1.Украина государство украинцев. Так записано в её конституции. А существует ли украинская нация или хотя бы украинский этнос или это всё еще русский субэтнос в свой переломный момент? Это вопрос чрезвычайной важности не только для граждан Украины, но и России.
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории возникновения Русской Нации.
1.1.Русская нация определилась в истории как минимум в IX веке. Вспомним памятник тысячелетию Руси установленный в Великом Новгороде в 1862 году.
Логос Наций создан по образу и подобию человека, т.е. триединым. Также как человек создан по образу и подобию Божиему (подробно об этом Дверницкий Б.Г. Шестоднев о человеке. С-Пб., 2008.). Личность, сущность и жизненность человека соответствуют этносу, племени и культуре Русской Нации.
Чтобы стать нацией:
- этнос (народ) должен построить государство, объединившее значительную часть народа;
- племя иметь единую самобытную религию характерную именно для этого племени (индуизм, конфуцианство и пр.);
- «язык» иметь единый язык и национальную культуру (искусство, словесность, философию).
Значит атеизм, анархия и бескультурье разрушают нацию в целом и человека в частности.
Каждая нация имеет возможность обрести духовный уровень бытия (существования), ибо все нации являются «зваными» Богом, хотя не все нации становятся избранными.
1.2. При князе Владимире русские созрели для обретения себя как нации. У них было единое государство. У них была своя культура. Был общий пантеон богов, которых почитали все племена, входившие в Киевскую Русь. Но эти боги не были своими, а были общеславянскими. Не было, промыслительно, единой религиозной структуры, т.е. церкви. И попытка князя Владимира создать такую структуру не удалась. (Как потом и у Юлиана Отступника). Так князь Владимир созрел для принятия христианства. И дальше Промысел Божий привел к крещению сначала самого князя, а затем и русского народа. Тем самым через великого князя Владимира осуществилось стремление Русского Народа к единству, которое не могло свершиться через языческие верования. Он сам, будучи олицетворением Нации, чувствовал в себе национальную неполноту, которую и преодолел крестившись.
Почему Крещение Руси произошло при князе Владимире? Сказано святыми отцами, что душа человека по природе христианка. Но, то же, можно сказать и про Народы (Нации). Осознание своей христианской души не пришло ко всем Народам одновременно, хотя апостолы были посланы Христом по всему миру, чтобы пробудить и укрепить это осознание. Семена, брошенные ими, могли взойти и через несколько столетий. Почему мы особо почитаем апостола Андрея? Он донес Благую Весть до берегов Днепра, а по некоторым данным и до Валаама. Эти семена взошли уже зримо при св. Ольге, и в полноте во времена князя Владимира. Князь Святослав не принял крещение, потому что, как сказал он сам: дружина не поймет меня. А вот уже ко времени князя Владимира семена «проклюнулись» в сердцах и дружины князя. И Крещение Руси состоялось.
Так мы стали не только званными, но и избранными Богом. И соответственно нам были поставлены цели и задачи в Божественном Домостроительстве. Дана роль в Драме Народов, написанной Творцом. И этим мы были вписаны в вечность, в историческую жизнь вплоть до Второго Пришествия Иисуса Христа. И потому все попытки уничтожить русских и Россию безнадежны, так как идут против Божественного Домостроительства.
1.3. После того как мы стали избранным народом, между Богом и русскими людьми установились особые отношения. Это отмечал Н.В.Гоголь. Он писал: «В лирике наших поэтов есть что-то такое, чего нет у поэтов других наций, именно что-то близкое к библейскому...Верховный источник лиризма - Бог», однако приходят к Нему «одни сознательно, другие бессознательно, потому что русская душа вследствие своей русской природы уже слышит это как-то сама собой, неизвестно почему». После нашего избранничества небесный мир стал ближе к нам, благодатные стихии как бы спустились на Русскую Землю, мы стали ощущать присутствие благодати Божией, разлитой в природе, включая и человека. Это особенно чувствовал Николай Рубцов.
«Когда душе моей сойдет успокоение
С высоких, после грез,
Немеркнувших небес».
«Светлый покой опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой, простираясь окрест,
Воды объемлет и душу».
«И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое».
2. Что мы знаем о внутренней жизни наций, как она проистекает, как происходит развитие составляющих нации: этнической, племенной и культурной. Ю.В.Бромлей в книге «Очерки теории этноса» (М.,1983) ввел в научный оборот понятие субэтноса. Об этносах, субэтносах и суперэтносах писал Л.Н.Гумилев (Этногенес и биосфера Земли. М., 2000). Он же наделил этносы пассионарностью, непостоянной во времени и во многом определяющей взлеты и падения наций в истории. Но об этом позже.
