В связи с моей недавней публикацией на РНЛ о русском рукопашном бое, читатели просили меня продолжить тему новыми статьями... Я готов, но воз-то и ныне там... Всё, что писалось мной по этой теме в былые годы, осталось в силе... И вот перед вами статья об одной очень интересной конференции, прошедшей 13 лет назад. Да, прошла такая конференция, посвященная созданию военно-патриотических клубов. Жаль, что уже не возобновлялась (или уж не приглашали меня). Да, действительно, в последствии открылось немало военно-патриотических клубов под церковным благословением. Это замечательно. Но, преподавание рукопашки заметно далеко не в каждом из них. А что самое досадное, то ко мне мало кто и обращается - все изобретают «русский бой» сами. Ну, конечно, - нет ничего проще: зачем учиться - взял и изобрёл! Чего только я не перевидал за эти годы - какие только чудесные виды «русского боя» не наблюдал! Кто-то, видать глянет (или даже и вовсе не глядит) на то, что из моих тренировок попало в Интернет (а там больше работа для молодёжи: серьезной работы я почти не снимал - чтобы не выкладывали потом...). Вот так глянет, боком (а что греха таить - некоторые и приезжали и учились маленько и бестолковенько) и потом: бац - какой-нибудь новый русский стиль. - Вы, говорят, Андрей Вадимыч, на месте топчетесь - четвертый десяток всё одно и то же преподаёте, а мы - развиваемся...
- Ох, дети, дети. Сломали игрушку, не понимая, что внутри и давай из обломков своё лепить. А почему? - Гордыня. Нет, чтобы с покаянием прийти, приехать и поучиться по-настоящему. Нет, до этого не опустятся... Вот и наблюдается несметное количество «русских боёв» У казаков «спас» явился. А-у-у, браты-казаки, покажите мне его... Приглядишься - один что-то из карате показывает, другой из школы Кадочникова чудеса бесконтактные... Третий... ну, не будем никого осуждать. Время пройдёт, - всё Господь расставит на место. Естественно, глядя на такие а ля рюс новоделы простые ребята из бокса или самбо не вдохновляются и пишут мне: «Что вы там с вашим патриотизмом - кигбоксинг круче (или - таеквандо круче) и будем дальше им заниматься». Всё закономерно, и как мне объяснить ребятам, что на самом деле они судят по фальшивой картинке. Да и по одной картинке (даже и подлинной) ничего познать нельзя. А надо прийти и всерьёз изучить и вот тогда, владея и тем и этим, человек способен сам оценить что лучше. А на моих глазах так и происходило - из каких только стилей не приходили ко мне люди и... оставались. А пока, я всё с тем же упорством «не развиваюсь», а даю всё тоже, чему учили отца семь десятилетий назад. Ибо важна преемственность, непрерывность традиции, а любой новодел - это всегда обломки, а вовсе не «развитие» и «усовершенствование», как кажется изобретателям по малоопытности. А статья, - вот она. Она не к конкретным людям обращена... тут вопросы общие - непреходящие...
«Запад есть Запад, Восток есть Восток..» - писал когда-то английский поэт, а он знал толк в Востоке... Речь пойдет об одном из древнейших боевых искусств - о русском. Хотя... это только повод, подход к теме. В этом году в Санкт-Петербурге на масленицу уже в одиннадцатый раз проводился фольклорный фестиваль, посвященный Русской воинской традиции. А когда мы начинали... До 1990 года мало кто и слышал о Русском кулачном бое, и вообще о Русском боевом искусстве. Время было запретное. Сорок лет отдал мой отец нелегальной преподавательской работе, и первая половина моего пути на этом поприще так же прошла при закрытых дверях.
И вот, первые выступления.... И первые статьи в печати. В конце 80-х в «самиздате» появилась моя книга «Русский кулачный бой» (затем она переиздавалась трижды - в 1993, 1998 и 2001 гг.). Сотни писем получил я за эти годы - спасибо всем.
