itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Активизация импорта вместо импортозамещения: легкая промышленность на условиях ВТО

0
649
Время на чтение 8 минут

От редакции: Нельзя не согласиться с автором статьи в том, что дорогой кредит душит отечественные предприятия легкой промышленности. Центробанк разбивает все благие намерения правительства проводить политику импортозамещения.

Однако некоторые выводы автора представляются нам излишне категоричными и несоответствующими реальности. В частности, вывод об ошибочности вступления в ВТО. Сейчас мы можем себе представить, что странам Запада было бы значительно легче изолировать Россию, если бы мы не были членом ВТО. Сегодня мы можем по достоинству оценить правильность политики Путина и слабость его патриотических критиков, криком кричавщих, что вступление России в ВТО приведет к гибели страны. Они оказались плохими пророками, а реализация их предложений по блокированию вступления в ВТО привела бы сегодня к тому, что западные санкции легли бы куда большим бременем на нашу экономику.

Никакого улучшения. За последние два с половиной десятилетия объемы производства в России всех видов товаров текстильной и легкой промышленности (нити, ткани, одежда, обувь, трикотажные изделия, тканые и нетканые материалы и др.) сократились в разы. За это время отрасль буквально развалилась, а если точнее, то ее целенаправленно развалили всевозможными рыночными «реформами» и неолиберальными «преобразованиями». И развалили так основательно, что в современном российском легпроме до сих пор продолжается тяжелейший кризис. Это не секрет - об этом неоднократно заявлялось и на местах, и на федеральном уровне. Но, несмотря на многочисленные громогласные заявления, никаких улучшений, никаких значительных позитивных подвижек у российских прядильщиков, ткачей, швейников и обувщиков так до сих пор и не наметилось, никаких существенных изменений в их деятельности так до сих пор и не произошло.

За все эти годы в России было «успешно» ликвидировано несколько тысяч текстильных, швейных, обувных и других отраслевых предприятий, ранее эффективно и продуктивно работавших на благо своей страны и своего народа. Легкая промышленность, как мощная и рационально структурированная производственно-экономическая система, успешно и результативно занимавшаяся разнообразным материальным производством, создававшая для граждан необходимые объемы качественных отечественных товаров народного потребления, вносившая более чем серьезный вклад в формирование валового продукта страны, обеспечивавшая общество стабильными рабочими местами, гарантировавшая внушительную социальную поддержкую своим работникам и их семьям, на сегодняшний день попросту перестала существовать. Легпром окончательно рассыпался на целый ряд псевдосамостоятельных, ничего серьезного и вразумительного из себя не представляющих и маловлиятельных элементов хаотичного либерально-рыночного бизнеса. За крайне редким, разумеется, исключением.

Предпринимаемые и не предпринимаемые правительственные меры никаких серьезных позитивных изменений не приносили и до сих пор, что вполне очевидно, не приносят. Хотя, объективности ради следует отметить, что прорывные и развивательные декларации в верхних эшелонах власти иногда озвучивались и презентовались. Даже незначительные государственные финансовые средства на эти цели выделялись. Но они всегда оставались той малой каплей в пучине огромного производственно-коммерческого океана, которая не спасала и не помогала. Помощь эта никакого влияния на процессы решающего развития отрасли в конечном итоге не оказывала, но всегда где-то бесследно оседала или растворялась. Разве что коммерческие банки могли бы быть благодарными за предоставлявшиеся текстильщикам субсидии. Ведь именно банковский финансово-кредитный бизнес осваивал и перераспределял эти средства, зарабатывал на них свой немалый процент. Правительство, по сути дела, в значительно большей степени оказывало содействие частным банкирам в продвижении на рынок их коммерческих кредитных услуг, нежели помогало закабаленным многострадальцам реального сектора экономики. Все эти правительственные меры по так называемой поддержке производителей оказались бездейственными для последних, и это давно следует признать самим инициаторам и разработчикам таких программ. Сколько драгоценного времени было потрачено впустую!

Следует напомнить, что еще начиная с 2008 года в самых верхних эшелонах российской власти периодически провозглашалась необходимость срочного возрождения российской текстильной и легкой промышленности. На сей счет были замечены даже неоднократные личные инициативы президента и премьер-министра страны. Но, все они, к великому сожалению, в итоге заканчивались абсолютно ничем.

Факт остается фактом: российский легпром по-прежнему продолжает технологически, технически и экономически деградировать. А в это же время отечественный потребительский рынок все активнее и активнее заполняется импортными товарами. И все это безобразие происходит даже при том, что уже полтора года беспрестанно звучат громкие правительственные телезаверения об «успехах» в сфере импортозамещения.

