Пересвет или Челубей?

Размышления о судьбе русского боевого искусства

0
1005
Время на чтение 11 минут

В связи с моей недавней публикацией на РНЛ о русском рукопашном бое, читатели просили меня продолжить тему новыми статьями... Я готов, но воз-то и ныне там... Всё, что писалось мной по этой теме в былые годы, осталось в силе... И вот перед вами статья об одной очень интересной конференции, прошедшей 13 лет назад. Да, прошла такая конференция, посвященная созданию военно-патриотических клубов. Жаль, что уже не возобновлялась (или уж не приглашали меня). Да, действительно, в последствии открылось немало военно-патриотических клубов под церковным благословением. Это замечательно. Но, преподавание рукопашки заметно далеко не в каждом из них. А что самое досадное, то ко мне мало кто и обращается - все изобретают «русский бой» сами. Ну, конечно, - нет ничего проще: зачем учиться - взял и изобрёл! Чего только я не перевидал за эти годы - какие только чудесные виды «русского боя» не наблюдал! Кто-то, видать глянет (или даже и вовсе не глядит) на то, что из моих тренировок попало в Интернет (а там больше работа для молодёжи: серьезной работы я почти не снимал - чтобы не выкладывали потом...). Вот так глянет, боком (а что греха таить - некоторые и приезжали и учились маленько и бестолковенько) и потом: бац - какой-нибудь новый русский стиль. - Вы, говорят, Андрей Вадимыч, на месте топчетесь - четвертый десяток всё одно и то же преподаёте, а мы - развиваемся...

- Ох, дети, дети. Сломали игрушку, не понимая, что внутри и давай из обломков своё лепить. А почему? - Гордыня. Нет, чтобы с покаянием прийти, приехать и поучиться по-настоящему. Нет, до этого не опустятся... Вот и наблюдается несметное количество «русских боёв» У казаков «спас» явился. А-у-у, браты-казаки, покажите мне его... Приглядишься - один что-то из карате показывает, другой из школы Кадочникова чудеса бесконтактные... Третий... ну, не будем никого осуждать. Время пройдёт, - всё Господь расставит на место. Естественно, глядя на такие а ля рюс новоделы простые ребята из бокса или самбо не вдохновляются и пишут мне: «Что вы там с вашим патриотизмом - кигбоксинг круче (или - таеквандо круче) и будем дальше им заниматься». Всё закономерно, и как мне объяснить ребятам, что на самом деле они судят по фальшивой картинке. Да и по одной картинке (даже и подлинной) ничего познать нельзя. А надо прийти и всерьёз изучить и вот тогда, владея и тем и этим, человек способен сам оценить что лучше. А на моих глазах так и происходило - из каких только стилей не приходили ко мне люди и... оставались. А пока, я всё с тем же упорством «не развиваюсь», а даю всё тоже, чему учили отца семь десятилетий назад. Ибо важна преемственность, непрерывность традиции, а любой новодел - это всегда обломки, а вовсе не «развитие» и «усовершенствование», как кажется изобретателям по малоопытности.  А статья, - вот она. Она не к конкретным людям обращена... тут вопросы общие - непреходящие...

 

«Запад есть Запад, Восток есть Восток..» - писал когда-то английский поэт, а он знал толк в Востоке... Речь пойдет об одном из древнейших боевых искусств - о русском. Хотя... это только повод, подход к теме. В этом году в Санкт-Петербурге на масленицу уже в одиннадцатый раз проводился фольклорный фестиваль, посвященный Русской воинской традиции. А когда мы начинали... До 1990 года мало кто и слышал о Русском кулачном бое, и вообще о Русском боевом искусстве. Время было запретное. Сорок лет отдал мой отец нелегальной преподавательской работе, и первая половина моего пути на этом поприще так же прошла при закрытых дверях.

И вот, первые выступления.... И первые статьи в печати. В конце 80-х в «самиздате» появилась моя книга  «Русский кулачный бой» (затем она переиздавалась трижды - в 1993, 1998 и 2001 гг.). Сотни писем получил я за эти годы - спасибо всем.

Потом было многое: фестивали, турниры, выступления во всех концах России, журнал «Русский Стиль» - удачи, ошибки, радость встреч, и непонимание, и злобная неприязнь. Какую только ложь не писали обо мне люди никогда в глаза меня не видевшие. А те, кто видел, те, кто побывал на наших фестивалях или просто на занятиях, худого не говорили. Двери открыты и сейчас - приходите, «имеющий глаза да увидит».

