itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русский национализм – идеология русского народа

В продолжение обсуждения темы о русском национализме

0
1078
Время на чтение 11 минут

Этих заметок не должно было бы быть. И их бы не было, если бы не некоторые публикации по вопросам русского национализма за последнее время уважаемых авторов «Русской народной линии».

Началось всё (во всяком случае, для меня) со статьи А.Д. Степанова «Русский национализм – могильщик России» от 18 июля сего года. Само название-то сколь страшное! Этот материал посвящен размышлению Анатолия Дмитриевича над интервью РНЛ С.М. Сергеева «Из царства всеобщего терпильства – к свободе и демократии». Анатолий Дмитриевич любезно представляет Сергея Сергеева, наравне с Константином Крыловым и Александром Севастьяновым, как «одного из главных идеологов современного русского национализма».

В отличие от Сергеева и Крылова не могу себя считать «специалистом» в вопросах национализма. Однако в отличие от «специалистов» очевидное вижу. А очевидным являются попытки подменить истинный русский национализм неким «национал-демократизмом» и придать этому уродливому понятию название «русский национализм». Адепты «национал-демократизма» хотят приватизировать термин «национализм», как это ранее сделали либералы, присвоив себе понятие «правые», по сути, будучи ультра-леваками.

Что же говорит «один из главных идеологов национализма» в своем интервью РНЛ 22 июля? Сергеев, презентуя себя сторонником «национально-демократических» взглядов, противопоставляет себя «классической «старопатриотической» имперской мысли». Вот так, походя, классику русского национализма называет «старопатриотической». Имея, наверное, в виду, что существует какой-то «новопатриотический» национализм. И вообще: может ли классика быть старой? Конечно, нет. Но это еще «цветочки».

Следующее утверждение Сергеева: «Классический русский традиционализм не может сегодня служить нам руководством к действию, это антология национальной мифологии, не более». Вот так! Оказывается, «Слово о законе и благодати» Святителя Иллариона, заветы русских старцев и священнослужителей, труды славянофилов, Ильина, Солоневича, – не основа русского национализма, а «мифология, не более».

Читаем чуть далее: «Национализм - это изначально демократическая идеология, которая возникает в Европе в конце XVIII - начале XIX века. Что касается России, то с моей точки зрения первыми последовательными националистами были либеральные демократы декабристы». Голословное и невежественное утверждение без, хотя бы, формальных подтверждений таких «выводов» А их (подтверждений) и быть не может.

Поставлено все с ног на голову. Масоны-декабристы, оказывается, – первые «националисты»! А я по своей дремучести думал, что декабристы – первые российские революционеры. Ошибался, значит.

И наконец, заявление Сергеева: «Про «русский характер» у меня есть специальная статья, где я пытаюсь доказать что «русского характера» как такового нет». Вот она квинтэссенция! Здесь Сергеев раскрывает себя как классического либерала, «демократа». Зачем Сергеев усложняет свое определение «демократ» приставкой «национал»? Это излишне.

А вот размышления Сергеева по частному вопросу. «Показательно хотя бы то, что практически никто из корифеев русской традиционалистской мысли ничего толком не написал по крестьянскому вопросу, по поводу крестьянского малоземелья», - говорит С.М. Сергеев. И рассуждает далее: «Об этом писали народники, либералы, но где мы найдем хоть строчку на сей счет, например, у Константина Леонтьева»?

А почему именно у Константина Леонтьева мы должны искать? А о трудах великого русского общественного деятеля и экономиста Сергея Федоровича Шарапова ничего не слышал Сергеев? А Дмитрий Иванович Менделеев, отмеченный не только своим гением в точных науках, но и недооцененными работами по общинному крестьянскому землевладению и артельному делу? Наконец, размышления по этому вопросу Л. А. Тихомирова. О работах этих русских мыслителей Сергеев ничего не слышал? Разве общинная форма не ответ на вопрос «малоземелья»? Русский крестьянин в то время, не смотря на демографический бум, был обеспечен во много раз большим наделом земли даже в центральной части России по сравнению с европейским крестьянином. А сама крестьянская община была образчиком настоящей демократии, демократии, которая пишется без кавычек.