Увы, но в легкой промышленности до сих пор нет ни прорывных начинаний, ни планового стратегического развития, ни адекватной государственной поддержки, ни давно ожидаемого реального импортозамещения.

Ко всему прочему, начиная с 2012 года российский легпром живет, работает и борется за свое существование на абсолютно неприемлемых для себя условиях Всемирной торговой организации. Давно следует откровенно признать, что вхождение в эту внешнеторговую наднациональную структуру российским текстильщикам, швейникам, кожевенникам и обувщикам ничего полезного не принесло, и, разумеется, ничего хорошего в дальнейшем не принесет. Россия в этой совершенно невыгодной для себя транснациональной игре, попросту говоря, стабильно отступает, поэтапно сдает свои позиции и рынки, рушит и без того слабый и слишком уязвимый от внешних приказов и причуд реальный сектор собственной экономики.

В качестве наглядного примера следует привести ситуацию, сложившуюся в текстильной и легкой промышленности в текущем году. Так, по итогам первого квартала, падение объемов промышленного производства было отмечено практически во всех подотраслях российского легпрома. В частности, в текстильной и кожевенной - приблизительно на 6%, в обувной и швейной - на 19% и 32% соответственно.

Никаких переломных позитивных изменений не произошло и во втором квартале. За первое полугодие резко сократились объемы производства практически всех предприятий отрасли. Особенно значительно сократилось за этот период производство трикотажных изделий - на 33,1%, а производство обуви снизилось на 19,3%.

Новые кабальные обязательства. Объемы производства товаров отечественной легкой промышленности стабильно продолжают падать, и радикальных положительных изменений во второй половине текущего года уже не произойдет. Все больше и больше усиливается зависимость российского потребительского рынка от зарубежных товаров. Согласно отчетной информации Федеральной таможенной службы, в июне 2015 года импорт текстильных изделий и обуви в Российскую Федерацию из стран дальнего зарубежья вырос на 27,5 % и достиг 696 миллионов долларов.

К тому же на российский легпром надвигается очередная волна дополнительных трудностей и более чем серьезных испытаний. Дело в том, что начиная с 1 сентября 2015 года, в соответствии с ранее взятыми на себя обязательствами перед ВТО, Россия должна будет снизить свои импортные пошлины на 3808 товарных позиций единого таможенного тарифа. Такое решение приняла в свое время профильная подкомиссия Министерства экономического развития РФ под председательством министра А. В. Улюкаева. В данном конкретном случае серьезной рыночной либерализации были подвержены таможенные тарифы на продукцию агропрома, машиностроения, металлургии и других значимых для экономики производственных отраслей. В новом тарифном списке находятся также более 300 товарных позиций и по легкой промышленности.

Удивительно, но российские правительственные чиновники утверждают, что такие таможенные меры были приняты ради стимулирования экономического роста, поддержки отдельных отраслей экономики и снижения стоимости продукции на внутреннем рынке.

Совершенно очевидно, что никакого стимула к развитию отечественной легкой промышленности эти рыночно-либеральные меры не дадут. Такая чиновничья констатация пусть останется для наивных соглашателей. Все наоборот, эти меры дополнительно ударят по отечественному производителю, на долгие годы оставленному без плановых программ развития, без современных технологий и оборудования, без инвестиций и доступных кредитов, без внутренних и внешних рынков сбыта. Новые таможенные тарифы еще шире распахнут ворота нескончаемому потоку зарубежного сырья и готовых товаров на российский рынок. Для того, чтобы это понять, следует внимательно взглянуть на перечень позиций, подвергающихся таможенному облегчению.

Новые ставки ввозных пошлин будут введены на некоторые виды волокон, нитей и тканей. Они будут снижены в среднем на 5-10% . По этим позициям, что называется, еще можно было бы вести уточнительную дискуссию. Хотя, по многим российским производителям волокон и нитей это ударит довольно сильно - на внутренний рынок пойдет еще более дешевый зарубежный товар. Отечественному производителю текстильного сырья, работающему на кабальных кредитных ставках, даже сегодня не всегда удается выходить на уровень рентабельности. А с сентября стоимость сырьевых текстильных товаров и полуфабрикатов, предлагаемых зарубежными конкурентами на российском внутреннем рынке, станет еще ниже.

Российские прядильщики, как прямые потребители и переработчики волокна, будут еще активнее переходить на волокно зарубежное. Они просто вынуждены будут это делать, чтобы выжить. Российские ткачи, как прямые потребители и переработчики изготовленных из волокна нитей, в этой ситуации будут переходить на зарубежные нити, или на отечественные нити, изготовленные из импортного волокна.