Всякое вспоминается... После первых наших выступлений пригласил меня заведующий кафедрой борьбы преподавать Русский кулачный бой в институте физкультуры: «Откроем отделение, Вы защитите диссертацию...» Что только не обещалось. Не успел оформиться, и провести первое занятие, как ... проректор жал мне руку, возвращая документы, виновато пожимал плечами: «Есть мнение, что следует развивать восточные единоборства». Что тут скажешь? Уходя, я столкнулся с только что приехавшими китайскими специалистами. Ни по-русски, ни по-английски они не понимали, а у меня с китайским языком «не важно» - так и разошлись, как в море корабли.

Вспоминаются и забавные случаи ... К моему отцу пришел молодой журналист. Ни о чем не спрашивал, а сам наседал: «Вы ведь знаете, что Ощепков* учился в Японии?»

- А причем Ощепков, кулачный бой у нас, Слава Богу, от века...

- И до Ощепкова, несомненно, русские ездили в Японию... - И так и сяк вертел журналист. И все у него выходило, что Япония - пуп земли. Отцу это надоело, он сделал заговорщицкий вид и поманил к себе пальцем этого адепта востока:

- Я вам скажу по секрету, - зашептал он ему на ухо, - только вы это никому не говорите.

- Ладно. - Журналист поспешно закивал головой, и весь расплылся в предвкушающей улыбке.

- Да. И до Ощепкова задолго ездили наши в Японию учиться, и я знаю кто ... да говорить нельзя...

- Что вы, что вы! Я - могила, никому ни слова!

- Ладно, смотрите, не проболтайтесь!

- Чеснослово! Кто же?

- Илья Муромец.

- ...

Немая сцена.

- А уже потом Добрыня ездил и Алеша Попович.

Больше мы этого журналиста не видели, впрочем, как и обещанной статьи.

А если всерьез, что стоит за историей Русского кулачного боя? Десятки малоизвестных исследований, сотни не опубликованных архивных материалов да чье-то невидимое «мнение» искоренить все Русское в России.

А русский бой - древнейшая, воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, черта национального характера, а это - один из столпов Русской Народности, а значит и Державности, и Православия. Бой - не столько совокупность определенных приемов, сколько пластика - визитная карточка этноса. Развивая традиционную пластику, мы формируем русский менталитет на глубинном, подсознательном уровне, действуя словом, но более того - делом.

Русское воинство это не только вооруженные силы в ту или иную историческую эпоху, не только боевые навыки и обряды - это особый образ жизни со своей философией, идеологией, своим фольклором, прикладным искусством и т. д.

Русская воинская дружинная культура различных веков, крестьянская ополченская, воинская монастырская, казачья и, наконец, определенная воинская культура Русской, да и советской армии. Все это различные грани боевой воинской традиции России. Все это предмет изучения, возрождения, подражания для современного Русского человека. Отец мой прошел и деревенскую школу боя, и школу армейской разведки. В 1953 - 54 гг. последнюю фактически разгромили. Два десятилетия пустоты, потом появилось «мнение о том, что следует развивать восточные...» Как убивался отец, глядя по телевизору на наших десантников: «Дурят, дурят, ребят...»

А ныне... Возможно, мы стоим на пороге, быть может и не массового, но знаменательного по содержанию процесса воцерковления современной российской армии. И вот здесь Русский бой сыграл бы не последнюю роль. С самого начала он мыслился нами как средство к национальному самосознанию: помочь занимающимся почувствовать себя Русскими людьми, наследниками великой Русской культуры - вот наша задача. Но тяжко все это продвигается и «узки врата...»

И вдруг - приглашение на конференцию: «Боевые искусства и православное сознание»! И не где-нибудь, а в стенах Святой Троицы - по благословению митрополита Кирилла и патриарха всея Руси! Удивительно. Большой зал Московской духовной Академии наполнен наполовину священниками, наполовину - спортсменами. Удивительно! Сколько лет ждали мы с отцом...

Церковь призывает нас развернуть работу по созданию военно-патриотических клубов. Замечательно! Если этого не делает государство, то кто же? Пора бы давно. И, в целом, конференция знаменательная, но было и то, о чем следует сказать особо. Среди многочисленных приглашенных, я да еще - А. И. Ретюнских, были, кажется, единственными представителями русского стиля. А где же Г. Базлов, Д. Семенов и другие... их нет - в зале новообращенные адепты Востока. Востоковедов пригласили, а где же специалисты по русской истории и культуре? Иерархи наши тут не причем, конечно, - конференцию готовили руководители клуба «Пересвет», что действует уже в стенах Троицкого монастыря и преподается там, как было сказано - «просвещенное светом православия» айки-до. Мое же выступление, так поддержанное частью зала, председательствующий (руководитель «Пересвета») и ряд участников приняли в штыки: - Кулачный бой - язычество! И вообще ваш фольклор - язычество! (Еще чуть-чуть и скажут: «ваша Россия». Да, «светом православия» русский бой наш родной тысячу лет просвещался и не просветился, а мистическое айки-до одним только перенесением в Святую Троицу - «просветилось»!) Конечно, все это недомыслие. От незнания дела. Ибо где он фольклор сейчас? Обыватель видит на экранах лишь какую-нибудь бабкину или моисеева, а ему говорят, что это и есть самое русское... Вспоминается, как объявляли по радио: «...а сейчас прозвучит русская народная песня. Слова Фрадкина, музыка Френкеля...» Или наоборот?