Потом было многое: фестивали, турниры, выступления во всех концах России, журнал «Русский Стиль» - удачи, ошибки, радость встреч, и непонимание, и злобная неприязнь. Какую только ложь не писали обо мне люди никогда в глаза меня не видевшие. А те, кто видел, те, кто побывал на наших фестивалях или просто на занятиях, худого не говорили. Двери открыты и сейчас - приходите, «имеющий глаза да увидит».
Всякое вспоминается... После первых наших выступлений пригласил меня заведующий кафедрой борьбы преподавать Русский кулачный бой в институте физкультуры: «Откроем отделение, Вы защитите диссертацию...» Что только не обещалось. Не успел оформиться, и провести первое занятие, как ... проректор жал мне руку, возвращая документы, виновато пожимал плечами: «Есть мнение, что следует развивать восточные единоборства». Что тут скажешь? Уходя, я столкнулся с только что приехавшими китайскими специалистами. Ни по-русски, ни по-английски они не понимали, а у меня с китайским языком «не важно» - так и разошлись, как в море корабли.
Вспоминаются и забавные случаи ... К моему отцу пришел молодой журналист. Ни о чем не спрашивал, а сам наседал: «Вы ведь знаете, что Ощепков* учился в Японии?»
- А причем Ощепков, кулачный бой у нас, Слава Богу, от века...
- И до Ощепкова, несомненно, русские ездили в Японию... - И так и сяк вертел журналист. И все у него выходило, что Япония - пуп земли. Отцу это надоело, он сделал заговорщицкий вид и поманил к себе пальцем этого адепта востока:
- Я вам скажу по секрету, - зашептал он ему на ухо, - только вы это никому не говорите.
- Ладно. - Журналист поспешно закивал головой, и весь расплылся в предвкушающей улыбке.
- Да. И до Ощепкова задолго ездили наши в Японию учиться, и я знаю кто ... да говорить нельзя...
- Что вы, что вы! Я - могила, никому ни слова!
- Ладно, смотрите, не проболтайтесь!
- Чеснослово! Кто же?
- Илья Муромец.
- ...
Немая сцена.
- А уже потом Добрыня ездил и Алеша Попович.
Больше мы этого журналиста не видели, впрочем, как и обещанной статьи.
А если всерьез, что стоит за историей Русского кулачного боя? Десятки малоизвестных исследований, сотни не опубликованных архивных материалов да чье-то невидимое «мнение» искоренить все Русское в России.
А русский бой - древнейшая, воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, черта национального характера, а это - один из столпов Русской Народности, а значит и Державности, и Православия. Бой - не столько совокупность определенных приемов, сколько пластика - визитная карточка этноса. Развивая традиционную пластику, мы формируем русский менталитет на глубинном, подсознательном уровне, действуя словом, но более того - делом.
Русское воинство это не только вооруженные силы в ту или иную историческую эпоху, не только боевые навыки и обряды - это особый образ жизни со своей философией, идеологией, своим фольклором, прикладным искусством и т. д.
Русская воинская дружинная культура различных веков, крестьянская ополченская, воинская монастырская, казачья и, наконец, определенная воинская культура Русской, да и советской армии. Все это различные грани боевой воинской традиции России. Все это предмет изучения, возрождения, подражания для современного Русского человека. Отец мой прошел и деревенскую школу боя, и школу армейской разведки. В 1953 - 54 гг. последнюю фактически разгромили. Два десятилетия пустоты, потом появилось «мнение о том, что следует развивать восточные...» Как убивался отец, глядя по телевизору на наших десантников: «Дурят, дурят, ребят...»
А ныне... Возможно, мы стоим на пороге, быть может и не массового, но знаменательного по содержанию процесса воцерковления современной российской армии. И вот здесь Русский бой сыграл бы не последнюю роль. С самого начала он мыслился нами как средство к национальному самосознанию: помочь занимающимся почувствовать себя Русскими людьми, наследниками великой Русской культуры - вот наша задача. Но тяжко все это продвигается и «узки врата...»
