Евроскептицизм в современной Европе

Предлагаемая статья посвящена краткому рассмотрению определения, источников и основных концепций евроскептицизма

Евроскептицизм в Западной Европе представляет собой сложное многогранное явление. Он появился в Великобритании, что неудивительно, поскольку идеи независимости островного государства традиционно имеют сильные позиции в обществе этой страны. Впервые термин был использован 11 ноября 1985 г. в одной из статей в британской газете «Times». Применив это понятие, журналист обозначил «скептическое отношение к Европейскому союзу и его политике, которое выглядело бы более гибким, чем еврофобия или антиевропеизм».[1] Однако широкую известность этот термин получил лишь после знаменитой речи М.Тэтчер в Брюгге от 20 сентября 1988 г., посвященной месту Великобритании в Европе. Британский премьер-министр выразила обеспокоенность доминированием Брюсселя в европейском сверх-государстве.[2]

Евроскептицизм - это многослойный феномен; это касается как причин его возникновения, и так и его проявлений. В первых исследованиях евроскептицизм определялся лишь как недостаточная поддержка дальнейшему процессу европейской интеграции.[3] В рамках академического дискурса важную роль сыграл британский учёный П.Таггарт, чьи работы стали прорывом в области изучения евроскептицизма. В одной из первых публикаций по этой теме политолог дал содержательное определение этому понятию: «Евроскептицизм выражает идею случайной или системной, а также полной или неполной оппозиции процессу европейской интеграции. <... > Евроскептицизм охватывает тех, кто стоит вне сложившегося статус-кво. <... > Все оппоненты ЕС являются, по меньшей мере, скептиками, но не все скептики являются оппонентами».[4]

Евроскептицизм - это широкое понятие, охватывающее весь спектр самых разных позиций по данному вопросу. Учитывая то обстоятельство, что партии различных идеологических взглядов могут занимать похожие, а иногда совпадающие позиции, необходимо назвать четыре основополагающих источника евроскептицизма. Первым из них является недостаточная демократичность руководящих органов ЕС.[5] В данном случае речь идёт о косвенной легитимность Европейской комиссии, избираемой без участия населения. Второй источник связан с пониманием государственного суверенитета. В европейских академических и политических кругах ведутся дискуссии относительно распределения полномочий между Европейским Союзом, т.е. Брюсселем, и странами-членами. Передача части полномочий в наднациональные органы часто воспринимается не как механизм объединения политической власти разных стран, а как потеря государственного суверенитета.[6] Третий источник евроскептицизма обусловлен экономическим состоянием ЕС, на которое влияют либеральный тип экономики, политика жёсткой экономии и солидарность. Четвёртый источник в достаточной мере эмоционально окрашен, поскольку относится к национальной идентичности европейцев. Это связано с недовольством населения ЕС растущей иммиграцией из других стран объединения и третьих стран, что связывают с правом свободного перемещения.[7]

По мере исследования евроскептицизма становилось ясно, что партии евроскептиков занимают разные, иногда противоположные позиции по вопросам европейской политики. Это обстоятельство обусловило необходимость категоризации этого феномена. Дискуссию в данном вопросе открыл уже упомянутый профессор П.Таггарт, назвав евроскептицизм «узлом недовольства» внутри партийных систем государств Западной Европы.[8] В сотрудничестве с А.Щербяком он предложил новый дихотомический взгляд на евроскептицизм. В научной литературе первое измерение упоминается как умеренный евроскептицизм, который представляет собой ограниченную критику процесса европейской интеграции и Европейского Союза. Умеренные евроскептики критически относятся к определённым политическим мероприятиям и институциональным аспектам интеграции, в то же время они не ставят под сомнение идею единой Европы.[9] Вторым измерением является радикальный евроскептицизм. По мнению П.Таггарта и А.Щербяка, «радикальный евроскептицизм можно определить как принципиальную оппозицию проекту европейской интеграции, ...основанной на уступке или передаче полномочий наднациональным институтам, таким как ЕС».[10]

