itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Империализм в работах Н.И.Бухарина

Бывший СССР 
0
930
Время на чтение 8 минут

Бухарин Николай Иванович - родился 27 сентября (9 октября) 1888 года, умер 15 марта 1938 года. В 1906 году, будучи гимназистом выпускного класса, Бухарин вступил в РСДРП(б). В 1907-1910 гг. Бухарин учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета. Из университета Бухарин был исключен в связи с арестом; в 1911 году был сослан в Архангельск, затем на Онегу, оттуда бежал через Москву в Ганновер. В эмиграции работал в большевистских и социалистических организациях Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, в Скандинавских странах. В 1912 году в Кракове познакомился с В.И.Лениным. В 1915 году Бухарин опубликовал книгу «Мировое хозяйство и империализм». В апреле 1917 года Бухарин возвратился на родину. В дни Октябрьского переворота Бухарин возглавлял редакцию «Известий Московского ВРК». В марте 1919 года Бухарин был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б), а в июне 1924 года- членом Политбюро, которым он оставался до ноября 1929 года. В 1919-1929 гг. занимал пост члена Исполкома Коминтерна и его президиума. В 1928 году был избран действительным членом АН СССР.

В возникшем на определенном этапе союзе Сталин-Бухарин первый занимался организационно-аппаратными вопросами, а Бухарин - теорией марксизма, пропагандой, экономической программой, Коминтерном. Союз носил временный характер. В ноябре 1929 года на Пленуме ЦК Бухарин был выведен из состава Политбюро и снят с поста редактора «Правды». Московский комитет партии был очищен от бухаринцев, а партийная печать - от питомцев его школы. В феврале 1937 Бухарин был арестован по делу Правотроцкистского антисоветского блока. 13 марта 1938 Бухарин был расстрелян. В 1988 в годы «перестройки» Бухарин был реабилитирован и восстановлен в партии (1).

Говоря о работах Н.И. Бухарина об империализме, необходимо отметить, что сам капитализм на определенном этапе своего развития создал объективную возможность появления политарного общества нового типа. Во второй трети XIX в. начали возникать монополистические объединения капиталистов, которые имели тенденцию к укрупнению. Возникали все более и более крупные монополии. Несколько позднее стала проявляться еще одна тенденция - сращивание монополий с государством, соединение их в единый организм. Логическим завершением действия этих двух тенденций было бы появление такого монополистического объединения, в состав которого бы входили все представители господствующего класса и которое совпадало бы если не со всем государственным аппаратом, то, по крайней мере, с его верхушкой. Иначе говоря, логическим завершением развития в данном направлении было бы появление индустрополитарного общества.

Раньше всего это было осознано не учеными, а художниками. В романе Дж. Лондона «Железная пята», вышедшем в 1908 г., была нарисована впечатляющая картина пришедшего на смену капитализму индустриально-политарного общества. Десятью годами раньше идея такого общества нашла своё художественное воплощение в романе Г. Уэллса «Когда спящий проснётся» (1898)] (2). Созданный гением Дж. Лондона образ «железной пяты» был использован Н.И. Бухариным в работах 1915-1916 годов, в которых указанная выше тенденция была осмыслена теоретически. Как писал Н.И. Бухарин, в результате слияния промышленного и банковского капитала с самой государственной властью народное хозяйство каждой из развитых капиталистических стран превращается «в один гигантский комбинированный трест, пайщиками которого являются финансовые группы и государство». Такого рода образование он называет «государственно-капиталистическим трестом», а всю систему в целом государственным капитализмом» (3).

Несмотря на громадное воздействие В. И. Ленина, Н. И. Бухарин никогда не шел в науке слепо за ним. В этом проявлялась не только самостоятельность Н. И. Бухарина как ученого. Разная политическая роль в истории партии, своеобразные пути формирования марксистского мировоззрения, различия способов теоретического мышления и психологического склада приводили к тому, что по многим вопросам взгляды Н.И.Бухарина существенно отличались от ленинских (4). Самостоятельность Бухарина как исследователя в изучении империализма можно увидеть уже из того, что его основная работа по империализму вышла на год раньше, чем книга В.И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма».

Среди работ Бухарина Н.И., посвященных империализму, можно выделить следующие: К теории империалистического государства. М., 1925.; Мировое хозяйство и империализм. (Экономический очерк), М. - Пг., 1923.; Империализм и накопление капитала (теоретический этюд), 4-е изд. М.-Л., 1929.

Империализм рассматривался Н.И. Бухариным как комплекс тенденций развитий мирового хозяйства, характерных для новой фазы капитализма. Он склонен был рассматривать общественные процессы как полностью завершенные, достигшие предела в своем развитии, что затрудняло их исследование в диалектической противоречивости и изменчивости (5).

Бухарин писал, что «уже самый поверхностный взгляд на экономическую жизнь обнаруживает необычайную связанность самых разных частей земного шара. Это проявляется, прежде всего, в факте мировых цен и мирового рынка. Высота цен не определяется теперь только теми издержками производства, которые свойственны данному локальному или «национальному» производству. В громадной степени эти «национальные» и локальные особенности выравниваются в общей равнодействующей мировых цен, которые давят, в свою очередь, на отдельных производителей, отдельные страны, отдельные территории».(6)

По мнению Бухарина «в нашу эпоху (работа была издана в 1915 году. прим. авт.) интересы финансового капитала требуют прежде всего роста своей территории, т.е. диктуют завоевательную политику, непосредственное давление военной силы, империалистический грабеж»(7). «Не невозможность деятельности внутри страны, а погоня за более высокой прибылью - вот что является движущей силой современного капитализма. Более низкая норма прибыли гонит товары и капиталы все дальше от их «родины». Но этот процесс происходит одновременно в различных частях мирового хозяйства. Капиталисты различных «национальных хозяйств» сталкиваются здесь как конкуренты, и чем сильнее рост производительных сил мирового капитализма, чем интенсивнее рост внешней торговли, тем обостреннее конкурентная борьба»(8). «Погоня за рынками сбыта неизбежно создает конфликты между «национальными» группами капитала. Величайший рост производительных сил и сужение до минимума свободных рынков за последнее время, таможенная политика держав, связанная с господством финансового капитала, и обострение затруднений при реализации товарных цен создают ситуацию, где решающий голос принадлежит военной технике»(9).

«Боевая способность на мировом рынке зависит от силы и сплоченности «нации», ее финансовых и военных ресурсов. Самодовлеющая государственно-национальная и хозяйственная единица, безгранично расширяющая свою силу вплоть до мирового царства - таков идеал, построенный финансовым капиталом»(10).

Бухарин считал, что «империализм, как политика финансового капитала является носителем финансово-капиталистической структуры, подчиняет мир господству финансового капитала. Точно так же, как финансовый капитализм (не смешивать просто с денежным: для финансового капитала характерно то, что он является одновременно и банковым и промышленным) есть исторически ограниченная эпоха, характерная для последних десятилетий, точно так же и империализм, как политика финансового капитализма, есть специфически историческая категория. На этом же фундаменте основывается и различие между войнами, функциональное значение которых определяется тем, какой хозяйственной структуре они служат. Тактически - все вышеупомянутые различия крайне важны, так как ответ пролетариата на войну зависит, в конечном счете, именно от «типа» этой войны; в частности, финансово-капиталистическая война, предполагающая высокоразвитые и в значительной степени организованные «национально-хозяйственные» организмы, ставит перед пролетариатом задачу завоевания власти, классовой, социалистической диктатуры путем превращения империалистской войны между «нациями» в гражданскую войну между классами»(11).

В этом коренное отличие работ Бухарина от теории империализма К. Каутского, который в своей работе «Национальное государство, империалистическое государство и союз государств» (1914) утверждал, что империализм является только вопросом силы, а не экономической необходимости, соответственно ни империализм, ни империалистические войны в политику социал-демократии не должны внести никаких изменений. Здесь же мы видим и его расхождение с Р. Гильфердингом, который в «Финансовом капитале» (1910) подверг ревизии теорию денег и кредита К. Маркса, приписывал бумажным деньгам способность непосредственно отражать стоимость товара. Можно здесь же отметить, что выводы Р.Гильфердинга в целом соприкасались с выводами К. Каутского: монополии ведут к нивелировке, устраняют неравномерность развития и являются ячейками организованного империализма.

Утопичность идей Бухарина Н.И. о грядущем общественном устройстве со всей очевидностью выражена в последнем абзаце его статьи «Мировое хозяйство и империализм»: «Но, может быть, эпоха «ультраимпериализма» есть все же реальная возможность, которая осуществится путем централизационного процесса? Шаг за шагом будут поедать государственно-капиталистические тресты друг друга, пока не воцарится держава, победившая всех. Эта возможность была бы для нас мыслима, если бы мы не считались абсолютно с силой сопротивления рабочего класса. На самом деле ряд войн, идущих одна за другой во все более грандиозных размерах, неизбежно должен привести в движение всю революционную энергию пролетариата. Наученный кровавым опытом, рабочий класс восстанет против системы, которая превращает его в пушечное мясо ради капиталистической сверхприбыли. Потрясенный во всех своих основах, мир увидит небывалую схватку классовых противников. Заканчивается «предыстория» человечества. Настает «царство свободы» (12).