И вдруг - приглашение на конференцию: «Боевые искусства и православное сознание»! И не где-нибудь, а в стенах Святой Троицы - по благословению митрополита Кирилла и патриарха всея Руси! Удивительно. Большой зал Московской духовной Академии наполнен наполовину священниками, наполовину - спортсменами. Удивительно! Сколько лет ждали мы с отцом...
Церковь призывает нас развернуть работу по созданию военно-патриотических клубов. Замечательно! Если этого не делает государство, то кто же? Пора бы давно. И, в целом, конференция знаменательная, но было и то, о чем следует сказать особо. Среди многочисленных приглашенных, я да еще - А. И. Ретюнских, были, кажется, единственными представителями русского стиля. А где же Г. Базлов, Д. Семенов и другие... их нет - в зале новообращенные адепты Востока. Востоковедов пригласили, а где же специалисты по русской истории и культуре? Иерархи наши тут не причем, конечно, - конференцию готовили руководители клуба «Пересвет», что действует уже в стенах Троицкого монастыря и преподается там, как было сказано - «просвещенное светом православия» айки-до. Мое же выступление, так поддержанное частью зала, председательствующий (руководитель «Пересвета») и ряд участников приняли в штыки: - Кулачный бой - язычество! И вообще ваш фольклор - язычество! (Еще чуть-чуть и скажут: «ваша Россия». Да, «светом православия» русский бой наш родной тысячу лет просвещался и не просветился, а мистическое айки-до одним только перенесением в Святую Троицу - «просветилось»!) Конечно, все это недомыслие. От незнания дела. Ибо где он фольклор сейчас? Обыватель видит на экранах лишь какую-нибудь бабкину или моисеева, а ему говорят, что это и есть самое русское... Вспоминается, как объявляли по радио: «...а сейчас прозвучит русская народная песня. Слова Фрадкина, музыка Френкеля...» Или наоборот?
Нет, мы не виним никого в неведение: русскую культуру у нас украли подчистую. Дворяне - «просвещая» и воспитывая а ля Европа, большевики - от интернационализма своего, демократы - от космополитизма, а все едино... Был, конечно и объективный процесс секуляризации традиционной культуры. Но как было «ускорено» отмирание деревни! И все же подлинный фольклор у нас существует, поскольку он хранится и в архивах, и в живой традиции, и в достойно принятой традиции, пусть не многих и не афишируемых, но истинно народных коллективов. Жив фольклор и в онтологическом смысле, как бессмертное явление духовной культуры народа, «народности» - эйдоса русской культуры (составной части триады Русской Идеи, или по слову св. Отцов - «промысла Божьего о народе»). И тут, собственно, и просвещать нечего. От Адама это - и лучшее в фольклоре: народная хореография, пластика, музыка, поэзия (а за поэзией - народная этика, народное богословие, народная вера) - все это от Бога. Это есть душа народа, а душа «по природе своей - христианка». (Православие, как учение, космично и не знает «ни эллина, ни иудея». Но, как культура, Православие этнично - каждому языку (народу) в чуде «Пятидесятницы» данное - т. е. образует этносы в соответствие с двумя другими составляющими триады.) Поэтому простим нелепые обвинения, но пора бы и прозреть! Русский бой не просто древнее и эффективное боевое искусство, это определенное сосредоточие мужской традиции, стержень народной педагогики, символ национальной культуры и возрождения. Ведь именно культуру, стоящую за боевым искусством, и следует давать молодежи в военно-патриотических клубах. А что стоит за всей этой восточной мистикой, растиражированной кинематографом?
Сейчас, когда после всех катаклизмов и буржуазных революций, по причинам и объективным, и субъективным, мы утрачиваем остатки Русской Идеи (а были тут и запреты, и репрессии, а теперь еще и коммерческий молох), рушится сама база Идеи - Народность. Существование России поставлено под вопрос, о чем и кричат демографы. Примеров достаточно: Византия, Рим, Вавилон... И вот люди, одни - осознанно, другие по недомыслию, стремящиеся преодолеть национальную ментальность, внедряют следующие идейки: «Россия - многоконфессиональное государство...», «Человек может иметь два гражданства и две нации» и т. п. Такие лозунги и прозвучали на конференции от адептов восточных единоборств в рясах и без: мол, де, можно одновременно быть и русским, и японцем. Многочисленные березовские дают нам пример такого оборотничества. И как важна была бы сейчас культурная политика Русской Православной Церкви!
