Где искать истоки пропасти между Русским Миром и Западом

0
607
Время на чтение 5 минут

Вопрос истоков той пропасти, которая отделяет нас от Запада, а точнее, которой западная цивилизация отделила себя от христианской, является крайне сложным по причине своей кажущейся простоты. Ведь известно, что труднее всего ответить на самые простые вопросы. Сложность его состоит не в том, чтобы зафиксировать эту пропасть, и даже не в том, чтобы подробно ее описать, а в том, чтобы понять ее первичные истоки. Представляется, что они сводятся к некоторым первичным идеям, которые проявили себя в первые века христианства и привели к отпадению латинства от Вселенской Церкви.

Вопрос же, каковы истоки самих этих первичных идей, вообще едва ли поддается ответу. То есть был ли уход Запада в раскол и ересь заранее предопределен или он стал следствием определенной цепи событий, ответить едва ли возможно. Нам лишь остается выявлять как можно более глубинные ПРОЯВЛЕНИЯ этого процесса, фиксируя свое внимание на, так сказать, его феноменологическом описании. В конечном счете, любое познание всегда сводится к НАЗЫВАНИЮ, описывающему изучаемый предмет. Дать точное название, вписав его в соответствующий контекст, - это и есть предел наших возможностей. И он обусловлен используемым ЯЗЫКОМ - этим пространством возможностей, в котором уже заранее заключены все возможные потенции нашего познания. Значит, первостепенное значение имеет угол зрения, поскольку он предопределяет используемый язык.

Скажем, в предыдущих статьях я попытался связать господствующие западные социологические концепты с понятиями математики и физики, в которых можно усмотреть их зачатки. Естественно, что этим дело не исчерпывается, ведь сами физические теории «растут» из еще более общих представлений. Как верно заметил Эйнштейн, вся физика зиждется на нескольких фундаментальных утверждениях, которые можно выразить словами. А выражаются они на языке богословия и философии. При этом вопрос об истоках различия в богословских построениях латинства и православия напоминает уже проблему «откуда берется начало для самого начала». Нам остается, повторюсь, фиксировать различия в предельно общем изложении, которым представляется язык богословия и философии.

Например, противостояние России и глобального Запада по вопросу государственного суверенитета как такового, который Запад стремится стереть, а Россия сохранить, вполне может быть выражен в духе богословского представления об отношении личности (лица, ипостаси) к естеству. Ведь в латинстве со времени введения догмата об исхождении Святого Духа «от Отца и Сына» ипостась стала мыслиться как некоторое внутрисущностное соотношение. Это весьма рельефно проявляется, например, в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. То есть абсолют лица, не сводящегося к чему бы то ни было, был подорван, и оно стало просто функцией естества.

Перенося это представление на глобальный уровень, государства являются своего рода лицами общего естества - человечества в целом. Я не претендую здесь на точность и тем более законченность формулировок, а лишь обращаю внимание на проблему. Запад, продвигая свою идею об устаревании суверенитета в условиях глобального мира, отстаивает свое представление о подчиненности лиц-государств общему естеству - «глобальному миру», в интересах которого можно потеснить и его государства-ипостаси. А точнее, растворить их в глобальном бульоне. То есть обезличить. Этот пример иллюстрирует, что и в современной геополитической борьбе проявляются богословские и философские представления, которые, казалось, давно забыты. Поэтому они заслуживают самого пристального внимания.  

В своей работе Андрей Фурсов написал по этому поводу: «Необходима полная и тщательная ревизия европейской мысли, и начиная не с Просвещения - мелко плавают те, кто предлагает лишь это, - а намного раньше. Христианство и античная философия - вот «дно», достигнув которого и от которого оттолкнувшись, нужно не просто переосмысливать, а, зная исторический результат 25 веков развития европейского, 20 веков христианского и 5 веков капиталистического исторических субъектов, осмысливать заново проделанный путь и создавать новую интеллектуально-смысловую систему, отбирая то, что годится из различных европейских традиций, включая марксистскую. Пожалуй, так можно выйти из социокультурного тупика, только так можно не позволить поглотить себя водовороту уходящего капитализма и не сгинуть вместе с ним».

Что касается античной философии, то все святые отцы в полной мере использовали ее фундамент. По всей видимости, в трудах восточных и западных отцов Церкви изначально сложилась несколько различная духовная направленность. Естественно, огромную роль в этом сыграло разделение Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. от Р.Х. и падение затем Рима, в результате чего на Западе на несколько веков была прервана имперская государственность. А вот на Востоке она сохранилась в полной мере. Поэтому к тому времени, когда Карл Великий объявил себя «императором», а свои территории - «империей», преемственность христианской имперской государственности на Западе была необратимо забыта, а новая сложиться уже не могла. Та, которая сложилась, изначально апеллировала ко лжи.