Так зачем «специалисту» Сергееву нужно столь грубо лишать «национальную мысль» разработок по решению крестьянского вопроса? Лучше бы Сергеев поразмышлял, почему масонское окружение Николая II сделало все, чтобы игнорировать советы «русской мысли», принимая рекомендации «народников и либералов». Как это, кстати, похоже и на сегодняшнее время.

Правда, тут же Сергеев опровергает себя, говоря, что славянофилы «горой стояли за крестьянскую общину, препятствуя тем самым появлению слоя крестьян-собственников, на котором только и могла бы развиться подлинно национальная Россия - то, что потом понял и положил в основу своей внутренней политики Столыпин». Здесь следует признать искусность Сергеева в упоминании Столыпина, деятельность которого в целом, безусловно, была положительна для России, но ошибочна по крестьянскому вопросу.

Необходимо отметить, что интервью Сергеева появилось не само по себе, а в развитие мыслей еще одного «специалиста» русского национализма К.А. Крылова, изложенных в его статье «Земля наша велика и обильна». В этой статье Константин Крылов, во-первых, мешает в одну кучу, как он выражается, «националистов вообще» и «национал-демократов». По его замыслу, наверное, русские традиционалисты, национал-консерваторы, то есть настоящие русские националисты, должны расплакаться от умиления «единению» с либералами, то есть, национал-демократами.

Тут же Крылов пытается отнять у русских националистов имперскость. Мол, все «националисты» не отдают первостепенного значения вопросу территориального единства своей страны, а все «государственники» (в его терминах - «охранители», «патриоты», «крепкие государственники») в той или иной степени равнодушны к своему народу.

На самом же деле: не всякий государственник является националистом, но всякий истинный русский националист является обязательно государственником. Настоящие русские националисты являются и державниками, «имперцами». Да и монархистами, кстати, тоже. Последнее моё утверждение, впрочем, не лишено некоего упрощения. Но о монархизме – отдельный разговор, не в рамках обсуждаемой темы.

Что видят Сергеев и Крылов, распространяя такие свои «взгляды» на национализм? Вместо испепеляющей критики, не оставляющей камня на камне от их утверждений, появляются статьи, в которых вроде критикуется их «взгляд», но выводы делаются в развитие мыслей самих Крылова и Сергеева. Возможно, даже они сами не рассчитывали на столь «творческий» подход к их «трудам».

В этой связи вернемся к статье уважаемого Анатолия Дмитриевича Степанова.

«Русский национализм в его нынешнем виде (выделено мною) может стать только могильщиком России», - справедливо говорит А.Д. Степанов. Однако в заголовок статьи вынесены его слова без выделенного фрагмента, что в целом настраивает негативно против национализма вообще, в том числе и традиционного русского. Да и говорить, с моей точки зрения, уместнее не о «нынешнем виде» национализма, а о «преднамеренно искажённом» русском национализме. Ибо, носителей и выразителей русского традиционного национализма в нынешней России более чем предостаточно. Да и сам русский народ, несмотря на все либеральные эксперименты с ним, до сих пор глубоко национален. Во всяком случае, на генетическом уровне. И этот потенциал проснется в народе, как только в России появится настоящая мощная политическая (или общественная) сила национально-консервативной идеологии.

А.Д. Степанов соглашается с утверждением Сергеева, что национализм – чисто европейское явление, чуждое русской традиции. Более того, главный редактор РНЛ утверждает, что «национализм и либерализм – близнецы-братья». А русских патриотов, которые считают иначе, А.Д. Степанов называет «наивными».

И это утверждает человек, который ранее внес вклад в развитие национально-консервативной идеологии. Своими же публикациями и организацией, например, в 2008 году обсуждения темы «О возможностях и перспективах создания национально-консервативной партии России». Неужели Анатолия Дмитриевича так расстроило отсутствие потенциала построения такой партии именно в ближайших перспективах, что он пришел к выводу о «близнецах-братьях» и «наивных патриотах»?

Кстати, «Национально-консервативная партия России» с 2004 по 2007 годы реально существовала. Более того, была официально зарегистрирована, программа её была по настоящему националистической. Партия прекратила свое существование отнюдь не по причине девальвации истинного русского национализма, а в связи с финансовыми сложностями и давлением со стороны официальной власти.

