Всю историю второй половины XX века пронизывают те важнейшие смыслы и значения, которые были заданы Второй Мировой войной и ее срединным пунктом и событием - Великой Отечественной войной советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Великая война по сей день будоражит память и актуализирует в сознании людей вековечные темы преступления и наказания, свободы и несвободы, добра и зла, света и тьмы, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия. Подтверждением этому являются длящиеся уже многие десятилетия обсуждения на страницах научных журналов, дискуссии в средствах массовой информации, различные конференции, круглые столы и т.п. Юбилейные даты вновь бередят старые раны фронтовиков, а ученых, политиков и общественных деятелей заставляют обращаться к неизбывным событиям военного лихолетья. Вот и семьдесят лет уже прошло, как закончилась эта война...
Международная научно-практическая конференция, посвященная семидесятилетию Великой Победы, «Магистрали Победы. Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): история и современность», состоявшаяся 22-24 апреля 2015 г. в старейшем транспортном университете России Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I как раз и стала таким коммеморативным мероприятием, которое объединило ученых историков, философов, социологов, политологов нашей страны, Дальнего и Ближнего Зарубежья. Организаторами этого научного форума выступил коллектив ученых-гуманитариев кафедры «История» ПГУПС под руководством заведующего кафедрой, д.и.н., проф. В.В.Фортунатова и администрация ВУЗа. Весьма примечательно, что конференция была представлена разными поколениями участников - ветеранами и молодежью, т.е. продемонстрировала морально-политическое и идеологическое единство научной вузовской общественности в понимании великого непреходящего значения Победы.
Ключевым термином, символом и своего рода метафорическим выражением идеи конференции стал термин-концепт - «Магистрали Победы». Этот концепт объединил проблемно и тематически разновесомые научно-академические и восторженно-публицистические, парадно-торжественные и остро дискуссионные материалы. Здесь речь, таким образом, идет не просто о железных дорогах как технологическом средстве-приложении обеспечения Победы, не просто о фактах транспортной истории войны, не только о железнодорожном строительстве, транспортных коммуникациях, логистике, а скорее о людях, о жизни, о подвиге, о самопожертвовании героев, о невероятных усилиях, которые претерпел советский народ, перемогая беду. «Магистрали Победы» - это широкий путь к торжеству человечности, неодолимое движение к свободе. В этом движении высвечивают и некие глубинные метафизические основания самого процесса русской истории, наделяющие ее вековечными смыслами и целью.
Открылась конференция торжественным заседанием в Дубовом зале университета, который за свою двухсотлетнюю историю помнит немало торжественных заседаний и научных форумов. Сами стены старевшего высшего транспортного учебного заведения страны расположили участников к строгому и благоговейно-почтительному вниманию докладов и сообщений. Во вступительном слове проф. В.В.Фортунатов поздравил присутствующих с праздником Победы, подчеркнул непреходящий характер подвига советского народа в войне, вручил памятные подарки гостям.
Проф., д.и.н А.С.Сенин (Москва), своим докладом «Железнодорожный транспорт СССР накануне Великой Отечественной войны 1941-1945» задал общий торжественный строй обсуждения, который был продолжен коллегами д.и.н., проф. Н.В.Старостенковым (Москва) - «Железнодорожные войска СССР: вклад в Великую Победу», генералом-майором железнодорожных войск, проф. д.и.н. В.В.Яробковым - «Дорога Жизни - Дорога к Победе!», проф., к.и.н. Г.Г.Самсоненко «Волхов в обороне Ленинграда», другими учеными, выступившими на пленарном заседании. Оживление вызвало выступление председателя Всероссийской организации любителей железных дорог А.Б.Вульфова (Москва), который своим докладом «Повседневная жизнь советских железнодорожников в 1941-1945 гг.» заставил слушателей вновь пережить волнующие моменты героических трудовых буден железнодорожников.
В целом работа конференции производилась в двух секциях, одна из которых объединяла группу докладов и выступлений, которые касались узкоспециальных вопросов истории железнодорожного транспорта накануне и во время войны «Железнодорожный транспорт накануне и в годы Великой Отечественной воны: проблемы, инновации, вклад в Победу». Здесь следовало бы отметить важный программный доклад проректора по международному сотрудничеству и связям с общественностью ПГУПС проф., д.и.н. И.П.Киселева «Инновационный опыт предвоенного периода на железнодорожном транспорте СССР и реальные проблемы Великой войны». Докладчик подчеркнул, что война стала не только великим бедствием для страны и народа, но и явилась особого рода лабораторией новых подходов к технологическим решениям поистине инновационного характера, способствовала рождению «прорывных» идей. Это соединение материальных ресурсов, человеческого потенциала сделало возможным железным дорогам страны стать важным условием победы над врагом. Интересный и оригинальный поворот тема инноваций в железнодорожной отрасли, развиваемая проф. И.П.Киселевым, получила в докладе его младшего коллеги, аспиранта-экономиста СПбГУ И.О.Самылова, который в своем выступлении «Инновации в рамках мобилизационной экономики: опыт промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны» рассмотрел экономические факторы победы СССР в войне в контексте концепций современного инновационного менеджмента. В этом же духе и строе мыслей был выдержан доклад доц., к.и.н. А.И.Суздальцева (Москва) «Фактор транспортной безопасности в развитии Евразийского Союза». Своего рода резюмирующим стало выступление проф. В.В.Фортунатова «Железнодорожный транспорт Отечества в двух мировых войнах: попытка сравнительного анализа». В.В.Фортунатов на фоне широкой исторической панорамы развития отечественной транспортной инфраструктуры обозначил и проанализировал те важные национальные приоритеты, которые на долгие годы определили жизнестойкость и обороноспособность страны. Таким образом удалось проблемы, которые, казалось бы, могли иметь исключительно историческое значение, вывести на уровень их современного развития и наметить пути интегрирования опыта решения этих проблем в сегодняшние управленческие стратегии.
