Уже вскоре после Второй мировой войны Западная Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Западной Европы. После объединения ГДР и ФРГ в 1990 году лидерство Германии ее еще более усилилось. Oнa была и остается локомотивом европейской экономики. Объём ВВП занимает второе (после США) место в мире по объёму экспорта. Будучи крупнейшей страной Евросоюза по количеству населения, она имеет гигантский внутренний рынок и легкий доступ к растущим рынкам в Европейском сообществе. Германия - главный экспортер в мире после Китая. Сумма прямых иностранных инвестиций в Германию составляет 460 миллиардов евро в год. Ее возможности и потенциал постоянно растут, что позволяет ей оставаться замечательным плацдармом для развития бизнеса, основой которого является высококвалифицированная рабочая сила и грамотный инженерный корпус. В связи с этим ей нет равных в Европе по количеству новых технических и научных разработок. Находясь в центре Европы, Германия имеет громадные преимущества в сфере транспoртных связей и грузоперевозок. Этому так же способствует передовые системы коммуникаций. ВВП Германии в среднем составляет более 2 триллионов долларов в год.
Устойчивость немецкой экономики продемонстрировал мировой долговой кризис, обернувшийся стагнацией и даже рецессией во многих государствах ЕС. И лишь Германию он как бы вовсе и не затронул. ВВП Германии в этих условиях остается на уровне 1,8-2-х процентов годового прироста, то есть, стабильным. Гарантией поступательного хозяйственного развития в Германии считается устойчиво высокий внутренний потребительский спрос, строительный бум и инвестиционная активность немецких предпринимателей.
Социальное рыночное хозяйство, на базе которого проводил свои знаменитые реформы в экономике отец немецкого «экономического чуда» Людвиг Эрхард, целые десятилетия являлось и пока является экономической системой современной Германии. Именно «пока», в настоящее время мы становимся свидетелями того, что система дала трещину. Расслоение между богатыми и бедными все ощутимее. Прежняя модель социального рыночного хозяйства, представляющая собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства, в последнее десятилетие начинает буксовать.
Механизмы социального государства порядком износились и потеряли свою прежнюю дееспособность. Следовательно, речь должна идти не о ремонте старой системы, а о радикальной модернизации. Но, как показывают события последнего десятилетия, политики и экономисты к этому подготовлены недостаточно.
В послевоенное время в ФРГ не было политических и социальных потрясений, а по уровню жизни и социальной защищенности она стала одной из самых благополучных стран, поэтому была и остается вожделенным объектом для беззаботной жизни для миллионов людей из развивающихся стран и жителей Восточной Европы. В отдельные годы в Германию въезжало до 800 000 иностранцев. Как свидетельствует статистика, 50% из тех, кто эмигрировал в страну, остаются здесь навсегда. На сегодняшний день в Германии проживает более 7 млн. иностранцев. Их содержание ложится тяжелым бременем на плечи налогоплательщиков.
Для поддержания системы социальных гарантий для желающих пожить за чужой счет, в Германии используется мощный фискальный пресс на население и промышленные компании. Объем налогообложения в стране в новом тысячелетие достиг невиданных размеров.
Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний шел и идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. Из 100 Евро чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 40 Евро. Стоимость рабочей силы в Германии самая дорогая в мире.
Для поддержания системы социальных гарантий используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране в настоящее время достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии эта величина достигает 65%. Высокий уровень налогообложения заставляет многие немецкие компании развивать исключительно по налоговым соображениям свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами предпочитают перебираться на постоянное место жительства в другие страны мира. Cохраняя высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, правительство не занимается созданием новых рабочих мест в наиболее прогрессивных секторах национальной экономики. Кризис социально-рыночной экономики значительно усилился еще и потому, что одновременно приходится осуществлять структурные преобразования в восточных землях, закрывая при этом прежние неконкурентоспособные производства, что порождает безработицу и социальную напряженность. Какая экономика может выдержать такие перегрузки!? Подобное положение вынуждает многие немецкие компании выводить свое производство за рубеж, а люди с высокими доходами по этим же причинам выбирают местом жительства другие страны мира.