Нет, мы не виним никого в неведение: русскую культуру у нас украли подчистую. Дворяне - «просвещая» и воспитывая а ля Европа, большевики - от интернационализма своего, демократы - от космополитизма, а все едино... Был, конечно и объективный процесс секуляризации традиционной культуры. Но как было «ускорено» отмирание деревни! И все же подлинный фольклор у нас существует, поскольку он хранится и в архивах, и в живой традиции, и в достойно принятой традиции, пусть не многих и не афишируемых, но истинно народных коллективов. Жив фольклор и в онтологическом смысле, как бессмертное явление духовной культуры народа, «народности» - эйдоса русской культуры (составной части триады Русской Идеи, или по слову св. Отцов - «промысла Божьего о народе»). И тут, собственно, и просвещать нечего. От Адама это - и лучшее в фольклоре: народная хореография, пластика, музыка, поэзия (а за поэзией - народная этика, народное богословие, народная вера) - все это от Бога. Это есть душа народа, а душа «по природе своей - христианка». (Православие, как учение, космично и не знает «ни эллина, ни иудея». Но, как культура, Православие этнично - каждому языку (народу) в чуде «Пятидесятницы» данное - т. е. образует этносы в соответствие с двумя другими составляющими триады.) Поэтому простим нелепые обвинения, но пора бы и прозреть! Русский бой не просто древнее и эффективное боевое искусство, это определенное сосредоточие мужской традиции, стержень народной педагогики, символ национальной культуры и возрождения. Ведь именно культуру, стоящую за боевым искусством, и следует давать молодежи в военно-патриотических клубах. А что стоит за всей этой восточной мистикой, растиражированной кинематографом?

Сейчас, когда после всех катаклизмов и буржуазных революций, по причинам и объективным, и субъективным, мы утрачиваем остатки Русской Идеи (а были тут и запреты, и репрессии, а теперь еще и коммерческий молох), рушится сама база Идеи - Народность. Существование России поставлено под вопрос, о чем и кричат демографы. Примеров достаточно: Византия, Рим, Вавилон... И вот люди, одни - осознанно, другие по недомыслию, стремящиеся преодолеть национальную ментальность, внедряют следующие идейки: «Россия - многоконфессиональное государство...», «Человек может иметь два гражданства и две нации» и т. п. Такие лозунги и прозвучали на конференции от адептов восточных единоборств в рясах и без: мол, де, можно одновременно быть и русским, и японцем. Многочисленные березовские дают нам пример такого оборотничества. И как важна была бы сейчас культурная политика Русской Православной Церкви!

Нет, братья, нельзя служить двум богам и двух матерей не бывает. В конце концов, всегда придется выбирать за какую Родину проливать кровь. Вы даете приходящим к вам в стены Святой Троицы детишкам (в патриотический клуб «Пересвет»!) за глотком русского воздуха - айки-до! Что же это? Ведь дети верят всему. Пересвет, разве айки-до занимался? А кто соблазнит малых сих... А какие песни поете вы? Русские или Френкеля-фрадкина? Или может уже «рок» или «металл» «светом православия просветили»? Какую одежду носите: русскую или американскую униформу? А что будут петь наши десантники на марше: японские гимны? Или, может, группа «Руки вверх» напишет специальную десантную песню под названием «Рашен, сдавайся!»? Остановиться бы, одуматься... на этом пути окончательной секуляризации культуры. Путь этот уже пройден протестантами и баптистами: все кругом чисто, гладко и порядок, наконец, в России... - души нет! Порядок есть, а России уже нет! Это и называется: дать вместо рыбы змею. Честнее было бы переименовать клуб «Пересвет» в «Челубей». Сей монгольский богатырь как раз владел чем-то вроде айки-до и по-своему, наверно, был мастер.

Я все мечтаю, когда по Красной площади пойдут русские солдаты и будут петь русские солдатские песни, которые пели их деды и прадеды:

Из-за леса копий и мечей

Едет сотня казаков-лихачей...

Или: Поле чистое Турецкое,

Мы когда тебя, поле, пройдем...

А может: С нами Бог, ура, ребята,

Царства Белого орлы... 