Несмотря на популярность дихотомического понимания евроскептицизма в научной литературе, при более пристальном взгляде на эту концепцию видно, что ей явно не хватает точности. Кроме того, ценное теоретическое замечание сделал К. ле Дрё. Он отметил, что термин евроскептицизм придумали журналисты и он не подходит для использования в политической науке.[11] Руководствуясь этими доводами, П.Копецки и К.Мудде выдвинули новую концепцию евроскептицизма, в некоторой мере критическую в отношении её предшественницы. Они предложили двумерное различие между расплывчатой и четкой поддержкой европейской интеграции. Первое измерение обозначает идеологическую сторону партий, что позволяет отличить еврофилов (сторонников) от еврофобов (противников). Второе же измерение - стратегическое - предполагает разницу между еврооптимистами и европессимистами.[12] Если перенести эти данные в четырёхпольную матрицу, то получатся четыре идеальные категории, подходящие для определения позиции той или иной партии в отношении Европейского Союза.

 

Еврофилы

Еврофобы

Еврооптимисты

Евроэнтузиасты

Европрагматики

Европессимисты

Евроскептики

Противники евро

 

Первый тип представляет собой евроэнтузиастов, которые считают ЕС лучшим институтом для воплощения в жизнь европейской идеи. Евроскептики же в целом поддерживают интеграцию, но в то же время критически относятся к текущему облику ЕС и его дальнейшему развитию. Европрагматики ведут себя прямо противоположно: объектом их критики является не институциональная форма и перспективы интеграции объединения, которое они поддерживают из соображений политической выгоды, а основы европейской идеи как таковой. Наиболее радикальную позицию занимаются противники европейской идеи, которые отрицают как процесс интеграции, так и выступают за выход своих стран из ЕС.[13]

На основании двух разных подходов к феномену евроскептицизма можно сделать вывод, что единой концепции не существует, а плюрализм вокруг определения этого понятия отражает его многогранность.


 

[1] Euroscepticism. Information Guide. Cardiff University, 2013. - P.2

[2] Thatcher M. Speech to the College of Europe ("The Bruges Speech"). Mode of access: http://www.margaretthatcher.org/document/107332 (last visited: 10.04.2015)

[3] Vreese C. A Spiral of Euroscepticism. A Media's Fault, Amsterdam. - 2007. - P.276

[4] Taggart P. A touchstone of dissent: Euroscepticism in contemporary Western European party systems //European Journal of Political Research// Volume 33, Issue 3, 1998. - P. 363-388

[5] Surel Y. „The European Union and the Challenges of Populism", Policy Brief No. 27, Notre Europe - Jacques Delors Institute, 2011. - P.7

[6] Bertoncini Y., Koenig N. Euroskeptizismus oder Europhobie? Zwischen Widerspruch und Austritt. Policy paper №121. Berlin: Jacques Delore Institute, 2014. - S.5

[7] Там же. S.6

[8] Taggart P. A touchstone of dissent: Euroscepticism in contemporary Western European party systems //European Journal of Political Research// Volume 33, Issue 3, 1998. - P. 363-388

[9] Taggart P. und Szczerbiak A.„Parties, positions and Europe: Euroscepticism in the EU candidate states of Central and Eastern Europe",  Sussex European Institute, Working Paper, Nr. 461, 2001. - P.38

[10] Szczerbiak A., Taggart P. Theorising Party-Based Euroscepticism: Problems of Definition, Measurement and Causality: Sussex European Institute. University of Sussex. (SEI  Working  Paper,  69), 2003. - P.12

[11] Euroscepticism. Information Guide. Cardiff University, 2013. - P.2-3

[12] Kopecký P. Mudde C. The Two Sides of Euroscepticism/ Kopecký P. // European Union Politics, 3/3, 2002. - P.299-302

[13] Там же.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Василий Грибовский:
Евроскептицизм в современной Европе
Предлагаемая статья посвящена краткому рассмотрению определения, источников и основных концепций евроскептицизма
07.07.2015
Все статьи автора
Последние комментарии
Народ доверяет Президенту!
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-07-03 16:56
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Леонид
2020-07-03 16:33
Почему победил Путин
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-07-03 15:42
В чём причина спора о поправках?
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-07-03 15:35
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от
2020-07-03 15:30
Секретная Цусима
Новый комментарий от Hyuga
2020-07-03 15:24