Германию ежегодно покидает более 150 000 граждан. На фоне этих фактов и с учетом демографической катастрофы, которая накрыла Германию, можно представить, что ждет ее в будущем. Все те реформы, которые немцы испытали на себе в последние годы и испытывают сейчас, являются попыткой оставить все по-прежнему, и сохранить социально-рыночную экономику за счет перманентного затягивания поясов на теле граждан. Такая политика правительства вызывает все большее непонимание и отторжение со стороны людей.
Принцип социальной солидарности неплохо работал в условиях существенной имущественной дифференциации и содействовал решению социального вопроса, но в условиях высокой степени социальной однородности и доминирования среднего класса его эффективность заметно снизилась. Перестает действовать и принцип солидарности поколений в системе пенсионного обеспечения из-за катастрофически низких темпов рождаемости.
И все же, имеющаяся у Германии в потенциале (a этот потенциал при смене курса и выборе новых разумных ориентиров в экономике и социальной политике, безусловно, есть) перспектива роста экономической мощи у некоторых стран европейского содружества вызывает опасения. Ведь конкуренты Германии понимают, что новый курс позволит немцам не только сохранить, но и укрепить ведущую роль в развитие европейского процесса. Но не следует забывать, что мощная Германия США не нужна, поскольку там осознают, что «мощная Германия - это мощная Европа». А мощная Европа означает появление у нее стремления к наименьшей политической и экономической зависимости от мирового гегемона. США хотели бы видеть, как Германию, так и всю Европу национально безликим конгломератом государств, объединeнных общей конституцией и общим руководством, обслуживающeм американские интересы. Сегодняшний проект «Украина» и связаннный с ней военно-политический хаос на Европейском континенте - одна из задач Вашингтона. Америке во что бы ни стало необходимо остановить сближение Европы и России. И потому при прямом руководстве США в центре Европы, на границе между Европой и Россией, синим пламенем горит Украина.
США все труднее становится находить союзников для проведения мировой экспансии и насильственного насаждения «демократии». В последнее время члены НАТО начинают задавать сами себе вопрос: «а нужно ли нам рисковать политическим престижем, деньгами и солдатами, ради того чтобы послужить прикрытием военной агрессии США?» Сегодня уже далеко не все члены альянса готовы бездумно «таскать каштаны из огня» для чужого «дяди». Германия - в их числе.
Будет ли и дальше Германия ориентироваться на социально-рыночную экономику или начнет разворот к подлинно рыночной для того, чтобы решить главные проблемы национального хозяйства? Будет ли руководство Германии в дальнейшем снижать роль государства и начнет ли ориентацию на рыночные механизмы, проводя политику дальнейшей приватизации и дерегулирования, закрытия убыточных производств, сокращения государственного бюджета, отмены субсидий и снижения налогов? Перечисленные мероприятия помогли бы значительно оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции. В то же время такая политика больно ударит по среднему классу Германии, не говоря уже о низших слоях общества. Эти вопросы остаются открытыми и, чем дольше правительство страны будет оттягивать сроки решения возникших проблем, тем более будет усиливаться риск уступить свои пока еще крепкие позиции ближайшим конкурентам - Японии и США.
США не нужна мощная, самостоятельная Европа, тем более, под эгидой Германии. Значит ли это, что последняя должна менять свой стратегический курс и ориентировать свою экономику на страны, которые заинтересованы в сильной Германии и сильной Европе? Если следовать здравой логике, то ответ однозначен - да! Какие же страны сегодня заинтересованы в стабильном экономическом росте Германии? Разумеется это в первую очередь Россия. И она это, вопреки желанию США, делает.
На современном этапе Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнером России. В настоящее время в России работает свыше 6 тысяч фирм с участием германского капитала. Благодаря этому Германия обеспечивает своим гражданам 300 тысяч рабочих мест. Перспективные направления инвестиционного сотрудничества с Германией: автомобилестроение, деревообрабатывающая промышленность, авиастроение, металлургия, электротехническая промышленность, транспортное и энергетическое машиностроение, производство строительных материалов, химическая и фармацевтическая промышленность.