«Хочется только добавить, что националистов роднит с большевиками не только любовь к масонам-декабристам, но и важнейшая особенность методологии мышления - любовь к абстрактному русскому человеку», - утверждает А.Д. Степанов, не видя разницы между псевдо-национализмом Сергеева и русским традиционным национализмом. Это братья Киреевские, Достоевский и Ильин «любители» масонов-декабристов? Смелое утверждение!

«Современные националисты, выставляющие себя защитниками прав русского народа, если, не дай Бог, получат власть, закончат, несомненно, уничтожением лучших представителей русского народа - прежде всего православных верующих», - еще одно утверждение А.Д. Степанова. Под «современными», наверное, он считает национал-демократов. Но, как тогда понимать именно эти слова главного редактора РНЛ современным традиционным националистам? Они же и являются одними из тех самых «лучших представителей» и «православными верующими». Они будут, по логике А.Д. Степанова, уничтожать самих себя?

«Государственное устройство России должно быть таким, чтобы русский народ был первым среди равных», - совершенно справедливо провозглашает А.Д. Степанов. Абсолютно верна его критика национал-демократов как противников сохранения залога стабильности крестьянской жизни России, крестьянской общины. Наконец А.Д. Степанов обращает внимание на главное – в «доктрине русского национализма нет места Богу». Все верно! За исключением отправного пункта – им употребляется слово «национализм», а не «псевдо-национализм». Происходит смешение понятий. И весьма серьезное.

Что же касается последних процитированных мыслей А.Д. Степанова, то это и есть тезисы истинных русских националистов.

«Здоровая идеология русского возрождения может быть основана на твердых основаниях русского бытия - Православии и Русском империализме. Все остальные идеологии - очередной соблазн, в который хотят заманить русских», - заключает А.Д. Степанов. Правильно. Но, «здоровая идеология русского возрождения» и есть идеология русского национализма.

Логическим продолжением статьи А.Д. Степанова становится материал Н.Н. Бондаренко «Будущее за делателями, или «измы» Россию не спасут», размещенный на РНЛ 22 июля этого года. В принципе, из названия все ясно. Любой «изм», в том числе и русский национальный консерватизм, – вреден для России. Утверждение столь же упрощенное, как и вредное.

По мыслям автора, «попытки патриотических сил разработать идеологическую платформу объединения – напрасная трата времени». Во-первых,- ничего разрабатывать не надо. Идеологическая платформа уже изложена в трудах классиков русского национализма. Во-вторых,- «платформа» была уже изложена в Программе Национально-консервативной партии России. Программа не безупречна, ее можно доработать, отшлифовать. Но в этой Программе мысли были изложены намного четче и всеохватнее, чем, например, в известном «Манифесте просвещенного консерватизма» Н.С. Михалкова. Если потребуется, то Программу могу предоставить (в полной редакции в Интернете её найти нельзя).

Н.Н. Бондаренко, предлагая отказаться от всяких «измов», рекомендует православным людям вступать в «патриотическую» «Единую Россию». В серьез полагая, что их там кто-то ждет. Или, думая, что православные смогут занять в правящей партии сколь-нибудь заметное место или хотя бы реализовать часть своих практических наработок. Как это наивно! Достаточно почитать, что говорил о правящих партиях и «некачественных людях», составляющих всегда большинство в таких партиях, И.А. Ильин.

В комментариях к своему материалу Н.Н. Бондаренко пишет: «Для нас, православных христиан, вся идеология состоит в выполнении заповедей Божиих, в изучении искусства спасения … Идеология здесь никакая не нужна». Звучит красиво и высоко. А на деле? Об опасности смешения церковного и светского предупреждал все тот же И.А. Ильин. Может быть, идеология для воцерковленных людей и не нужна. Но всё ли наше общество состоит из таких людей. А ведь судьба государства зависит и от невоцерковленных людей, которые могут и должны прийти в Церковь как раз через идеологию.

