Никто и не ждал сенсационных прорывов в отношениях России и Украины после встречи в Минске. Исходя из политики, что они проводили, это было бы верхом наивности. Но главные вопросы в отношениях двух стран были озвучены и услышаны.
Пока Россия призывала к немедленному прекращению огня, миру и диалогу, украинская власть расстреливала мирных граждан в собственных городах и селах и обвиняла Россию. Президент Порошенко раз за разом объявлял в прямом эфире о якобы уничтоженных российских бронеколоннах, информацию о которых тут же тиражировали ведущие западные СМИ, а потом стыдливо опровергали спецслужбы в Пентагоне и разведывательном управлении США. При этом, например, МИД Великобритании, не заботясь о проверке данных, вызывало нашего посла Александра Яковенко, требуя от него объяснений.
После того как оказалось, что все обвинения российской стороны в трагедии с малазийским «Боингом» оказались ложью, информация о судьбе сбитого самолета исчезла из лент новостей западных СМИ, а заявления украинских официальных властей по этому поводу стали напоминать диагноз из психиатрической клиники. Заместитель председателя СБУ Виктор Ягуней в эфире «5-го канала» заявил, что в качестве основной версию СБУ разрабатывает ту, по которой пассажирский самолет был сбит украинскими военными. «Теракт с «Боингом» был совершен лицами, которые руководили этим «Буком», это не может быть местное население, подготовленное на каких-либо курсах. Люди, которые управляют таким оружием, должны иметь не просто профессиональную подготовку, а опыт таких стрельб. Нами отрабатывается версия, что это наши специалисты, которые остались на территории крымского полуострова и перешли на сторону Российской Федерации. Там стояло наиболее подготовленное подразделение ПВО, которое имело значительный опыт использования «Буков». Комментарии здесь излишни.
Гуманитарную помощь российской стороны украинские власти объявили «военным вторжением», а доставку лекарств и гуманитарных грузов - переброской вооружения на территорию Украины. Премьер Яценюк призвал как можно скорее принять закон о введении самых жестких санкций по отношению к России, призывая - ни много ни мало -к полному запрету транзита газа через Украину в Европу. Порошенко заявил о роспуске Верховной Рады, выборы в которую назначили на 26 октября, и поехал на консультации к европарламентариям.
Уставшее от бесконечных эскапад украинской власти руководство ЕС на фоне ответных экономических санкций со стороны России и приближающейся зимы мгновенно прозрело и вместо безоговорочной поддержки своего «нового друга» тут же в ультимативной форме предложило ему начать переговоры с Россией. Об этом заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. «Я предложила начать переговоры о прекращении огня на Украине, установлении полноценного контроля границы и доставке гуманитарной помощи в полном соответствии с международными нормами», - подчеркнула она и отметила важность диалога для решения украинского кризиса. «Мы заинтересованы в поддержке украинского народа и заинтересованы в том, чтобы он жил в мире и безопасности. Мы в ЕС хорошо знаем, как важно иметь возможность для диалога для решения конфликтов, преодоления вызовов и угроз, поиска политического решения», - заявила она.
Переводя с политического языка на общедоступный, можно с уверенностью констатировать, что власти ЕС сдали Порошенко по полной. Европа однозначно дала понять, что не собирается расплачиваться за кровавые игры Киева, и нравится это Порошенко или нет, но ему придется идти к Путину и договариваться.
В это время стало известно о сокрушительном поражении украинской армии от ополченцев: две группировки численностью более семи тысяч человек оказались в «котлах», большая часть из них уничтожена, ополченцы вернули контроль над стратегической высотой Саур-Могила, откуда украинские военные расстреливали Донецк, вернули захваченные карателями Лисичанск, Красный Лиман, Мариуполь и многие другие населенные пункты.
Встреча президента Путина с президентом Порошенко проходила за закрытыми дверями более двух часов. После этого Порошенко немедленно покинул Дворец Независимости и тут же поехал отчитываться о результатах встречи в представительство ЕС, откуда сделал заявление. Порошенко назвал переговоры «сложными и тяжелыми, но важными и необходимыми».
