Отпыхтел свое паровоз Десятого Санкт-Петербургского международного книжного салона и остался у меня в руках глянцевый журнал - программа его мероприятий. Благодаря усилиям петербургского отделения Союза писателей России, в лице прежде всего Бориса Александровича Орлова, сумевшего добиться включения в программу мероприятий СП России, появились у нас новые знакомства, новые друзья из регионов России и зарубежья.
Что касается внешней стороны произошедшего, то несомненным выводом надо признать желание самой сильной фракции Оргкомитета отобрать как можно более пространства и времени у собственно книги - и в пользу игрушек, пропаганды эзотерики, экзотических для России верований, мастер-классов рисунка, круглых столов (на притянутые «за уши» темы) и пиар-акций ряда «успешных авторов».
Программу книжного салона нам надо хранить, как вещественное доказательство, для будущих разбирательств с нынешним руководством Минкультуры, Минобразования и Федерального агентства по печати и «массовым коммуникациям».
Очень показательным для салона, своего рода лакмусовой бумажкой, оказался круглый стол, проведённый Медиацентром при Всероссийском музее А.С.Пушкина.
Хотя на буклете, анонсировавшем это мероприятие, «модератором» был именован директор Музея А.С.Пушкина заслуженный деятель искусств, доктор культурологии Сергей Некрасов, фактически управляла всем и вся зав. Медиацентром музея Ирина Владимировна Розина. Красной нитью у всех «спикеров и участников» (так в буклете) проходил удивительный тезис: после окончания войны всегда появляются произведения, творящие мифы о недавней войне, и только последующие поколения писателей, историков и документалистов способны возвратить читателю «подлинную правду». Другими словами, все ставилось с ног на голову. Когда председатель Белгородской организации Союза писателей России, поэт Владимир Молчанов возразил: «Помилуйте, какие мифы? - у нас по сей день ещё мины взрываются с той войны, и почему это свидетельства живых участников вы считаете мифами?» - упомянутая И.Розина знаками запретила девушке-оператору продолжать видеосъемку. Оператор в эту минуту находилась совсем рядом с автором этих строк, и я спросил: «Это цензура?» - на что последовало недвусмысленное подтверждение кивком и мимикой. После краткого выступления В.Е.Молчанова, который не значился в перечне «спикеров» и оказался сюрпризом для И.Розиной, она как хозяйка взяла слово и втрое дольше, чем длилось выступление поэта, распространялась на самые общие темы ни о чем, лишь бы стереть впечатление от нежелательной для неё неожиданности.
В ответ на предложение Владимира Молчанова передать музею сборник стихов поэтов белгородской земли о А.С.Пушкине, И.Розина подскочила со словами: «Это не по теме!»
Тем не менее, В.Е.Молчанов - он же и председатель жюри ежегодного поэтического конкурса «Прохоровское Поле» - проявил характер и вручил прекрасно изданную в Белгороде книгу лично директору Музея, который принял ее с благодарностью.