Игорь Васильев (Вопросы национализма №1 2015.с.163,164,165,166,171) пишет:
«Субэтнос - одно из самых загадочных и специфических явлений жизни народов, науки и политики. И оно приобретает всё большую значимость и известность. Самые основные определения этого понятия были даны такими корифеями отечественной этнологии, как Ю.В.Бромлей и Л.Н.Гумилев. Субэтнос - это часть этноса, которая имеет особое самосознание. Специфика самосознания базируется на культуре и образе жизни. Члены субэтноса выделяются своей манерой выражения чувств, спецификой межличностных отношений, изолированностью от чужаков. Субэтносы нередко возникают в контактных зонах, где культура может обогащаться за счёт иноэтнического влияния. Особенность субэтноса - осознание его членами принадлежности не только к своей, но и к более крупной этнической общности. Обе группы достаточно близки по культуре и принципам жизни. То есть базовое свойство субэтноса - двойное самосознание, двойная идентичность.
=Однако мэтры этнологии особого внимания субэтносу не уделяли. Их неизмеримо больше занимала проблема этноса в целом <...> В своей классической статье «Кубанское казачество в контексте проблемы: этнос, пространство, время» Н.И.Бондарь приводит ряд важнейших характеристик субэтноса: наличие самодостаточной экономической и административно-политической структуры, компактность расселения, внутренняя социальная неоднородность, культурно-бытовые, языковые особенности. <...>Качествами субэтноса обладают группы населения, имеющие целый набор специфических особенностей. Это не только диалектная, этнографическая, антропологическая специфика. Но прежде всего - самосознание <...> У субэтноса есть «базис». В виде его этнографической, диалектной специфики, фольклора. Имеет место и «надстройка». В виде различных этнополитических процессов, таких, как активизация субэтнической элиты и интеллигенции или её фактическое уничтожение....Как «базисная», так и «надстроечная» специфика «сходятся» в самосознании и идентичности...<...>..Для возникновения субэтноса всегда необходимо наличие территории компактного проживания, накладывающей специфику на хозяйство, которая не обязательно сохраняется постоянно. <...> Субэтносы, стремящиеся стать этносами и обладать политической субъектностью и, /или независимостью отличаются большой численностью, сопоставимой с численностью окрестных «полноценных» народов, собственной территорией <...> При модернизации разрушается традиционный уклад, нарастает социальное расслоение, различие в образе жизни. Одновременно развивается образованная элита субэтноса, которая ищет новое наполнение для субэтнической идентичности. В условиях быстрых изменений выбирается самая стабильная: этническая. Таким образом, формировался украинский народ. При этом велико значение происходящих политических обстоятельств. Например, влияние Первой мировой войны на формирование украинцев...<...>...Итак, субэтнос - это часть этноса, имеющая этнографические, языковые особенности, особую территорию формирования. А также самосознание, выраженное в самоназвании. Представители субэтносов имеют двойную идентичность - свою особую и «большого» этноса. Субэтносы можно классифицировать по происхождению, по степени оформленности и этнизированности, по состоянию. Причём сформировавшийся субэтнос, в отличие от социальной группы, может продолжать существовать и после прекращения действия факторов, его породивших. Степень оформленности и самостоятельности прежде всего зависит от силы субэтнического самознания и идентичности. Последнее зависит от наличия или отсутствия у субэтноса собственной элиты и политико-административной обособленности (автономии и пр.). А также действия основного фактора, приведшего в своё время к появлению субэтноса».И значит мы не должны поддаваться искушению имперского сознания считать эти явления сепаратизмом и бороться с ним.Субэтносы имеют свою историческую правду.
3. Несет ли преобразование субэтноса в этнос или точнее сопровождается ли это всплеском энергии или наоборот свидетельствует об угасании пассионарности «материнского» этноса. Не надо исключать и того, что образование «дочерних» этносов сделает существование «материнской» нации более жизненной, не даст ей окончательно заглохнуть. Жизнь покажет. В реальности в XX веке образовались два новых славянских этноса: украинский и белорусский. Поэтому можно говорить о русских белорусах и русских украинцах. (При этом мы остались русскими, а не стали русскими великороссами). Развиваются они по разным сценариям. Белоруссия осознает свое место в мире, конкретно в Евразии и свое будущее связывает с Россией. Она не стремится всех своих граждан превратить в белорусов. При этом идет постепенное осознание своей белорусской идентичности, что собственно и является главным в эпоху глобализации, в эпоху всеобщего уравнивания и обезличивания. И может быть в этом смысл нашей эпохи - сохранить свое национальное «я», свою идентичность среди всеобщего уравнения и господствующего примитива.
