... Но на самом деле все далеко не так... Для подавляющего большинства нашей элиты, эта спекуляция на русском вопросе является чисто формальной... Просто эти люди ради сохранения своих постов и денег готовы быть и фашистами, и коммунистами, и либералами, и «русскими националистами»... Такая же картина и в СМИ... Зачастую СМИ пытаются осветить русскую проблему, показывая сюжеты о так называемых «русских националистах». Но тут есть свои «подводные камни»».
Обратите внимание на справедливо употребляемое Душеновым словосочетание - «так называемые». Именно, «так называемые» или самоназванные «русские националисты».
«Есть традиционные русские националисты, мировоззрение которых коренится еще в черносотенном движении. Именно черносотенцы были опорой русского монархического православного национализма, который, в свою очередь, был фундаментом для борьбы со смутой... Русский православный национализм - это национализм имперский... Более того, в своем эсхатологическом проявлении (последние времена перед кончиной мира) русский национализм предполагает, что возрожденное русское государство («Москва - Третий Рим») станет прибежищем для всех, кто не захочет покориться власти антихриста.
И есть другой «русский национализм». Это такой политический «русский национализм», который никак не связан с Православием. Это национализм европейского извода. Суть такого национализма можно описать так: «Мы - русские, поэтому давайте выгоним всех нерусских из России. У нас тут земли много, богатств много, и здесь мы построим себе такую теплую большую Швейцарию, чтобы у нас было много денег, чтобы нам было уютно и хорошо...
Необходимо быть предельно внимательными. Не всякий, кто говорит нам о русских интересах, бьет себя в грудь и рвет тельняшку на груди, реально об этих интересах радеет. Не всякий знает, в чем они вообще заключаются. И не всякий является самостоятельным действующим лицом».
Об этом и мне приходится постоянно говорить в своих материалах и комментариях к статьям некоторых «ведущих авторов».
Озабоченность К.Ю.Душенова совершенно верна. И в отличие от А.Д.Степанова здесь нет никакой мешанины в понимании русского национализма. Единственно, что я бы предложил - называть псевдо-националистов не «политическими «русскими националистами», как это сделал К.Ю.Душенов, а именем собственным: «национальные демократы» («нацдемы») или либеральные западнические националисты. И так их везде и всегда именовать. Если это нами примется как правило, то рано или поздно перенесется на более широкое информационное и смысловое пространство.
Отдельными разновидностями нацдемов являются и всякого рода «скинхеды» и неонацисты. Многие молодые люди, видя национальную несправедливость и навязчиво склоненные к скинхедству или по объективным причинам подпавшие под «обаяние» нацдемов, чуть взрослея, в массе своей, будут переходить на платформу настоящего русского национализма и патриотизма. Это окажется возможным в той степени вернее и быстрее, чем яснее будут разграничены в сознании общества понятия истинного русского национализма и «национал-демократии».
А проблема использования либералами «нацдемов» (впрочем как и радикальных коммунистов) весьма серьезная тема, но её нужно рассматривать в чистом виде, но не мешать с другими вопросами, как, например, с весьма привольным пониманием русского национализма.
И несколько цитат, тоже в подкрепление, от корифеев русской национальной мысли современности.
«До каких пор мы слово «национализм» будем употреблять в отрицательном смысле? Вяземский в 20-е годы писал: «Национализм - это народность». Что плохого в том, что я «народен»? Это достоинство моё. В начале 20-го века умные враги наши стали употреблять слово «национализм» в отрицательном смысле. И с тех пор многие люди, даже солидарные с нами, повторяют: «национализм, шовинизм». Да бросьте вы! Националист - враг всякого шовинизма. Я убежденно всегда говорю - я русский националист. Поэтому я враг всякого шовинизма, фашизма и нацизма. Я люблю свой народ. Но, если я люблю свой народ и требую уважения к нему, могу ли я относиться с презрением к любому другому народу? Нет! Вот элементарная вещь».
(Вторая часть выступлений, примерно 12-я минута).
«К 1970 году я вполне сложился как «русский националист, монархист и православный фундаменталист... Нравственное всегда национально... Я верю, что с возрождением русской идеологии (Православие - монархия - национализм) мы вернем Россию. Мы - русские! С нами - Бог».
13. Недавнее высказывание В.В.Путина о патриотизме
12. Re: Русские националисты и «нацдемы»
11. Русские националисты и «нацдемы»
10. Ответ на 6., А.В. Сошенко:
9. Ответ на 6., А.В. Сошенко:
8. Ответ на 7., Олег Владимирович Коршунов:
7. Ответ на 6., А.В. Сошенко:
6. Re: Русские националисты и «нацдемы»
5. Ответ на 1., Наблюдатель.:
4. Re: Русские националисты и «нацдемы»