Многие из выступавших в этой секции участников форума в своих докладах коснулись определенных частных аспектов военной и предвоенной истории отрасли - д.и.н., доц. А.А.Голубев «Мурманская (Кировская) железная дорога в 1920-1940 гг.», С.В.Критский «Ленинградский железнодорожный узел накануне Великой Отечественной войны (1939-1940)», группа военных историков из Военной Академии им. А.В. Хрулева А.И.Иванов Н.Н.Назарук, Н.П.Макаров и др. Тем не менее, эти выступления весьма удобно и гармонично легли в общую концепцию конференции, не нарушая, таким образом, празднично-торжественного пафоса.
Целый ряд выступлений (секция «Духовно-нравственные факторы Победы: люди, подвиг, жизнь») касался дискуссионных и совершенно злободневных тем, связанных с различного рода фальсификациями и прямыми инсинуациями, хлынувшими широким и мутным протоком в историографию военной истории почти сразу же после победоносного завершения Второй мировой войны. Известная фултонская речь У. Черчилля задала не только злобный и развязный тон средств массовой информации и многодесятилетнюю политику холодной войны в отношении СССР и стран социализма, но и тот особенный вектор выспренно-академической ученой квазиисториографии и по сей день пытающейся перелицевать историю и присвоить выстраданную советским народом Победу. Критическому осмыслению этой проблематики посвятили свои выступления наши гости доц. к.ф.н., доц. П.П.Крусь из Бреста (Республика Беларусь) «Мировоззренческие основы Победы народа в Великой Отечественной войне», проф. д.и.н., академик РАЕН С.Ф.Гребениченко, проф., д.и.н. И.И.Широкорад (Москва) «Роль агитации и пропаганды в разгроме фашистских захватчиков» из Москвы, к.ф.н., доц. В.Н.Акулинин, к.э.н. доц. Н.С.Епифанова (Новосибирск) «Угрозы национальной безопасности России в контексте проблем международной безопасности».
Тему коллаборационизма в науке раскрыл в своем выступлении «Коллаборационизм в науке и историческая правда: основные направления фальсификаций истории Второй мировой войны» главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия», председатель «Русского собрания» А.Д.Степанов. Докладчик подчеркнул, что фальсификации истории, особенно истории Второй мировой войны, имеют далеко идущие последствия для формирования стереотипов массового сознания и, в конечном счете, для возможностей влияния на власть и дестабилизации политической ситуации в обществе. Искажение картины истории как возникающая в ходе научного познания методологическая проблема рассмотрена в выступлении («Методологические основания фальсификаций истории: историзм vs фаллибилизм») доц., д.ф.н. О.В.Самылова. Докладчик отграничил намеренные и провокационные фальсификации истории от теоретико-познавательных ситуаций, объективированных бесконечностью процесса познания и неисчерпаемостью исторического факта. Доц., к.и.н. А.П.Козлов в докладе «Начало Великой Отечественной войны в современной историографии: мифы и реальность» поддержал своих коллег и на обширном историографическом материале продемонстрировал разные (порою диаметрально противоположные) точки зрения, определяющие характер, причины и основные факторы неудач Красной Армии в начальный период войны.
Многие выступающие в своих докладах касались непростых проблем репрезентации и верификации исторического материала в образовательной деятельности. Так Т.В.Каневская обратилась к анализу сложившихся на Украине в школьном преподавании курса истории политически ангажированных подходов и способов организации материала («Ключевые проблемы Второй мировой войны в курсе истории современной украинской школы»). Выступление Т.В.Каневской вызвало продолжительные дискуссии аудитории, которая была представлена также и учителями истории, методистами начального и среднего школьного образования.
Целый ряд выступлений был посвящен исследованию различных аспектов темы патриотизма. Особенный интерес у слушателей вызвали доклады доц., к.ф.н Н.А.Вахнина «Идеи патриотизма в России: два взгляда на проблему», Е.М.Конопля, доц., к.ф.н. Н.Н.Сазоновой «Духовно-нравственные основания советского патриотизма»,, доц., к.и.н. Т.Н.Трусовой «Патриотическая миссия русского военного духовенства в годы Первой мировой войны» и др.
Подводя итоги этому краткому обозрению итогов конференции, можно констатировать, что обсуждения докладов и сообщений были в целом плодотворными и, безусловно, будут способствовать дальнейшему развитию гуманитарного познания, а объективное исследование истории Великой Отечественной войны было и останется мерилом честности ученого-историка и условием целостности исторического сознания народов России.
О.В.Самылов, доктор философских наук, доцент кафедры «История» Петербургского университета путей сообщения Императора Александра I