А 26 июля на РНЛ выходит краткий материал А.Л. Казина «Национализм европейский и русский». Что доказывает автор этой статьи? «Любой национализм – поскольку он поклоняется своей нации, а не Богу (или отождествляет их) – враждебен, в конечном счете, православному христианству». «Любой национализм»,- говорит доктор философских (!) наук. Это русский православный национализм «не поклоняется» Богу? Откуда такие поверхностные «научные» изыскания?

Русские националисты обращают внимание на то, что необходимо крепить основы русской нации, которая на сегодняшний день, является единственной хранительницей и носительницей Православия для всего человечества.

При всем уважении к А.Л. Казину, я всё же последую за Достоевским. Уж кого-кого, а Федора Михайловича в недооценке Православия обвинить нельзя. Так вот, он говорил: «Хозяин земли русской – есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус – это всё одно) – и так будет навсегда».

Иван Александрович Ильин определял национализм как любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм по Ильину есть созерцание неповторимости своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души. Русский националист, любящий свой народ, с уважением относится и к национальным чувствам, неповторимости культур других народов, способствует их сохранению и приумножению. Именно благодаря такому отношению русские люди никогда не подавляли традиции и образ жизни других народов России. Напротив, относились к национальным чувствам других народов трепетно и с глубоким пониманием.

Но такое отношение русских людей к другим народам не означает, что традиции других народов могут попирать права русского народа. В этом случае необходимо вести речь не о «традициях» малых народов России, а о превратном с их стороны понимании своих прав. «Истинный патриот вовсе не призван любить у других народов всё, но лишь то, что составляет истинный источник их величия», - еще одно утверждение И.А. Ильина.

Лев Александрович Тихомиров, рассуждая о русском народе, говорил: «Никогда, никакими благодеяниями подчиненным народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы, нельзя обеспечить единство государства, если ослабевает сила основного племени».

Тихомиров называл «политикой разрушения» действия, направленные на задабривание представителей народностей, допускающих враждебные поступки по отношению к русским.

Все это в полной мере относится к нашему времени. Если бы наше нынешнее государство следовало этим постулатам, то не было бы и самих предпосылок для множества уродливых явлений современного общества.

Этому необходимо следовать. А название идеологии – русский национализм или национальный консерватизм. Мы живем, к сожалению, в реальном, а не в идеальном пространстве, поэтому без «изма» не обойтись. Хотя бы для того, чтобы отделить себя от всякого рода либерализмов, космополитизмов, интернационализмов и иных «измов». Поэтому не надо пытаться под красивый лозунг борьбы со всякими «измами» подтачивать идейные основы русского народа.

А завершить мне хотелось бы цитатой Ф.М. Достоевского из «Дневников писателя»: «Я очень наклонен уверовать, что наш народ такая огромность, что в ней уничтожатся все новые мутные потоки, если только они откуда-нибудь выскочат и потекут. Вот на это давайте руку; давайте способствовать вместе, каждый «микроскопическим» своим действием, чтоб дело обошлось прямее и безошибочнее. … Что бы там не вышло, а ведь дело-то, под конец, наладится. Вот моя вера».

А под «мутными потоками», применительно к обсуждаемой теме, нужно понимать ошибочное и вредное смешение понятий «национализм вообще», «псевдо-национализм» в форме «национал-демократизма» и истинный русский национализм.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

34. Русский национализм – идеология русского народа

писарю-фарисею. Да, бросьте вы корчить из себя блюстителя набожности и проповедника. Все же ведь видно. Одним-двумя комментариями вы можете ввести в заблуждение. Можно подумать, что человек, мол, немного под другим углом смотрит и рассуждает. А когда ваших комментариев с десяток, то картина по вам ясной становится. Цинизм и ханжество название вашим проявлениям. Ну, фарисеи - что возьмешь!?
Брат-3 / 15.08.2011, 21:24

33. 32.Брату№3."Физика!Бойся метафизики!"(И.Ньютон)

Ув.Брат№3. Мне лично,пока, неизвестны физики,возводившие,к примеру, второй закон термодинамики в "предмет созерцания",как и этнографы,возводившие предмет своего научного интереса-народ,его традиции,культуру- в "предмет созерцания". Впрочем,национализм-учение вполне материалистического толка и как всякий материализм,ежесекундно рождает ту самую,пресловутую "мистику и поповщину",с которой если кто и боролся,так это Православная Церковь.
Писарь / 15.08.2011, 19:00