Нет, братья, нельзя служить двум богам и двух матерей не бывает. В конце концов, всегда придется выбирать за какую Родину проливать кровь. Вы даете приходящим к вам в стены Святой Троицы детишкам (в патриотический клуб «Пересвет»!) за глотком русского воздуха - айки-до! Что же это? Ведь дети верят всему. Пересвет, разве айки-до занимался? А кто соблазнит малых сих... А какие песни поете вы? Русские или Френкеля-фрадкина? Или может уже «рок» или «металл» «светом православия просветили»? Какую одежду носите: русскую или американскую униформу? А что будут петь наши десантники на марше: японские гимны? Или, может, группа «Руки вверх» напишет специальную десантную песню под названием «Рашен, сдавайся!»? Остановиться бы, одуматься... на этом пути окончательной секуляризации культуры. Путь этот уже пройден протестантами и баптистами: все кругом чисто, гладко и порядок, наконец, в России... - души нет! Порядок есть, а России уже нет! Это и называется: дать вместо рыбы змею. Честнее было бы переименовать клуб «Пересвет» в «Челубей». Сей монгольский богатырь как раз владел чем-то вроде айки-до и по-своему, наверно, был мастер.
Я все мечтаю, когда по Красной площади пойдут русские солдаты и будут петь русские солдатские песни, которые пели их деды и прадеды:
Из-за леса копий и мечей
Едет сотня казаков-лихачей...
Или: Поле чистое Турецкое,
Мы когда тебя, поле, пройдем...
А может: С нами Бог, ура, ребята,
Царства Белого орлы...
И это - наш фольклор, и несть ему конца и края... А потом будут показательные выступления и наши ребята не будут с перекошенными лицами и звериными криками ломать о собственные головы кирпичи, подражая закордонным супербоевикам, а покажут настоящую боевую работу по-русски. А день десантника или пограничника, быть может, из национального стихийного бедствия превратится в фольклорный праздник. Сколько же можно «дурить» наших бойцов...
Речь не о том, что бы создать сеть патриотических клубов именно на основе русского боя, а о том, что бы внедрить систему традиционных народных ценностей во всю педагогическую систему. Народоведение - вот основа народной педагогики. А еще я мечтаю... и кто знает, быть может, пройдет не так много лет, и будет факультативный кулачный бой у наших семинаристов и академиков. Может быть, и народоведение введут, что бы послушать экспедиционные пленки с духовными стихами о Страшном Суде, об Алексее, человеке Божьем, о Вознесении и о Голубиной книге... Свадебный причет бы послушать и похоронный... - много, много чего хранит наш народ. Вера ведь не в голом догмате одном. Во всем народном укладе и быте отразилась она. Оставил нам народ наш не только храмы и книги, но и слово народное незримое. Нет ничего драгоценнее и душеспасительнее, чем прикоснуться к отеческим родникам вечной народной культуры. Никакой спуд не задушит и не убьет ее - она прорвется, рано или поздно, пусть в самый последний момент...
Преподобный Отче Сергие, помози нам! Просвети заблудших наших Челубеев, верни их на стязю святорусскую, Пересветову стязю!
Март - апрель 2002 г., Сергиев посад - Санкт-Петербург* Василий Сергеевич Ощепков - один из основателей борьбы самбо, накануне Русско-японской войны изучал дзю-до в Японии, позже служил военспецом в Китае. Репрессирован в 1938 году.
5. Ответ на 3., рудовский:
4. Автору
3. Re: Пересвет или Челубей?
2. Re: Пересвет или Челубей?
1. Re: Пересвет или Челубей?