Все, наверное, помнят резонансную аварию с участием «бриллиантового мальчика» - 18-летнего оболтуса, который, совершая опасные манёвры на своей навороченной «Феррари, устроил в конце октября прошлого года ДТП возле Крымского моста столицы... Инспектора - полицейские из 6-го СБ ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по Москве, в чьём ведении находился этот участок Садового кольца, в этой ситуации действовали оперативно: патрульный автомобиль уже через несколько минут находился на месте происшествия. Чуть позже на место прибыл и комбат - полковник полиции Константин Васюта.
Сделанный им анализ этого происшествия показал, что шедший в общем потоке на хорошей скорости спорткар в принципе ничем особенным не привлекал к себе внимания. И предотвратить ДТП силами дежурившего неподалёку экипажа патрульной машины, было маловероятно: до вылета на «встречку»,«Феррари» шла по крайней левой полосеи «вычислить» её инспектору без посторонней помощи было, сложно чисто технически, ведь не секрет, что, завидя автопатруль, многие лихачи и гонщики превращаются в ангелов и тихоходов. Вот и задумался офицер о том, как впредь можно заранее вычислять неадекватных и агрессивных «водил», создающих потенциальную угрозу для участников дорожного движения...
Разумная инициатива
Некоторые СМИ поспешили заявить потом, что Васюта де просто слизал американский опыт по использованию дорожными полицейскими «скрытых патрулей» - плохо знали они Константина Константиновича - прежде, чем слепо перенимать небесспорный во многом опыт Запада, он старается найти семена истиныв своём родномроссийском «огороде»! И находит!
Начавший службу в ГАИ образца «лихих 90-х» ушедшего века, он помнил, как ещё тогда выезжали патрульные экипажи на «гражданских» машинах, и задерживали,не ожидавших такого подвоха со стороны инспекторов,нарушителей. Никогда это в те временаэто особо никого не удивляло, не настолько пропитались тогда ещё наше «тоталитарное общество» демократическими ценностями. Так что верна поговорка, что новое - это хорошо забытое старое.
Правда, в начале миллениума, по непонятным причинам положение о скрытых патрулях было изъято из ведомственных приказов и инструкций и вернулось в них только в 2009-м, в виде наставления для ДПС, ведённого соответствующим министерским приказом. Получается, за эти несколько лет, совпавших с периодом реформирования системы МВД,столь ценный опыт так быстро утратился, что восстановить его оказалось непросто! А ведь по большому счёту ничего, кроме разумной и главное - вовремя поданной инициативы комбата-6, не мешало дорожным полицейским вернуть себе утраченный приоритет - действовать скрытно.
Три дня подчинённые полковника Васюты трудились в новом формате, нарабатывая практику скрытного патрулирования, итоги которого превзошли все ожидания! Только один экипаж за первые 4 часа работы выявил почти 30 нарушителей на дорогах. А всего за время работы эксперимента - более 320! Кроме тогобыло установлены личности нескольких находящихся в федеральном розыске граждан, задержан грабитель...Когда комбат доложил о первых результатах эксперимента наверх - своему непосредственному руководству,то инициатива получила самое широкое одобрениеу начальника столичного дорожного Главка полковника Виктора Коваленко и немедленно обрела путёвку в жизнь!
Удачная операция
Чего греха таить, о применении московскими дорожными полицейскими «секретного оружия» - скрытых патрулях, написали и рассказали практически все без исключения ведущие СМИ. Резонанс был огромный! Многомиллионная армия столичных автовладельцев, разом дрогнула и взволновалась - что теперь будет, а кто-то призадумался и отложил аварийную поездку.
Но именно этого и добивались «хитрые гибддшники»,вкупе о с руководством пресс-службы московского полицейского главка. Впору говорить об удачно спланированной проведенной операции двух служб одного ведомства, когда при минимальных затратах,одним махом резко снизить аварийность на столичных дорогах! По свидетельству самого «виновника торжества» полковника Васюты, в ноябре прошлого года в зоне ответственности его батальона количество аварий снизилась, в сравнении с тем же месяцем 2013 года, на 67%! А за весь прошлый год, во многом благодаря, опять-таки, реанимированному ноу-хау, сократилась на 24%.
Действующий порядок скрытного патрулирования предусматривает два вида деятельности: при использовании автомобиля оборудованного специальной аппаратурой и с отсутствием таковой. В первом случае находящийся за рулём инспектор сам, фиксируя нарушения, вправе принимать меры к пресечению нарушений, во втором - экипаж скрытого автопатруля действует в связке с коллегой, который дежурит на трассе и, получая информацию, задерживает нарушителей. Естественно в условиях поразившего ведомство финансового кризиса особой популярностью пользуется второй способ.
Каждый день несколько неприметных машин выезжают в город с целью пресекать нарушения, фильтровать улицы столицы. Слухи о таинственных вездесущих «летучих голландцах» - переодетых полицейских, неожиданно появляющихся, то там, то тут, наполнившие слухами московскую землю, играют только на руку инспекторам. Но наводить ужасна автовладельцев -для них вовсе не самоцель - чего бояться добропорядочным и законопослушным водителям - главное чтобы дисциплина на дорогах повысилась.
37-й и другие
Далеко не все водители отнеслись с пониманием к такой инициативе комбата. Кто-то вспоминал про пресловутый 37-й год, бредил сталинскими репрессиями. Полковник лишь посмеивается - такие обвинения он слышит не в первый раз! В подобных пристрастиях обвиняли его, когда он, в связи с 70-летием Победы вывесил на фасаде здания батальона баннер с поздравлением ветеранов войны и профилем Генералиссимуса!
Сам комбат предпочитает не останавливаться на достигнутом, прорабатывает дальнейшие способы борьбы с нарушителями в заявленном формате:
- Мы заметили, что агрессивный, хамский способ вождения - сам по себе является серьёзным показателем и может, с большой долей вероятности, говорить о причастности такого водителя к каким-либо криминальным событиям. Поэтому наши скрытые инспектора обращают в первую очередь внимание на таких водителей. Привлекают их так же те автовладельцы, которые любят скрывать номера или тонировать стёкла. Они стараются затеряться в общем потоке, слиться с ним, считая, что «против лома нет приёма», но от скрытого патруля уйти не удастся...
Кстати, гонщика с «Феррари» - Томаса Левиева, вокруг которого было сломано немало копий, Васюта, не смотря на уверения его адвокатов и высоких покровителей, пообещал познакомить с судом. И пока всё идёт к тому. Выйдя из Склифа, куда великовозрастный лоботряс угодил после аварии, он от греха подальше скрылся в Израиле, гражданином которого был. И возвращаться в Россию, где такие неуступчивые и принципиальные полицейские, пока, похоже, не спешит. А, может, и правильно? Зачем нам такие нарушители, да ещё и иностранцы?
Фото из архива батальона
Васюта и его команда |
2. Ответ на 1., Владимир Петрович:
1. Re: Против лома… есть приём