Швейные предприятия, борясь за свое элементарное выживание, будут вынуждены закупать зарубежные ткани, или, в конце концов, приобретать российские ткани, выработанные из импортного сырья. В любом технологическом звене, как не крути, обязательно появится импортная составляющая. И условия ВТО этому всячески способствуют.

Весь этот хитрый внешнеторговый алгоритм будет добивать и уничтожать отечественную легкую промышленность. В Россию, уже сейчас сполна заваленную зарубежным текстильным ширпотребом, хлынет новый, еще более мощный поток аналогичных товаров. Именно для этого в настоящее время так усердно расчищаются российские потребительско-рыночные сегменты, а настоящая либерализация таможенных тарифов - это один из инструментов для реализации ранее задуманного и запланированного. Цель: полная деиндустриализация России и тотальный захват российского рынка.

Самое прискорбное, что с сентября месяца таможенные тарифы будут снижены не только на сырье и полуфабрикаты, но даже на готовую одежду. Так, с 20 % на 15% будут снижены ставки на ввоз в Россию головных уборов, пальто, плащей, курток, костюмов, блузок, нижнего белья.

Ни о каком импортозамещении на таких, мягко говоря, уступчивых торговых условиях не может быть и речи. Наоборот, в ближайшее время, как результат сотрудничества с ВТО, произойдет полная импортозависимость от зарубежных производителей тканей, трикотажных полотен, готовой одежды, обуви и многого-многого другого, а это - прямой путь к уничтожению отечественного легпрома.

По детской одежде условия ввоза будут теперь носить почти символический характер. Вместо нынешней 20 % импортной ставки с сентября месяца будет введена новая - 1,3 евро/кг. По обуви предыдущая ставка будет радикально изменена с 2 евро/пара до 1,25 евро/пара, то есть снижена почти в два раза.

Совершенно очевидно, что никакой экономической пользы российским предприятиям текстильной и легкой промышленности от одностороннего послушания в рамках таможенной политики ВТО ждать не приходится и не придется. Очередное снижение ставок ввозных таможенных пошлин приведет местных производителей лишь к прямым потерям. Отрасль может не выдержать такого внешнеторгового товарно-сырьевого давления. И самые тяжелые испытания - не за горами. Для промышленников они самым реальным образом начнутся уже с осени этого года. По некоторым данным, из-за введения новых импортных тарифов уже в текущем году прямые потери для отрасли могут составить более 25 миллиардов рублей. В следующем году эти потери будут еще выше. А зарубежные производственные и торговые компании получат значительные преференции для успешной работы на российском рынке.

Андрей Александрович Лукьянчиков, доктор инженерных наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2., рудовский:

Китай Китаем... есть еще Индия, Вьетнам, Бангладеш, Пакистан...

Себестоимость продукции в этих странах выше, чем в Китае. С учетом стоимости перевозки да при дешевом рубле мы вполне можем конкурировать с ними. Опасность представляет именно Китай. По крайней мере смерть текстильной промышленности в Иванове прямо увязывали с наплывом китайского ширпотреба.
Андрей Карпов / 04.09.2015, 11:48

2. Re: Активизация импорта вместо импортозамещения: легкая промышленность на условиях ВТО

Сегодня мы можем по достоинству оценить правильность политики Путина и слабость его патриотических критиков, криком кричавщих, что вступление России в ВТО приведет к гибели страны. (с) Странно. Я в свое время не возражал против ВТО и спорил с добрым десятком авторов и комментаторов тут, на РНЛ. Однако меня подвергали жесткой обструкции, называли западно-либеральным агентом и все такое. А тут вдруг выясняется... *** Андрей Карпов Китай Китаем... есть еще Индия, Вьетнам, Бангладеш, Пакистан...
рудовский / 04.09.2015, 10:36

1. Re: Активизация импорта вместо импортозамещения: легкая промышленность на условиях ВТО

Легкая промышленность просто не выдержала ценовой конкуренции с китайским ширпотребом. Только-только появляются условия для возрождения легкой промышленности. И ключевым условием является рост оплаты труда в Китае. Китай подходит к исчерпанию дешевой рабочей силы (ресурсом таковой было сельское, традиционно нищее и бесправное население). Китай пытается продлить свои конкурентные преимущества за счет девальвации юаня, но всё равно горизонт уже просматривается. Именно поэтому на рынках появляются товары легкой промышленности отечественного производства. ВТО в этом вопросе большой угрозы не представляет. Опаснее, скорее, тенденция перехода в торговле с Китаем на национальные валюты, так как сниженный курс рубля в этом случае нас защитит от Запада, но не от Китая.
Андрей Карпов / 04.09.2015, 09:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Лукьянчиков
Все статьи Андрей Лукьянчиков
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06