Украине навязали другой сценарий. В силу наличия в ней областей с преимущественно русским этносом или наличием хотя бы значительного их числа, у Украины два пути. Путь первый, путь в реальное будущее, путь Российской Федерации. То есть стать федеративным государством. Второй путь - строить унитарное государство по примеру Польши и стремиться стать Европой. Но даже в силу своего географического положения Украина не Европа, а Евразия и исторически, культурно и религиозно связана с Россией. (смотри об этом мою статью «Украина - блудная дщерь Евразии»). Второй путь неминуемо приведет к распаду страны, а также принесет неисчислимые страдания и беды всему населению Украины.
4. Может быть, события в Украине пробудят русское самосознание. Дмитрий Павлов (В.Н. №1,2015.с.3) пишет: «Еще в начале XX века выдающийся публицист Михаил Меньшиков жаловался на «паралич национальности», свойственный великороссам. В результате целенаправленных усилий коммунистического режима этот недуг приобрел форму настоящей «национальной амнезии», выразившейся в том, что в сознании огромного числа русских ко времени заката социализма советская квазиидентичность доминировала над русской. Проживавшие в РСФСР, да и в других союзных республиках этнически чистые русские люди не только были неспособны к постулированию своего национального «я», но и оказывались не в состоянии адекватно распознавать и реагировать на проявления национализма у других народов».
5. Воссоединение Крыма пробудило русское самосознание у большинства населения России. Вместе с тем власть предержащие поняли, что угроза существования России всё больше и больше исходит (на первом этапе) от внутреннего предательства, как и в случае с Государем в 1917 году. Власти осознали, что Россия может быть «изъедена изнутри» и стали принимать кое-какие меры. Но внешние формы борьбы с пятой колонной без широкой поддержки снизу не решат дела. Действия властей должны быть поддержаны снизу всем народом и прежде всего русским народом. Но этого не только не хотят, этого бояться почти на всех уровнях государственной власти.
Непонимание того, что судьба России зависит, прежде всего, от русского народа характерна для правителей России последних столетий. Так царская бюрократия, в отличие от Государя, абсолютно не понимала русского вопроса и отрицала даже его существование в принципе, и за это жестоко поплатилась. Не осознавала русской проблемы и позднейшая коммунистическая номенклатура и тоже поплатилась, хотя некоторые самые «идейные» сумели стать демократами и олигархами. Но нам от этого не легче, как и России.
6. Но хватит надеяться на кого то. Надо начинать с себя и в ответ на украинский национализм, стать не русскими великороссами, а быть русскими во всей полноте (русскими русскими), то есть продолжить миссию русского человека в России, а шире в Евразии в XXI веке.
Я верю, что события в Украине пробудили русское самосознание и не только на окраинах, не только в среде брошенных соплеменников в бывших республиках СССР, а в самом сердце России, в её крупнейших городах и русский народ снова потянет «лямку» стержневого народа России на благо всем её народам. И с этим у него пребудет сил и всех наших врагов и недругов мы:
«Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной».
7. И всё же и всё же и всё же. Если «национальная амнезия» снова возьмет свое, нас ждут еще более драматичные испытания. Испытания, сравнимые с испытаниями Великой Отечественной войны, ибо речь идет о существовании Русской Нации вообще. Российская идентичность не должна превалировать над русской идентичностью, ибо она как и «советская идентичность» не имеет а потому и не несет в себе внутренней силы, не сплачивает русских пассионариев, то есть людей воодушевленных русским духом. Другими словами мы должны быть готовыми к борьбе за свое место в мире, в Евразии, в России. Не уступать, и на каждый удар отвечать ударом. Вера творит чудеса мы свидетели тому. Вера русских людей возродила Русскую Православную Церковь. Так и вера в творческую силу своего народа принесет нам победу. Мы отстоим свою независимость и самобытное существование в XXI веке вместе с другими народами Евразии. И начинать надо с осознания своей русской идентичности. Этому и будут посвящены последующие главы.
15. Re: Русские украинцы
14. Ответ на 13., Красное Солнышко:
13. Ответ на 10., Дмитриев:
12. Re: Русские украинцы
11. Re: Русские украинцы
10. на 5
9. На п.8 РодЕлене
8. Ответ на 7., Обломов:
7. На п.4 Зиф
6. Ответ на 4., зиф: