1.Соблазн, преувеличивать себя в своем значении, искушает не только людей, но и государства и особенно империи, как бы они не назывались в наше время. При этом они становятся кандидатами на роль государства-зверя. Искушение это начинается с того момента, когда империя выходит из своих естественных границ и её политика становится империалистической. Второй соблазн это отказ от национальности в пользу какого-то другого объединяющего принципа. По этой новой идеологеме нет никому никаких ограничений на вхождение в это сообщество, естественно при полном принятии новой господствующей идеологии. Как было провозглашено одним из кандидатов: «кто был ничем, тот станет всем».
Римская империя во многом соответствовала этим требованиям. Поэтому в ней часто и видели толкователи Апокалипсиса «зверя, выходящего из моря». О первом претенденте на место государства-зверя в наше время мы писали выше. США идеально соответствуют этим требованиям. Но есть и второй претендент. Это исламское государство ИГ. У него нет границ, и он принимает всех и отовсюду в число своих сторонников. Если его идеология станет бродильным элементом (началом) в исламе, распространившимся на все материки, перед нами несомненный претендент. В его пользу говорит и его откровенная ненависть, гонение и истребление христиан. И тогда перед нами может сложиться ситуация, описанная в книге пророка Даниила. И мы получим некоторую отсрочку, при условии, что не вяжемся в их противостояние, в борьбу двух претендентов на мировое господство. Но обратимся к книге пророка Даниила: «Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после. Видел я, как этот овен, бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спастись от него; он делал, что хотел, и величался. Я внимательно смотрел на это и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящего у реки, и бросился на него в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломал у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю, растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него...И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! Объясни ему это видение». И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!». И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицом моим на земле; но он прикоснулся ко мне, и сказал: «вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени» (Дан.8:3-7; 16-19).
В Апокалипсисе подобная ситуация не рассматривается. Возможно, она касается последних времен Ветхозаветной истории. Но Священное Писание это не только Книга о прошедшем и будущем, но и о настоящем. По молитвам святых, особенно Пресвятой Девы Богородицы, последние времена были отодвинуты и очередные кандидаты на роль зверя-государства были отставлены и рассеяны. Будем надеется, что и очередной претендент на роль государства-зверя распадется, как распались Британская, Австро-Венгерская, Османская и Российская империи. Будем и мы, усердно молится об этом. Однако это не означает, что проект Апокалипсиса не сбылся (не состоялся). Откровение, - пишет прот.Сергий Булгаков, - содержит в себе план или схему всемирной истории в конкретных художественно-исторических образах. Хотя и нельзя не находить в них связи с событиями современной тайнозрителю эпохи, однако не следует этой связи преувеличенно переоценивать, дешифрируя их исторически во всей точности и полноте» (прот. Сергий Булгаков Апокалипсис Иоанна. М., 1991. С. 111). Но чтобы не случилось, чтение Апокалипсиса должно помочь нам понять свое время. Действительно прошли времена «мнимо-константиновской эпохи» и наступила эпоха трагедии «неизбывной и страшной борьбы со Христом сил антихристианских или просто языческих и стихийных» (там же с.105). И мы должны быть готовыми к этому.
2.Чтобы нам случайно или по недомыслию не попасть в рекруты армий претендентов на мировое господство, мы должны быть особенно бдительными к проявлениям в нас тех свойств звериности, которые символически показаны в Апокалипсисе. Это в первую очередь гордость, высокомерие, осуждение всех и вся. Однако считать себя всегда правым трудно. Но если примкнуть к новому (традиционному), прогрессивному (вечному), словом любому учению или движению, считающему себя непогрешимым и единственным, и уже выступать от их лица, от лица всего человечества или прогрессивного человечества, то можно позволить себе всё, ради «великих» целей демократии, шариата, коммунизма и т.д. Те, кто поддались этому соблазну, удовлетворив свою гордыню, уже не просто потенциальные, а реальные рекруты армий врага рода человеческого. Они и обеспечивают постоянный рост сторонников новых идеологий, в наше время демократических или радикально мусульманских.
Лживость, ненависть к правде второй соблазн, искушающий многих в наше время. Не случайно совсем недавно «жить не по лжи» призывал А.И.Солженицын, человек, всегда остро чувствующий всякую неправду. Этот соблазн эпохи, соблазн особенно злободневный для нашего времени, поражает, а точнее уже поразил многих людей СМИ, через информацию пропагандирующих ту или иную идеологию. Но, лживость это не только прямая неправда. Это и обсуждение надуманных вопросов и проблем и игнорирование действительно актуальных. Это превращение в шоу всего: искусства, политики, науки, спорта. Мы не должны принимать участия во всем этом, а если будем вынуждены, то должны говорить правду, отстаивать истину, утверждать красоту. Так мы реально победим этого зверя (барса) в себе и поможем остальным людям.
Соблазн «медведя» - это жестокость ради жестокости, почти ничем не прикрываемая. Разве что привести людей, город, народ, в состояние постоянного страха, паники, ужаса. И тогда с ним можно делать многое, что невозможно сделать в «мирное» время.
Четвертый зверь символизирует тот грех в человеке, который делает его способным, без малейших угрызений совести, применять атомную бомбу против мирных жителей, использовать отравляющие газы, разрабатывать бактериологическое оружие. Всё это, начатое в США, Германии, Японии потом неимоверно выросло и привело к созданию водородной бомбы, появлению новых эпидемий, перед которыми человек почти беззащитен. По своей бесчеловечности эта «зверскость» превосходит всю звериность животных вместе взятых и потому четвертый зверь не был назван в Апокалипсисе. В период т .н. холодной войны к этому греху стали причастны многие служители науки и техники. Но кто из них осознал свой грех, разве что Андрей Сахаров Он по-светски пытался искупить свой грех, начав правозащитную деятельность. Как поступать тем, кто в наше время причастен к разработке новой звериности, которая в принципе может погубить большинство человечества. Это особый вопрос, который должна, а может быть и решила, Церковь и это не входит в мою компетенцию.
Для чего я более подробно остановился на «четвертой звериности»? Для того, чтобы мы поняли особый характер греховности XXI века и каялись в том, что может быть раньше и не считали грехом. В принципе к этой греховности примыкает и, если можно так выразиться, «греховная медицина и здравоохранение» (эвтаназия, аборты, ювенальная юстиция). Но здесь Церковь уже возвысила свой осуждающий голос и помогла людям правильно понимать новую греховность в медицине.
На этом я заканчиваю свое толкование 13 главы Апокалипсиса. Надеюсь, этим я положил некоторое начало, показав пример, как видеть в Священном Писании сегодняшний день и значит духовно понимать происходящее в мире, к чему в принципе призваны все христиане.