32. Русский национализм – идеология русского народа

писарю-фарисею. Ага! Еще один признак выказали, по которому можно определить фарисейство. Нарочитое спокойствие. Так сказать, прагматическое следование лжи. Не переживайте, я спокоен, потому что уверен в своей правоте. Беспокоиться нужно вам за себя. Возмущение у меня вызывает лишь сознательное и маниакальное упорство неких субъектов в следовании лжи, попытки этой ложью опорочить истинных носителей Православия. Кстати, где святые отцы говорят об истинности, скажем, законов Ньютона или периодической таблицы Менделеева. Стало быть - не верь своим глазам - законы физики и химии - ересь. Так что-ли, писарь. Вот я и говорю - чистейшей воды еретические и фарисейские приемчики.
Брат-3 / 15.08.2011, 16:49

31. 30.Брату№3.

Ув.Брат№3. Вы напрасно, вновь, ударились в "лирику",(караул-"фальсификаторы"!),к тому же сами с собой спорите,упорно впадая в искажения и упорно избегая говорить по сути. Не рвите Вы себе душу,может,не Дай Бог,плохо закончиться. Ув.Брат№3 Проблема разрашается просто. Вот чему учит Ильин-о Боге учит,православных учит,ложно учит.. "Национализм есть созерцание неповторимости своего народа перед Лицом Божиим,созерцании его души". Это ведь слова Ильина,не так-ли? Где, тому-же и так-же, учит,говоря о созерцании, Спаситель,Апостолы,Св.Отцы Православные,Вселенские Соборы,Православная Церковь, Нигде. Стало быть,что есть "учение" Ильина? Ересь,как и все его. А что призывает- Господи,Господи,так и католики и протестанты не Аллаха ведь призывают,а все одно-ересь. Не о чем говорить.
Писарь / 15.08.2011, 15:52

30. Русский национализм – идеология русского народа

Питал я надежду, что писарь запутавшийся человек. Ан, нет. Фальсификатор. Чистой воды. Узнать сие можно по "делам их", по методам "их". Пишет: "И вот эту душу Ильин предлагает возвести в предмет созерцания перед Лицом Бога,не стремиться к созерцанию Бога". Я ему указываю, что это бред. Что Ильин как раз и призывал к следованию заповедей Божиих. Ильин, говоря о созерцании народной души, и имел в виду следованию православным ценностям, которые заложены в народе. Приписывать мыслям и линии Ильина, что, мол, он призывал "не стремиться к созерцанию Бога" - сознательная подмена понятий. После этого, после сознательного искажения мыслей Ильина, писарь еще и пишет: "Либо Сошенко (т.е. автор статьи) врет,либо Ильин пишет нечто невразумительное". Ложь, и ложью погоняемая. Ложь на лжи. Как знакомы и противны эти приемчики фальсификаторов?!
Брат-3 / 15.08.2011, 14:33

29. 28.Брату№3

Ув.Брат№3. "Национализм,по Ильину, есть созерцание неповторимости своего народа перед Лицом Божиим,созерцание его души". Это цитата из статьи А.Сошенко. Одно из двух. Либо Сошенко врет,либо Ильин пишет нечто невразумительное.(бред) Впрочем,соглашусь с Вами-это бред,бред чистой воды. В том,что пишет Ильин,разобраться не так сложно,как кажется,для того,вовсе не обязательно читать "системно",понимай так,что всего Ильина,тем более Успенским Постом,эдак можно и под епитимью угодить. Ильин,ув.Брат, вмешивается в вопросы Православного Вероучения и учит о созерцании "народной души" перед Лицом Божиим. Где,когда, тому учили Пророки,Спаситель,Апостолы,Св.Отцы? Нигде и никогда. Стало-быть мы имеем дело со зловреднейшей ересью,которую,православному человеку надо обходить десятой дорогой. Вы же предлагаете противное- "изучать системно",надо полагать, вместо Св.Отец Православных. Не так ли? На все времени не хватит. Либо одно,либо другое. Ув.Брат. "В комментариях не допускается пропаганда...ересей". Давайте будем соблюдать правила. Да,совсем забыл... Если беретесь цитировать,потрудитесь это делать так,чтобы не искажать смысла цитаты,если не в состоянии-просто перепечайте абзац. В искажении все равно нет необходимости-всегда есть возможность сравнить. Только поставите себя в глупое положение. С началом Успенского Поста.
Писарь / 14.08.2011, 08:50