И это - наш фольклор, и несть ему конца и края... А потом будут показательные выступления и наши ребята не будут с перекошенными лицами и звериными криками ломать о собственные головы кирпичи, подражая закордонным супербоевикам, а покажут настоящую боевую работу по-русски. А день десантника или пограничника, быть может, из национального стихийного бедствия превратится в фольклорный праздник. Сколько же можно «дурить» наших бойцов...

Речь не о том, что бы создать сеть патриотических клубов именно на основе русского боя, а о том, что бы внедрить систему традиционных народных ценностей во всю педагогическую систему. Народоведение - вот основа народной педагогики. А еще я мечтаю... и кто знает, быть может, пройдет не так много лет, и будет факультативный кулачный бой у наших семинаристов и академиков. Может быть, и народоведение введут, что бы послушать экспедиционные пленки с духовными стихами о Страшном Суде, об Алексее, человеке Божьем, о Вознесении и о Голубиной книге... Свадебный причет бы послушать и похоронный... - много, много чего хранит наш народ. Вера ведь не в голом догмате одном. Во всем народном укладе и быте отразилась она. Оставил нам народ наш не только храмы и книги, но и слово народное незримое. Нет ничего драгоценнее и душеспасительнее, чем прикоснуться к отеческим родникам вечной народной культуры. Никакой спуд не задушит и не убьет ее - она прорвется, рано или поздно, пусть в самый последний момент...

Преподобный Отче Сергие, помози нам! Просвети заблудших наших Челубеев, верни их на стязю святорусскую, Пересветову стязю!

Март - апрель 2002 г., Сергиев посад - Санкт-Петербург

* Василий Сергеевич Ощепков - один из основателей борьбы самбо, накануне Русско-японской войны изучал дзю-до в Японии, позже служил военспецом в Китае. Репрессирован в 1938 году.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 3., рудовский:

Репрессирован в 1938 году. (c)Враг Родины что ли?

Нет. Враг народа. Родина у нас одна, а вот народ - разный.
Иванович Михаил / 19.02.2015, 10:25

4. Автору

Здравствуйте. По-правде говоря, термин "Спас" ввел в рукопашный обиход ныне покойный Л.П.Безклубый в 1989 г. (журнал "Техника-молодежи", №2, статья "Интерес моей мысли"). За год до "первой" питерской масленицы..... Интерсно мнение автора относительно этого фрагмента работы А.А. Кадочникова с 1 мин. 20 сек. по 1 мин. 36 сек. http://www.youtube.com/watch?v=htZn_j9L75w Что за кунфу? Или джиуджицу? Какой из восточных стилей лег в основу техники? Чья там пластика? Безусловно, имеет место влияние спиридоновского направления на систему в целом. Но ведь и Вадиму Иосифовичу давали не только русский бой.... Почему Кадочников в эпоху повального увлечения Востоком назвал свой стиль "русским"? Думаю, у него было на это право... С уважением, Андрей.
Anddr78 / 19.02.2015, 00:48

3. Re: Пересвет или Челубей?

Репрессирован в 1938 году. (c) Враг Родины что ли?
рудовский / 18.02.2015, 18:49

2. Re: Пересвет или Челубей?

Все ниочем. Надо не обижаться, а успокоиться. Это все профанация, эрзац-подмена живого на мервечину рассуждений. Вот послушайте лучше живое , пока не все удалили.http://vidoz.pp.ua/video/9IpZvbrQ4m9.htmlhttp://www.youtube.com/watch?v=UYitwbcfbZ4http://www.youtube.com/watch?v=Z4YAvRrofSAhttp://www.youtube.com/watch?v=hQ379o96O7c
РодЕлена / 18.02.2015, 18:44

1. Re: Пересвет или Челубей?

Ещё бы сказочку на ночь - и любо....
Лебядкин / 18.02.2015, 18:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Вадимович Грунтовский
Перед Вербным
Стихи
20.04.2024
«Русский мир» или русская война?
Что происходит с национальной идеологией?
21.04.2022
Из книги «Пять времен года»
К юбилею автора
31.01.2022
Достоевский – писатель и мыслитель ХХI века
В ПАНИ состоялась Юбилейная дискуссия, посвящённая творчеству русского гения
15.11.2021
Глумление над русской культурой…
Письмо к тем, кто любит нашу Родину
12.10.2021
Все статьи Андрей Вадимович Грунтовский
Последние комментарии
Что случилось с Поклонской?
Новый комментарий от Vladislav
13.09.2024 04:16
Креста на вас нет
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.09.2024 20:48
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Константин В.
12.09.2024 20:42
Кто он, «гражданин неба»?
Новый комментарий от Не старый дед
12.09.2024 18:52
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Новый комментарий от Не старый дед
12.09.2024 18:23