XX век явил миру несколько разных типов таких «царств свободы», включающих в том числе, и Советский Союз периода продвижения идей мировой революции, и фашистскую Германию. В СССР творцы этого государства нового типа стали его же жертвами. На рубеже XX - XXI веков мир стал иным, чем сто лет назад, люди в основной массе разочаровались в каких-либо идеях. При этом виток глобализации и роста мощи финансового капитала вышел уже на качественно иной уровень. Современные информационные системы позволяют в основном контролировать общественное мнение без элементов внешнего принуждения. И в этих условиях возрастает роль гражданского общества, как инструмента, позволяющего личности реализовывать свои гражданские права и свободы.

Примечания
1. См.: Гаврилов Ю. Л. Бухарин Николай Иванович - биография революционера biografii.ru › biogr...buharin_n_i/buharin_n_i.php (дата обращения 21.02. 2011 года)
2. Бухарин Н.И. Мировое хозяйство и империализм (экономический очерк). М.-Пг., 1923. С. 78.
3. Семенов Ю. Капитализм и индустрополитаризм scepsis.ru› Библиотека›id_347.html (дата обращения 21.02.2011 года).
4. Цакунов С.В. Формирование взглядов Н.И. Бухарина на экономику переходного периода closelook.narod.ru › buharin/buharin_istoki_01.html (дата обращения 21.02.2011 года)
5. Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики империализма. М.,1989. С. 5-6
6. Бухарин Н.И. Мировое хозяйство и империализм // Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М., 1989. С. 25
7. Там же. С. 57
8. Там же. С. 60
9. Там же. С. 62-63
10. Там же. С. 73
11. Там же. С. 76
12. Там же. С. 93

Алексей Федотов, доктор исторических наук, профессор Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на комментарий 1

Дело в том, что гражданское общество - это распространенный сегодня термин, который может иметь разное содержание, в том числе вполне положительное. То, что Светом сейчас нередко называют тьму, а Любовью блуд, не говорит о том, что от этого они и на самом деле приобрели новое значение и их теперь нельзя употреблять. В отношении "современности" термина "гражданское общество": он приобретает негативный оттенок, когда его появление связывают с Французской революцией. Между тем, его истоки в античности, в Византийской империи; если их проследить, то термин звучит совсем по иному. В этом случае нет его принципиального противоречия общине.
Федотов А.А. / 12.10.2014, 02:48

1. Re: Империализм в работах Н.И.Бухарина

так сказал автор - "И в этих условиях возрастает роль гражданского общества, как инструмента, позволяющего личности реализовывать свои гражданские права и свободы." Однако гражданское общество - современный полит-технологический инструмент для влома государста и приципиально противоречит общине. Не стоит, по моему, превращать РНЛ в агитационную трибуну или пропагандистский рупор таких весьма сомнительных идей.
Лебядкин / 11.10.2014, 10:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Федотов
Лекция «История и наша жизнь» в Ивановском
городском народном университете«Третий возраст»
27.02.2024
Это не означает, что архитекторы не могли
сделать лучше - многое определяет заказчик
25.01.2024
«Владыка Амвросий обладал удивительным даром…»
Профессор Алексей Федотов рассказывает о своей новой книге
16.01.2024
Все статьи Алексей Федотов
Бывший СССР
Усиление государства или гибель
Уже десятилетия спустя некому будет защищать границы одной шестой суши
28.02.2024
Мёртвого Навального, как зомби, Запад запускает в русское общество
Создание мёртвого вождя Навального сопровождается диффамацией живого вождя русского народа — Президента Путина
28.02.2024
Выдающиеся русские авиаконструкторы
Ростислав Аполлосович Беляков (1919 – 2014)
28.02.2024
День памяти дипломата графа М.И.Воронцова
Сегодня мы также вспоминаем композитора А.П.Бородина, адмирала В.С.Завойко, художника Н.Н.Дубовского, профессора И.П.Созоновича, академиков С.Ф.Ольденбурга и Н.Н.Лузина и маршала Н.Н.Воронова
28.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.02.2024 22:23
Кто идёт к власти в России?
Новый комментарий от Русский Иван
27.02.2024 21:10
К 155-летию Н.К.Крупской
Новый комментарий от Русский Иван
27.02.2024 21:00
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Русский Иван
27.02.2024 20:39
Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева?
Новый комментарий от Калужанин
27.02.2024 20:34
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от С. Югов
27.02.2024 20:23