Это касается и самого прихода к власти Каролингов, которые стоят у истоков современной западной цивилизации. Ибо, начиная с Карла, преемственность в истории Запада прослеживается уже непрерывно. Отец Карла Пипин Короткий, будучи майордомом франков, сверг последнего меровингского короля Хильдерика III и сам стал королем франков. И этот прием родимым пятном лежит на всей истории Запада. Но важно, что согласие на это Пипин получил от папы Захария, который был за то, чтобы королевский титул принадлежал тому, кто имеет реальную власть, а не представителю династии. Можно не сомневаться, каким путем майордом Пипин сосредоточил в своих руках фактическую власть, которой оправдался в захвате и юридической власти. Это путь диккенсовского Урии Хипа. Таким образом, у начала династии Каролингов стоит сговор папы и самозванца Пипина, который отблагодарил папу созданием Папской области. То есть папа, который должен был быть столпом христианской веры на Западе, пошел на подлость и вероломство, пав перед соблазном увеличить свою власть.

Вообще вопрос власти на Западе всегда рассматривался прежде всего в смысле собственности, которой безнадежно испорчен западный человек. Очевидно, что свою роль в этом малая сыграла территория, на которой развивалась западная цивилизация, с трех сторон окруженная морями и океанами, а с востока - неизвестными народами. Возможно, что именно по этой причине западный ум всегда был направлен прежде всего на практическое применение знаний, и любая теория рассматривалась именно в контексте того, можно ли извлечь из нее выгоду и прибыль. Это прекрасно видно и на примере науки последних веков, и на примере технической оснащенности повседневного быта. Западный человек видит в технике свою судьбу. Причем и фундаментальные естественные науки являются для него прежде всего техникой: математика - техникой вычислений (поэтому Запад так преуспел в создании численных методов, широко и пользуемых в компьютерных технологиях), физика - техникой конструирования (поэтому Запад так преуспел в создании множества приборов), и т.д. Да и гуманитарные науки (психология, история, социология) используются прежде всего для управления людьми, а не познания мира.

Само знание для Запада есть власть, и именно так оно по преимуществу рассматривается. Причем тяга к власти обусловила тягу к знанию, очень рано превзошедшую веру. Западный человек стал верить прежде всего в себя и силу своего разума. Поэтому, конечно, введение Декартом понятия субъекта просто подытожило предыдущий опыт. Выражаясь современным языком, оно легитимизировало отпадение от Бога, и дальнейшая легализация этого факта стала делом времени.

Поскольку в одной статье невозможно хотя бы кратко осветить такой важнейший вопрос, завершу высказыванием, что здесь нельзя препятствовать развитию объясняющих концептов и удовлетворяться имеющимися. Мы живем в то время, когда обнажаются самые основы эпохи. И тот, кто выполнит их ревизию наиболее полно и глубоко, получит неоспоримое преимущество. Тем более, что речь сегодня фактически идет о праве на наше существование.

Евгений Чернышёв, Донецк

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. опрометчиво

опрометчиво отказывать цивилизации в Христе и мнить себя как фарисей в храме - праведным, при том что даже беглое сравнение нескольких факторов говорит об обратном. Неотапливаемые районные больницы в глубинках, погорелые края куда не доехал хоть бы один из гумконвоев, самоубийцы онкобольные, выбрасывающиеся из окон в столице, за неимением лекарств и ухода, потому что видите ли оптимизация здравохранения грянула - все подобное ложится тяжелым грузом на чашу весов сравнения, Уж лучше помолчать и посыпать голову пеплом, дабы не навлечь гнев Божий за заносчивость и гордыню.
veselovsky / 21.10.2015, 09:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Чернышев
«Счастье – это когда в подвале есть вода»
Самый характерный образ дончанина – человек, идущий по улице с несколькими пластиковыми бутылями
08.08.2022
Приватизация информации и «цифровой плебс»
Вопрос сохранения духовной субъектности человека является и вопросом выживания человека как биологического вида
29.03.2021
Матерям – капитал, отцам – закон о «семейном насилии»?
Идеология извращений и агрессивного феминизма эксплуатирует образ угнетенной женщины с целью уничтожения семьи
04.05.2020
Скромная семья – счастливая Россия
Почему люди жалуются на жизнь, на страну, на власть – на что угодно, только не на свои непомерные амбиции
20.05.2019
Все статьи Евгений Александрович Чернышев
Последние комментарии
Отказ от рождения детей является массовым
Новый комментарий от Русский человек
10.10.2024 15:30
Самара – город шишиг и кикимор?
Новый комментарий от Андрей Карпов
10.10.2024 14:44
«Слишком высока цена ошибки»
Новый комментарий от Александр А.Б.
10.10.2024 13:42
Эстонские политики – самоубийцы
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.10.2024 13:01
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.10.2024 13:01
О дарвинизме и эволюционной теории в школе
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.10.2024 12:43
Кибермошенничество есть наказание за отказ от личного общения
Новый комментарий от Андрей Карпов
10.10.2024 08:35