Что в осени ценно русскому человеку, кроме того, что обильно живописал Александр Сергеевич Пушкин?
У меня - личные детские воспоминания.
Вспоминается картина - перевёрнутая ванна из оцинкованной стали. Я - отрок лет шести, с отцом в дачном домике, кругом ноябрьская стылая хмарь, отец моет в снеговой шуге картошку, обтирает, закладывает в маленькую алюминиевую кастрюльку, и, хлоп её к верх дном прямо на оцинковку! А снаружи - чушечками сосновыми обложил, поджёг их... Уже через десять минут - потеплело и вкуснейше запахло печёной картошкой, которой потом и насытились, и нутро согрели.
А в Казанском крае осень - время вспоминать исторические события и особые, Казанские, церковные праздники.
15 (2) октября 1552 г - на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы - в результате ожесточённого противостояния войск Иоанна Грозного и хана Едигера Казань пала.
С этого времени Казанское Ханство перестало существовать как государство, а его территория стала частью России, и его народ тоже стал частью народа России.
Сразу после боёв всех погибших, на ком был нательный крест, схоронили в братской могиле, позднее в 1832 г на этом кургане была возведена замечательная каменная церковь , известная сейчас как Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани, освяшён он был в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Таких уникальных строений в форме военной палатки, увенчанных георгиевским воинским крестом в мире ещё только два - в Севастополе в Крыму и на Шипке в Болгарии.
Именно по причине того, что захоронение образовано после праздника Покрова, в Казани покровская родительская суббота празднуется не в ближайшую субботу накануне праздника, а в ближайшую субботу после праздника.
Во времена рассвета Российской империи место захоронения воинов Иоанна Грозного было весьма почитаемым. Здесь проводились не только регулярные церковные службы, но различные воспитательно-патриотические акции. В середине XIX века праздников сугубого поминовения осенью проводилось несколько, но главным городским праздником были «именины Казанские» - 2 октября. В это время кроме крестного хода, у храма-памятника устраивался также военный парад, где всегда присутствовал губернатор, архиерей и все уважаемые казанцы.
По завершении времён богоборческого безвременья церковные службы на Храме-памятнике - и не только поминальные в октябре - возобновились в 2000 году и с тех пор проводятся здесь регулярно.
Единственная помеха проведения служб на самом Храме-памятнике - высокая вода Куйбышевского водохранилища, по которой церковь порой оказывается на острове. В этих случаях либо требуется лодка, либо служат по близости - напротив, на берегу. Так было в октябре, в нынешнем году.
Молились на храм и на образ Спаса нерукотворного, закреплённый в ветках прибрежного куста.
И в октябре же нынешнего года состоялась и панихида по Казанцам, убиенным в первой мировой войне.
Поклонный крест - пока из сосны - был установлен ещё год назад на Арском кладбище, что в центре Казани по предложению общины старо-поморского согласия. Тогда же отслужили и две панихиды - по православному чину и по старопоморскому - древнерусским знаменным распевом. А после - и мулла, председатель центра исламской культуры «Иман» Наиль хазрат Гарипов прочёл дуа (поминальную молитву) по захороненным на кладбище умершим. Татары-мусульмане воевали плечом к плечу с русскими. Так было с присоединения Казанского ханства во все времена, и по сей день.
Старообрядцы старопоморского согласия - панихида у поклонного креста в память жертв Первой мировой войны.
Вообще, надо сказать, что Арское кладбище - кладезь истории казанского края. Вот, тоже в субботу 17 октября 2015 г. здесь служили две панихиды в память жертв расстрела демонстрации 1905 года у памятника, сохранившегося на братской могиле. На доске памятника, уже отвалившейся и прислонённой к постаменту, угадываются имена трёх похороненных. Всего же в этот день 17 октября 1905 года - ровно 110 лет назад - были расстреляны около сорока человек, а в волнениях участвовали десятки тысяч, понятно, что далеко не только бунтари-свободолюбивцы студенты и интеллигенция - а массы рядовых граждан и обывателей.
Панихида по демонстрантам, убиенным 17 октября 1905 г.
Догадывались ли эти люди, погибшие, как все тогда считали, за справедливость, что ждёт их страну последующие десятилетия? А те, кто в них стрелял и отдавал приказы - со своей стороны, наверняка, в полной уверенности, что защищают стабильность и государственные устои?
Ясное дело ни те, ни другие - не догадывались. Даже и те, кто стимулировал, провоцировал и организовывал беспорядки, даже многие, кто были авторами идейных брожений и интеллектуальных конструкций нового мироустройства - уж, во всяком случае, в своём большинстве - наверняка не давали и не могли дать адекватной оценки возможным последствиям, масштабам личных трагедий десятков миллионов судеб своей страны.
С одной стороны - народ, жаждущий справедливости, подогреваемый сторонниками решительных реформ, с другой - народ, инстинктивно не приемлющий смут, презрительно называемый в советское время черносотенцами, казаки, полиция и царские войска. Как всё это знакомо нам, свидетелям смут рубежа восьмидесятых-девяностых в СССР-России, цветных революций и кровавого Майдана!
Взятие Казани Грозным, народные возмущения и расстрелы демонстраций в 1905-м или 1917, первая мировая или другие трагические события - обо всём нужна человеческая память и церковное поминовение. И, каменный символический крест по православным, погибшим в первой мировой - нужен в нашем крае хотя бы один. Вот, после панихиды обсудили и решили собраться ближайшие недели на расширенном заседании Общества любителей Казанской старины с тем, чтобы там обсудить - каков будет этот памятник и как собрать на него народные средства.
Наконец и три года выношенную семейную задачу воплотил, наконец и я, раб Божий, грешный Михаил - отлил своими руками и установил крест на могиле отца. Волгарь, рыбак был знатный. Вот, и камень для отделки с берегов наших рек насобирал я постепенно и теперь встроил в крест и основание. Даже шлифованные кусочки кирпича красного на месте язв Спасителя, как символы невинной крови - угадываются ...
Будем поминать - и родителей, и всех!
Хоть собором, хоть малым числом, хоть в одиночку, на домашней молитве - пока живы мы русские, православные.
Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Безсмертный, помилуй нас!
В любой мороз, ветер и непогоду.
А самый великолепный и многочисленный праздником у нас - конечно завтрашняя «Казанская»! На крестный ход из храмов, что в центре, всё прибывают и прибывают стройные ряды верующих и священства... И, вот, вся многотысячная процессия с иконами, хоругвями, даже флагами, с молитвенным пением двинется по кремлю и центральным улицам Казани от Благовещенского собора Казанского кремля - к историческому месту обретения Казанской иконы Божьей Матери. Потечёт как река могучая, неиссякаемая. А мы, конечно верим - так будет здесь - до скончания веков!
Начало крестного хода в Казани 4 ноября 2014 г.
Михаил Щеглов, г. Казань, 3 ноября 2015 года