На долю Германии приходится 18% общего объема внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объема финансовых обязательств России перед промышленно развитыми странами Запада. И Россия и Германия заинтересованы в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества, что обусловлено мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, взаимодополняемостью их экономик и географической близостью. Россия поставляет в Германию от ее общего объема импорта 45% природного газа, 40% - антрацита, 25% - нефти, 23% - древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% - различных наименований цветных металлов, около 10% - дизельного топлива, свыше 4% - черных металлов.
Но сегодня в связи с кризисом на Украине, который был организован и спровоцирован США, ставятся под угрозу все наработки в сфере экономических и торговых отношений между Германией и Россией. Санкции против ключевого торгового партнера Германии - России, принятые в угоду внешней политики США, оказывают значительное негативное влияние на состояние немецкой экономики. По сути, они - « данайский конь» Америки «своим европейским партнерам».
США обвиняют Москву во вмешательстве в дела Украины. Россия это отрицает и называет подобные обвинения неприемлемыми. Западные страны под давлением Америки с марта 2014 года уже несколько раз вводили санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний и угрожают расширить ограничительные меры. Последним случаем применения подобной практики стали сентябрьские санкции. Радует то, что среди граждан европейских государств и некоторых их руководителей растет протест против санкций, применяемых Европой к России. Народы Европы начинают понимать, что санкции больно бьют не только по России, но и по европейскому бизнесу и соответственно по ним самим. Санкции ослабляют Европу, делают ее беззащитной от конкурентов в условиях глобального мирового рынка.
Во времена канцлерства Герхарда Шрёдера немецкая сторона утверждала его устами, что «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться». Смелое для современных международных политических условий заявление, но правильное!
За то, очевидно, и поплатился должностью.
У Германии есть все шансы взять на себя роль лидера Европы и разделить вместе с Россией ответственность за будущее европейской цивилизации. Может ли Америка допустить это, понимая, что тогда ей придется похоронить свои собственные планы по установлению нового мирового порядка? Нет. Она делала, и будет делать, все, чтобы не выпустить Германию из-под доминирующего влияния, чтобы держать ее под неусыпным контролем, чтобы не дать сблизиться с Россией.
Необоснованные метания канцлера Меркель от дружбы с Россией до введения против нее санкций, тому пример. Фактически она по собственной воле или по каким-то другим причинам идет совершенно в другую сторону, чем в ту, куда хотел бы идти народ Германии. Сможет ли Меркель и дальше противостоять устремлениям своих граждан, вести обструкционную, антинациональную политику - вопрос риторический.
Сегодня все больше людей на Западе и, особенно в Германии, начинают понимать, что судьба Европы сейчас решается в России.
Если выстоит Россия, поднимется из хаоса, в который ее ввергли в 90-е годы либеральные фантазеры, ведомые США, сохранит могучую и многочисленную европейскую, национальную, христианскую ветвь и собственное государство, значит, выстоит, сохранится Германия, а вместе с ней Европа, а за ними и все мировое сообщество. И только тогда мир сможет продолжить свое историческое настоящее и строить планы на продолжение будущего, основанного на непреложных божественных истинах, основанных на чести, совести и справедливости.
Безусловно, что это понимают уже и многие европейские политики, но им все еще трудно освободиться от старых стереотипов, от паталогического страха перед Америкой, от взгляда на Россию не как на источник углеводородного и другого сырья, а как на средоточие «Cердца земли - Хартланд».
Александр Приб, публицист из ФРГ
5. рудовский
4. Re: Выстоит Россия - выстоит Европа, выстоит мир
3. Re: Выстоит Россия - выстоит Европа, выстоит мир
2. Re: Выстоит Россия - выстоит Европа, выстоит мир
1. Re: Выстоит Россия - выстоит Европа, выстоит мир