Уже в ближайшее время будет подготовлен план для прекращения огня на востоке страны и возобновится деятельность контактной группы Украина-Россия-ОБСЕ. Порошенко заявил, что стороны договорились о проведении консультаций между пограничными ведомствами двух стран и сообщил, что договоренность о выработке мирного плана урегулирования ситуации на Востоке Украины достигнута. Что это за договоренность - ясно сказал президент России Владимир Путин. Он уточнил, что на двусторонней встрече с Порошенко условия прекращения огня на Украине предметно не обсуждались — РФ не выдвигала и не может выдвигать условий по урегулированию ситуации на Украине.
«Мы, Россия, не можем говорить о каких-то условиях прекращения огня, возможных договоренностях между Киевом, Донецком и Луганском, - сказал Путин. -
Мы можем только способствовать тому, чтобы создать обстановку доверия в ходе этого возможного и крайне необходимого, на мой взгляд, переговорного процесса».
Это значит, что господину Порошенко нужно будет договариваться с властями Новороссии, которых он называл «террористами» и «агентами Кремля» и приговорил к уничтожению. Вот с ними он и сядет теперь за стол переговоров и заключит мир.
«Россия со своей стороны будет делать все для этого мирного процесса, если он начнется. Этот процесс нужно начать как можно быстрее», — сказал Путин. «Достигнута договоренность о том, что контактная группа должна как можно быстрее возобновить свою работу», — подчеркнул российский президент.
В общем, время, когда Порошенко делал что-то независимо от Москвы, прошло. Сейчас ему придется поступать так, как скажет Путин. «Могу сказать, что логика мирного плана, наконец, была поддержана всеми без исключения главами государств», – озвучил свое новое политическое положение Порошенко из кабинета в здании резиденции ЕС. И сообщил, что достигнуто соглашение о проведении 6 сентябре переговоров с участием трех сторон – ЕС, Украины и РФ. Главной темой переговоров станут энергетические вопросы, поэтому участие в них примут профильные руководители ведомств Украины и России, а со стороны Евросоюза – еврокомиссар Эттингер. В Минске Эттингер обсудил с главой Минэнерго России Александром Новаком двустороннюю встречу в Москве, запланированную на 29 августа.
В самое ближайшее время Украина будет проводить консультации на экспертном уровне по вопросу экономических последствий создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. А последствия очень серьезные.
Владимир Путин озвучил сумму, которую Россия теряет от вступления Украины в ЕС: это более 100 млрд. рублей. Кто будет компенсировать эти убытки? Европейцы? Они однозначно дали понять, что это дело властей Украины, а вся компенсация по вступлению в Евросоюз в десятки разы меньше этих денег. Американцы? До сих пор сумма помощи американцев исчислялась траншами в десятки миллионов. Здесь же речь идет о миллиардах долларов.
У властей Украины нет денег не только на то, чтобы что-то компенсировать, но и на текущие социальные расходы, вроде зарплаты бюджетникам и выплаты пенсий ветеранам. Поэтому нужно будет расплачиваться чем-то другим.
В это время на официальном сайте ДНР появилось заявление премьер-министра республики Александра Захарченко: «Федерализация нас не устраивает. ДНР рассматривает только собственную независимость от Украины… Новороссия уже не согласна не только на федерализацию, но и на сохранение нынешней Украины как таковой».На прочих условиях власти Донецкой народной республики не согласны ни на перемирие, ни на переговоры с Киевом. «Сейчас согласие на переговоры – даже если оно будет получено в Минске или вскоре после Минска (и тяжелого военного поражения на восточном фронте) - ничего принципиально не изменит. Нет, конечно, переговоры начнутся, и на них даже может быть достигнуто какое-то перемирие, но оно будет хрупким и ненастоящим»,- сказал премьер-министр ДНР.
2. Ответ на 1., Адриан Роум:
1. Re: Никто и не ждал сенсационных прорывов после встречи в Минске