28. Русский национализм – идеология русского народа

До какой же степени Писарь № 27 готов все передергивать и переворачивать, лишь бы доказать свою горделивую ложь!? "Ильин предлагает возвести в предмет созерцания перед Лицом Бога,не стремиться к созерцанию Бога", - что за бред!!! Да, удосужься же, "писарь", наконец, почитать И.А. Ильина не одним-двумя абзацами, а более или менее системно. Заодно и у тебя все в голове встанет на места. А последний абзац № 27 - смесь богохульства и оскорбления религиозных и национальных чувств людей. На сим заканчиваю. А то все больше и больше это становится похожим на метание бисера... Пусть писари пишут, что им угодно.
Брат-3 / 12.08.2011, 09:46

27. 25.Роману С.

Ув.Роман С. В вопросах веры компромиссов нет. Либо все,либо ничего. Не в смысле вместить,но в смысле принятия за Абсолютную Истину. Где и кто из Св.Отец Православных пишет и призывает в созерцанию "народной души"? Православие суть Вера Осмысленная,более того-это реальная картина Мира-от Бога. В этом преимущество православного мировоззрения. Как устроен Мир? Человек,чтобы он вокруг себя не сотворил и не натворил,всегда стоит, перед Богом,лично и всегда гол,как сокол. Что в сущности есть у человека? Душа безмертная,(да и та,от Бога)но поврежденная первородным грехом. И вот эту душу Ильин предлагает возвести в предмет созерцания перед Лицом Бога,не стремиться к созерцанию Бога,как учит Православие("чистые сердцем Бога узрят"),но фактически выставить свою душу,свое "Я" перед Богом напоказ. Может еще и Богу приказать созерцать "народную душу"? На Тебе Господи,"созерцай". Безумие чистой воды. Запредельная гордыня,столь характерная для любого национализма,возводящего в культ культуру,ну и себя,заодно,объявив ее "носителем" и "владельцем".
Писарь / 11.08.2011, 15:34

26. Русский национализм – идеология русского народа

25. РоманС. О чем и речь! Более того - все помыслы И.А. Ильина о о народе, его духе, русской идее посвящены ради Веры и Господа Бога. Чтобы немного лучше понять в этом аспекте Ильина можно прочитать его посвящение сыну под названием "Поющее сердце". http://hristov.narod.ru/singheart.htm Вот как надобно писать для детей, детям, во имя воспитания детей в Вере! Да и взрослым крайне полезно почитать. Там все "по-взрослому" и для взрослых тоже. Но, разве же это писарям объяснишь!? У них какие-то свои мотивы и интересы.
Брат-3 / 11.08.2011, 13:45

25. Re: Русский национализм – идеология русского народа

Я только не пойму, почему Писарь (например) приписывает Ильину "созерцание души народа" ВМЕСТО Бога? Прочитал недавно "Орусском национализме" Ильина - ничего умаляющего Бога, веру не нашёл. Да говорит он в основном о народе, его духе, идее и т.д. Но ведь этому посвещён данный труд. Что за чушь - противопоставлять идеи Ильина Православию и Богу?
РоманС / 11.08.2011, 07:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сошенко
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Несмотря ни на что, концерт «Пикника» прошёл в Петербурге!
28.03.2024
Крокус Сити будут восстанавливать за счёт налогоплательщиков?
Агаларовы – олигархи российские, азербайджанские или еврейские?
26.03.2024
Горькие выводы по теракту в Крокус Сити
Оглушительная трагедия ещё раз оголяет ряд кричащих очевидных проблем
23.03.2024
Что сказали Путину по госнацполитике и кадровым вопросам
Центральные СМИ не в полной мере информируют о проблемных вопросах
22.03.2024
Макрон и Даванков – уровни разные, «школа» одна
Французский президент и российский «новолюдь» как боксёры
21.03.2024
Все статьи Андрей Сошенко
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59