В статье «Подростки в автобусе как диагноз» Денис Ахалашвили описал удручающее духовное состояние нынешних подростков. С автором трудно не согласиться. Поэтому, целиком разделяя его озабоченность, хотелось бы развить эту тему, задавшись вопросом: откуда взялись такие подростки? Ведь это целое поколение, которое часто даже называют «потерянным». Но это НАШИ дети - дети тех, кому сейчас 40-50. А дети - это лицо родителей. Но не только. Это лицо всех нас, ведь общество - это единый организм, и если болеет какая-то его часть, это отражается и на других органах. Болеет ВЕСЬ организм, и болеет ВСЕ общество. Ведь родители нынешних подростков тоже были детьми. Значит, наши бабушки и дедушки не передали им в детстве что-то очень важное. Ответственность несет и молодежь, которая могла бы быть примером для подростков, ибо в юном возрасте примером легче становятся те, кто старше лишь чуть-чуть, а не на два-три поколения. Короче говоря, виноваты мы все, и проблема эта наша общая.
Безусловно, пример с общественным транспортом очень показателен. А не приходилось ли вам видеть другой пример: заходит в трамвай бабушка с внучком - и что она делает? Правильно, ищет место, куда бы усадить внучка. Она его садит, а сама смиренно стоит рядом. Иногда и проворный внучок быстро находит свободное место, занимает его и ждет, когда к нему подойдет бабушка. Поразительно, что эта же бабушка, стоя точно так же, но возле чужого внучка, будет сетовать на то, что ей никто не уступит места. Так вот не начинается ли создание привилегированных условий для своих детей еще с первых шагов, когда их сначала вполне естественно охраняют от всяких вредных воздействий, а затем - противоестественно от любых трудностей? Кто виноват в том, что ребенок зачастую являются главой семьи, любой каприз которого тут же должен удовлетворяться? Только родители, больше никто. Ни правительство, ни государство в первые годы жизни, когда формируется личность, не имеет такого влияния на детей, как сами родители. Но родители часто озабочены другим - как одеть свое чадо «не хуже других», выстилая им дорогу в ад.
Приведу и другой случай. Мои родственники купили ребенку футболку, на которой написано: «В семье главный я». Поразительно, что никто, кроме его крестной матери: ни дедушки, ни бабушки, а про родителей уже молчу, - ничего не возражают против этого кощунства и выстрела в семью. При этом саму крестную мать вообще не допускают к ребенку, жестко пресекая любые ее попытки обучить азам православной веры. Подаркам - да, православию - нет. «Вырастет - пусть сам решит» - вот лозунг, под которым ребенка ведут прямиком вниз. Но это не все. У бабушки с дедушкой дома висят большие фотографии этого внучка, сделанные в виде портретов. Вдуматься! В доме пожилых людей висят портреты не родителей, царей или патриархов, а внучка. Что же должен испытывать внучок, видя на стенах портреты своей ясновельможной персоны? Какие качества в нем это воспитает? Думаю, все ясно и так.
А как мы лелеем своих чад, чтобы пристроить их в «престижный вуз». «Ласкай чадо, и устрашит тя» (Сир. 30:9). Все, что достается без труда, не ценится. Вот они и «учатся» так же, как и были устроены, считая ниже своего достоинства что-то делать, напрягаться или тратить драгоценные силы. Самомнение нынешних студентов подпитывается в семье, и я это прекрасно вижу, т.к. работаю в вузе. При полной безответственности в учебе требование предоставить рабочее место после вуза выглядит весьма показательно.
Еще один характерный пример, который просто ставит в тупик. Оказывается, родители считают себя обязанными помогать детям, но считают невозможным самим принимать помощь от детей. Причем даже трудно понять истинные мотивы этой жизненной установки. Даже в условиях, когда в ДНР 7 месяцев не платились пенсии, стоило огромных трудов заставить принять небольшую помощь. Я, например, счел бы за счастье, чтобы на старости лет мои дети мне помогали. Но, видимо, для многих современных родителей отношения с детьми похожи на улицу с односторонним движением. Им - все. Все для них. «Все лучшее - детям». Этот лозунг поистине стал символом современного «праздника непослушания», когда в центре восседают эгоистичные отпрыски, уверенные в том, что весь мир вращается вокруг них и их потребностей.
Почему это произошло? Во-первых, такова психология «прогресса». Все новое считается лучшим на том основании, что в хронологическим ряду стоит под следующим порядковым номером. Дети априори лучше и прогрессивнее родителей, а потому родители должны всю жизнь служить своим детям, содержа их даже на мизерную пенсии. Более того, так должны думать и дети, для чего родители очень стараются. Поразительно, с каким усердием и убежденностью в своей правоте люди духовно калечат своих детей, выращивая из них эгоистов, которым все что-то должны: сначала родители, потом - государство. При этом они не должны, естественно, никому, у них одни только права.
А второй причиной плачевного положения дел я считаю маниакальную привязанность к материальному, которая после развала СССР сильно усугубилась. Когда исчезли любые духовные мотивы, в жизни осталась только погоня за материальным. Ведь можно и не успеть на этом «празднике жизни». Поэтому младенцев с самого рождения окружают всем материально необходимым, веря в то, что вопрос воспитания решится автоматически, и лишая их самого ГЛАВНОГО.
Зацикленность на материальном не позволяет увидеть детей в их истинном свете - как милость Божию, предназначенную для самоотверженного служения на каком-то поприще. Как носителя великой идеи, которой ребенок обязан соответствовать, а потому - преодолевать трудности, чтобы этого достичь. Реализоваться она может по-разному, но идея обязана быть! Я опущу здесь вопрос о том, какой она должна быть (для православного христианина это вопрос решенный), но и идея коммунизма воспитывала более полноценных людей просто потому, что люди стремились к нематериальному, к высокой цели построения справедливого общества. Только идея вдохновляет человека, не дает ему скатиться в животное состояние, а ребенку она просто необходима как путеводная нить. Если же ребенка только кормить, поить, одевать и удовлетворять все капризы, то из него вырастет животное, которое будет поклоняться своему богу - чреву, «храмом» его будет накрытая «поляна», а «богослужением» - застолье.
Таким образом, считаю, что нынешние подростки - закономерный продукт безыдейности и бездуховности последних десятилетий нашего общества, которое после отказа от построения коммунизма так и не поставило никакой цели, поддавшись соблазну «дальнейшего повышения благосостояния» (примерно эти слова были записаны в программе КПСС еще при Хрущеве). Вот мы до сих пор и «повышаем благосостояние». Необходимо скорее сворачивать с этого гибельного пути.
Евгений Чернышёв, Донецк
9. 8. Lucia :И часто вижу, как у уступающего шаблон разрывается
8. Ответ на 6., женя северный:
7. Ответ на 3., РодЕлена:
6. Прекрасная статья
5. Re: «Ласкай чадо, и устрашит тя»
4. Ответ на 2., РодЕлена:
3. Re: «Ласкай чадо, и устрашит тя»
2. Re: «Ласкай чадо, и устрашит тя»
1. Re: «Ласкай чадо, и устрашит тя»